про взаимоотношения главреда и арт-директора

Статус
Закрыто для дальнейших ответов.

Борисыч

Участник
Топикстартер
Сообщения
73
Реакции
0
В ЖЖ Леонида Бершидского
"Продолжим начатое вот тут и вот тут : делюсь наблюдениями, накопленными за время работы на медиарынке.

Тут некоторые просили написать про взаимоотношения главреда и арт-директора. Попробуем .

1. Арт-директор, на мой взгляд, должен быть вторым человеком после главреда в редакции журнала (про газеты ниже). Это значит, что артдир -- более важная фигура, чем заместители главреда. Хотя на рынке сложился довольно низкий уровень оплаты дизайнерского труда (торговаться почему-то умеют только те дизайнеры, у которых свои студии), главреду стоит приложить все усилия не только к тому, чтобы найти достойного артдира, но и к тому, чтобы добиться для него зарплаты на уровне заместителя главного редактора. В последнее время я вообще не принимал никаких решений по структуре журнала, не советуясь с арт-директором. Потому что внутренний ритм журнала и такая базовая штука, как usability, зависят от визуального оформления едва ли не сильнее, чем от содержания.

2. Макет нельзя заказывать людям, которые потом не будут его поддерживать. Каждый дизайнер, принимая чужой макет, непременно найдет его нетехнологичным, неудобным, а местами некрасивым и начнет крючить на ходу. А любые изменения, которые вы по ходу работы будете вносить в журнал, будут визуально воплощены вне рамок сделанного "под ключ" макета. Дизайнер -- креативный человек, а не "оператор компьютерной верстки". Работать с чужим макетом ему так же интересно, как вам -- заполнять анкету на ипотечный кредит.
Кроме того, отдав макет на аутсорсинг, вы попадете на деньги. За разработку с вас возьмут в серьезной фирме не меньше $15 000, и это нижняя граница цен у нормальных людей. Свой арт-директор сделает макет, с которым уже можно начинать работать, за пару месяцев, то есть за двухмесячную зарплату. К тому же у вас будет гарантия, что работа над макетом, которая будет необходима уже после того, как ваше издание окажется на рынке, продолжится плавно.

3. Прежде чем начинать работу над макетом, нужно написать полную концепцию издания. В моем понимании, нужны хотя бы вот эти три элемента: 1) Рубрикатор с подробным описанием наполнения каждой рубрики и предложениями по способам иллюстрирования: фото, рисованные иллюстрации, инфографика, коллажи; 2) Cover policy: как вы хотите делать обложки. Стиль обложек потом нельзя будет менять: вы делаете либо портреты, либо коллажи, либо шрифтовые композиции, либо что-то рисованное. Какие-то плановые отклонения -- например, ставим репортажный кадр, если он великий -- можно заложить заранее. Я, честно говоря, в отклонения не верю. Надо решить на берегу, что делаем каждую неделю или месяц; 3) Сроки сдачи рубрик. Артдиректору нужно понимать, с чем можно будет повозиться, а что придется сдавать в последний момент (и поэтому придется настроить это максимально технологично). Если у вас нет какого-то из этих трех элементов, вы столкнетесь с неприятными неожиданностями -- например, с полным несоответствием оформления тому, что вы делаете текстуально, или со срывом дедлайнов, или с низкими продажами из-за обложек, которые не хавает ваша аудитория.

4. У артдира должна быть полная свобода в найме штата, но нужно договориться на берегу, сколько и каких людей в нем будет. Помню одного дизайнера, с которым я не договорился на старте нового проекта, потому что он хотел выпускать еженедельник с дизайн-службой из 11 человек, включая двух сканировщиков. Это требование он выдвинул, даже не поинтересовавшись, в каком виде будут поступать иллюстрации (у нас все делалось в цифре). Я спросил этого хорошего, кстати, артдира: "Извини, а сам ты сканировать умеешь?" Он очень обиделся. Художника вообще легко обидеть. Так вот, о согласовании штатного расписания: я уверен, что в современном журнале не должно быть верстальщиков. Для подчистки всякой мелочи существует препресс, которому вы все равно заплатите деньги, в том числе за труд "верстаков". Дизайнер должен быть способен сам все аккуратно поставить, должен стремиться к тому, чтобы линейки не съезжали и пр. А текстуальные "хвосты" могут резать редакторы, которым нельзя без базовых навыков работы в верстальной программе. В SmartMoney, где, я считаю, визуальная служба организована идеально, верстальщиков нет, а есть дизайнеры (трое), отвечающие за оформление разных секций журнала, и специалисты по инфографике (двое). Плюс артдир. Вот и вся дизайн-служба.

