Ответ: По моему это будет интересно людям занимающимся дизайном и не только...
metr сказал(а):
Вот тут не смогу не согласится с моим политическим противником. Враньё.
Надеюсь ты трезвый...
==============
История создания
В России есть немало светских памятников победам русского оружия: триумфальные арки, пирамиды, обелиски и колонны. Идея построения храма-памятника восходила к древней традиции обетных храмов, возводившихся в знак благодарения за победу и в вечное поминовение о погибших. Традиция храмов-памятников известна еще с домонгольских времен: Ярослав Мудрый воздвиг в Киеве Софию Киевскую на месте битвы с печенегами. В эпоху Куликовской битвы были построены многочисленные храмы в честь Рождества Пресвятой Богородицы - праздника, выпавшего на день сражения русского воинства с войсками Мамая. В Москве в память о павших и в ознаменование военных побед построены храм Всех святых, собор Покрова на рву (более известный под именем Василия Блаженного), и собор Казанской иконы Божией Матери (Казанский собор) на Красной площади.
Храм Христа Спасителя был сооружен в ознаменование победы в Отечественной войне 1812 года.
25 декабря 1812, когда последние наполеоновские солдаты покинули пределы России, император Александр I подписал Высочайший Манифест о построении церкви в Москве, лежавшей в то время в руинах: «В сохранение вечной памяти того беспримерного усердия, верности и любви к Вере и Отечеству, какими в сии трудные времена превознес себя народ российский, и в ознаменование благодарности нашей к Промыслу Божию, спасшему Россию от грозившей ей гибели...»
12 октября 1817 года, через пять лет после выступления французов из Москвы, еще при Александре I был заложен на Воробьевых горах первый храм, но это строительство пришлось остановить в связи с недостаточной надежностью почвы. Был проведен второй конкурс на проект храма, и Николай I определил архитектором Константина Тона. Строительство по проекту Тона началось в 1832 и шло почти 44 года. Свод большого купола закончен в 1849 году; в 1860 были разобраны наружные леса. Еще 20 лет продолжались работы по внутреннему убранству; над росписью работали знаменитые мастера Василий Суриков, Иван Крамской, Василий Петрович Верещагин и другие ивестные художники Российской Академии Художеств.
26 мая 1883 года состоялось торжественное освящение храма, совпавшее с днем коронования императора Александра III.
Жизнь храма
Деятельность в храме очень скоро стала заметным явлением в общественной и культурной жизни, он был центром многих культурных событий и просветительской деятельности.
За год до освящения, 20 августа 1882, в храме Христа Спасителя была впервые исполнена
Увертюра 1812 года Чайковского, написанная композитором в ознаменование победы России в войне с Наполеоном.
В церкви был собственный хор, считавшийся одним из лучших в Москве. Среди регентов были знаменитые композиторы А.А. Архангельский и П.Г. Чесноков, исполнялись произведения другого крупного церковного композитора А.Д. Кастальского, звучали голоса Федора Шаляпина и Константина Розова.
В храме торжественно отмечались коронации, всенародные праздники и юбилеи: 500-летие со дня смерти Сергия Радонежского, 100-летие Отечественной войны 1812 года, 300-летие Дома Романовых, открытие памятников Александру III и Николаю Васильевичу Гоголю. Главный престольный праздник храма — Рождество Христово — до 1917 года отмечался православной Москвой как праздник Победы в Отечественной войне 1812 года. В храме была создана богатая библиотека, в которой было множество ценных изданий, и постоянно проводились экскурсии.
Разрушение
5 декабря 1931 года храм-памятник воинской славы был уничтожен.
2 июня 1931 года
Сталин отдал личное распоряжение снести храм Христа Спасителя для строительства на его месте Дворца Советов. Несколько месяцев продолжались спешные работы по разборке здания, однако разобрать его до основания не удалось, и тогда было решено его взорвать. Взрывов было проведено два — после первого взрыва храм устоял. Не все современники в равной степени восхищались архитектурой громадного храма, но москвичи, уважавшие свою историю, видели в нем символ славных побед прошлого и памяти о погибших. По воспоминаниям потрясенных свидетелей, мощные взрывы содрогнули не только близ стоящие здания, но чувствовались на расстоянии нескольких кварталов. Только для разборки обломков храма, оставшихся после взрыва, понадобилось почти полтора года.
Строительству Дворца Советов, начатому в 1937 году, не суждено было завершиться — началась Великая Отечественная война, и из подготовленных для монтажа металлических конструкций были изготовлены противотанковые ежи для обороны Москвы, а вскоре едва поднявшееся от уровня фундамента здание пришлось разобрать совсем.
Многие годы после взрыва на месте величественного храма зияла чудовищная яма. В 1958 году на месте собора появился плавательный бассейн «Москва», просуществовавший до 90-х годов. Среди москвичей ходила поговорка,
"был храм, потом — хлам, а теперь — срам".
Восстановление
В конце 1980-х годов возникло общественное движение за воссоздание Храма Христа Спасителя, одной из движущих идей была идея покаяния. 5 декабря 1990 на месте будущего строительства был установлен гранитный «Закладной» камень.
..В то же время автор проекта воссоздания Денисов отошел от работы, уступив место Зурабу Церетели, который завершал строительство, отступив от первоначального проекта Денисов, утвержденного московскими властями. Под его руководством на белокаменных стенах
появились бронзовые композиции, не свойственные православным храмам. Роспись интерьеров Храма была проведена протектируемыми Церетели художниками, вследствие чего их ценность также спорна.
Храм восстановили без Денисовa. Почти таким, как был.
Почти. Где-то не на том месте поставлена статуя. Где-то роспись перемещена с одного места на другое. Где-то – реальный факт – в лицах второстепенных персонажей на стенах угадываются художники, расписывавшие стены.
Только смысл стал бессмыслицей. Если Тон задумывал убранство Храма как летопись Отечественной войны в сюжетах Евангелия – и летопись удалась, то малейшая перестановка предметов все изменила.
Старый Храм читали, как книгу – и в этом было его главное значение – теперь же, даже при самом большом желании – можно прочесть лишь бесцельное нагромождение рисунков, именно рисунков.
И еще одно. Мрачные мраморные таблички с выдавленными кровавым цветом именами героев, погибших за годы войны с Францией… В наше время к ним добавилась еще одна – совсем рядом. Люди решили приобщиться к героизму. Табличка с именами восстанавливавших Храм. Оформленная точно также...
=======
http://www.kotoroy.net/