5. Я считаю, что ни в коем случае не надо брать на работу арт-директором даже очень хорошего дизайнера, который технически малограмотен и не будет сам верстать, работать в фотошопе и иллюстраторе. Ценность такого персонажа будет минимальной, он будет раздражать собственных подчиненных, тебя и вообще всех, кто занят делом. При таком артдире нужен ответсек, потому что иначе невозможно будет наладить конструктивное сотрудничество с препрессом и производственниками. "

Леонид Бершидский

В ЖЖ >>>>>
 
Продолжение: про взаимоотношения главреда и арт-директора

"6. Пункт, вытекающий из предыдущего: не берите дизайнерскую команду, которая будет использовать QuarkXPress. Дни этой прекрасной софтины на исходе. Сейчас пользуются гораздо более гибкой и богатой Adobe InDesign. Все продвинутые дизайнеры знают эту программу, которая, среди прочего, делает возможной работу без верстальщиков, а также позволяет избежать построения графиков в Illustrator и потому экономит много времени. Главред тоже должен уметь ей пользоваться, тем более что научиться ей намного проще, чем Кварку. InDesign -- современный стандарт в печатной индустрии, и этому бессмысленно сопротивляться.

7. Никогда не пытайтесь пересадить дизайн-службу с Mac на Windows. Даже несмотря на то, что все дизайнерские программы существуют для обеих ОС, дизайнер ненавидит Виндовз и любит Мак. Это их индустриальный стандарт, который нужно уважать ради их душевного спокойствия. На эту блажь вы потратите дополнительные деньги, но считайте их инвестицией в создание нормального рабочего климата. Кстати, в SmartMoney мы поставили Маки всем редакторам, чтобы те могли работать с версткой и учиться у дизайнеров, и я об этом не жалею. Я и сам предпочитаю Mac OS X, но это уже мой личный таракан.

8. Фотослужба должна организационно подчиняться артдиру. Только он знает, какие картинки в журнале нужны (и зачем), а какие нет. Хороший артдир сам умеет снимать и вообще обучен фоторемеслу. Если прямого подчинения нет, фоторедактор будет заниматься самодеятельностью и безнаказанно кидать дизайнеров, отчего журнал сделается некрасивым.

9. По-моему, очень важная задача для главреда -- убедить дизайнеров читать тексты. Сами они к этому не склонны и считают, что текст -- это "40% черного". То есть самый скучный элемент верстки. Однако в большинстве своем дизайнеры -- нормальные люди, которых можно увлечь интересной историей. Если это вам удалось, они придумают для текста красивое оформление, которое не будет мешать его читать, а будет с ним визуально рифмоваться. Мышление у большинства дизайнеров нелинейное, и их ассоциативный ряд будет другим, чем у вас. Не ждите от них иллюстраций типа "Злой милиционер бьет палкой бедного грузинского торговца", вообще не ждите прямых отсылок к смыслу текста. Хорошая иллюстрация -- это почти всегда последняя фраза нерассказанного анекдота; в случае с грузинами я скорее ждал бы летящих клином кепок-"аэродромов"... Впрочем, черт его знает: дизайнеры, с которыми я работал, всегда меня удивляли. В "Огоньке" Катерина Кожухова придумала как-то раз обложку, отсылавшую к материалу про русских звезд женского тенниса: волгоградская Родина-мать, у которой в руке вместо меча ракетка; Вучетич и вправду изваял эту даму готовой к пушечной подаче. Вы уже поняли, что я почти никогда не возражал против дизайнерского креатива и не требовал "нарисовать то, что я хочу". Так вы только испортите и журнал, и атмосферу в редакции. Людям, которых вы взяли на работу, имеет смысл доверять. Вот разве что над обложкой главреду и артдиру имеет смысл трудиться вместе: в идеале -- придумать вынос, который простимулирует фантазию артдира.

10. Про доверие вообще-то должен быть отдельный пункт. С виду дизайнеры -- раздолбаи и ненадежные люди. Многие из них поздно ложатся, поздно встают и любят выпить. Но, если им интересно работать, они, как ни странно, менее склонны к срыву дедлайнов, чем журналисты. Дизайнерский цех меньше журналистского, людей, умеющих делать периодику, вообще совсем мало, и понятие "профессиональная гордость" для них еще не стало пустым звуком, как для многих, увы, репортеров.

11. Может показаться, что я призываю не спорить с артдиром и все пустить на самотек. Вовсе нет. Спорить надо, но, даже больше, чем с пишущими людьми, -- надо всегда стараться предлагать варианты взамен. Причем -- несколько вариантов. Даже если ни один из них не будет принят, все, что вы говорили, отложится у хорошего артдира в голове, и на проблемном развороте произойдут изменения к лучшему. Иногда лучше даже попробовать нарисовать то, что вы имеете в виду, на листке бумаги: так артдиру будет легче вас понять. Потому что это человек, которого, если спросишь, на какой заправке он сегодня покупал бензин, скажет не "на ВР", а "на зеленой". Надо только следить, чтобы артдир не увлекался, помнил про первое требование к периодике -- читаемость -- и не нарушал табу, список которых вообще-то короткий, но вырезанный в граните. Например, в издании формата А4 не может быть пятиколонника. Вот хоть застрелись: читать будет невозможно. И нельзя набирать больше, чем четверть страницы, вывороткой. А еще (внимание: личный таракан!) на обложке не может преобладать зеленый цвет. Не спрашивайте, почему, но журнал с такой обложкой вы не продадите.

12. И еще, до кучи, крупный личный таракан. Дизайнерские изыски в газете (речь не идет о таблоиде, к которому применимы скорее жуцрнальные правила!) -- это дурацкая подкова на блохе (все дивились, но блоха-то, помните, прыгать перестала). Мне очень понравилось то, что сделали Шелютто и компания в "Известиях" (его лекции об этом проекте есть где-то на www.kak.ru), но это стоило денег и не спасло газету. Газету могут держать на плаву только строгая этика и большое количество репортерской работы, выливающееся в интересные повороты тем и большое количество эксклюзива. Если к этому добавить понятный рубрикатор, хороший набор шрифтов и достаточно внятно прописанные темплейты для всех штатных ситуаций, в газете вообще может не быть ни хороших фотографий, ни цвета (который, вопреки распространенному убеждению, не приносит больше рекламных денег), ни каких-либо еще красот. Газета, если это не таблоид, -- инструмент. Незачем раскрашивать электродрель в 38 цветов. Соответственно, газете не нужен артдир на полную ставку. Здесь можно и отдать макет на аутсорс.

13. Я до сих пор не решил, стоит ли заказывать новые шрифты, запуская новые газеты и журналы. Склоняюсь к мнению, что лучше заказать одному из немногочисленных мастеров -- скажем, Тарбееву, Сафаеву, ну или там Гордону, -- в общем, их очень мало, -- шрифты для таблиц, заголовков и пр. Это сразу сделает издание визуально отличным от других. Надо ли платить немалые деньги за новую наборную гарнитуру? Думаю, что скорее все-таки нет. Уже есть хорошие, удобные, которые продаются за несколько десятков долларов. Наборный шрифт замечаешь только на очень тонком уровне, в отличие от заголовочного. Между тем ваш артдир попробует, вероятно, развести вас на закупку всего комплекта. Хорошенько подумайте. И уж ни в коем случае нельзя воровать шрифты. Это моветон.

Что-то наверняка забыл. Ну так вы же мне напомните."

>>>В ЖЖ Леонида Бершидского
 
Ответ: Продолжение: про взаимоотношения главреда и арт-директора

Некоторые пункты данного опуса мне кажутся дикими и более того невменяемыми.
Для того, чтобы избежать непонимания (а мне кажется, что я что-то не понимаю), позволю задать себе несколько вопросов:

1) Кто такой арт-директор, что входит в его служебные обязанности?
2) Кто такой дизайнер, также, что входит в его служебные обязанности?
3) Что такое препресс и на чьей стороне он работает (редакции, или типографии)?
4) Кто такой верстальщик, каковы его служебные обязанности?
5) Чем Мак так принципиально лучше PC в ситуации с версткой журналов?
 
Ответ: Продолжение: про взаимоотношения главреда и арт-директора

JAW сказал(а):
1) Кто такой арт-директор, что входит в его служебные обязанности?
Как я понял из сказанного - формировать общий вид издания, концепцию, схемы полос исходя из технологических возможностей workflow. Ему вменяется подбор персонала, способного реализовать его идеи. Или идеи дизайнеров, которые незначительно отклоняются от генеральной линии.
2) Кто такой дизайнер, также, что входит в его служебные обязанности?
Дизайнер занимается непосредственно реализацией идей арт-директора. Готовит оформление полос. Рисует на бумаге, сканирует, отрисовывает, гнёт, крючит и гундит. :)
3) Что такое препресс и на чьей стороне он работает (редакции, или типографии)?
Он работает прокладкой между редакцией и типографией. По идее, он должен "защищать" типографию, но не больше, чем это в его технических возможностях. В самом деле, 400% краски ни одна типография не потерпит. Также он должен заниматься входным и выходным контролем компонент макета и по идее должен обладать правом осаждать не в меру ретивых дизайнеров. А также иногда совмещает обязанности скан-мастера - но не обязан этого делать. Чаще может быть задействован как консультант при работе с первичкой, когда дизайнер не знает, как ему поступить. Часто шипит на дизайнера, если тот просит повторить коллаж с офигительными эффектами в полиграфическом разрешении (ага, картинка-то была выполнена в 72 ppi). ;)
4) Кто такой верстальщик, каковы его служебные обязанности?
Бистро-бистро и профессионально ввёрстывать текст и оформлять его в соответствии с задуманным планом. Переносы, ударения и всякое такое. Вставка в полосы готовых макетов. Внесение правок техреда и взаимодействие с дизайнером и допечатником. Но лучше бы с допечатником, иначе откуда взяться подписям под фото в 100-100-100-100? Или обширным вывороткам в 100% К?;)
Препрессор и верстальщик - разные профессии, но иногда совмещаются.

Бывают ещё цветокорректоры, которые на последних секундах правят и вгоняют в тон фотографии, но это у кого как. Возможно, это одно из названий препрессоров.
5) Чем Мак так принципиально лучше PC в ситуации с версткой журналов?
Привычнее. Я работал в РА, в котором все дизайнеры, ваш покорный слуга (и даже финансовый директор) работали на маках. А вот манагеры имели писюк. Это была генеральная линия холдинга, в который входили несколько крупных агентств, поэтому лицензию на Кварк, Иллюстратор и Фотошоп, как ты понимаешь, закупали для большого кол-ва машин. Инвесторы - иностранцы, поэтому при их отношении к писюкам трудно представить иную схему.
 
Ответ: про взаимоотношения главреда и арт-директора

В журнале цветокорректор есть всегда (например в русском Топ Гире их восемь человек!!!). Не везде называют эту должность согласно выполняемым обязанностям, в принципе "хоть горшком назови", препрессером или дизайнером. Только не дай бог работать в последнию секунду - результат будет отрицательным.
Арт-директор, по раскладке обязаностей от Борисыча это Художественный редактор издания (естественно второй человек после ГлавРеда), видимо от сюда недоумение JAW, чаще в редакциях Арт-директором называют ведущего дизайнера (по сути "бригадира" верстальщиков-дизайнеров)
 
Ответ: про взаимоотношения главреда и арт-директора

Этот Леонид нормальных верстальщиков в жизни не видел, вот и весь сказ.

Не по теме:
Впрочем, откуда в журналах нормальным верстальщикам взяться
 
Ответ: про взаимоотношения главреда и арт-директора

Так а как правильно называть бригадира над дизайнерами? Который проверяет работы других дизайнеров на тех. ошибки или на явно никудышний дизайн, при этом иногда ответсвенные крупные работы делает сам?

А настоящий арт-директор - это не спец по полиграфии, а просто такой же главред, хорошо рабрирающийся в тематике журнала, и при этом ещё и обладает чувством прекрасного? Я правильно понимаю?
 
Ответ: про взаимоотношения главреда и арт-директора

Самый главный — это рекламный отдел :)

Сегодня еще раз в этом убедился :(

Хм, «бригадир дизайнеров» мне нравится, а то в здесь обозвали дизайнером-верстальщиком, , работаю за того и за другого, за третьего и четвертого :) в трудовой написано вобще хз что :)))
 
Ответ: про взаимоотношения главреда и арт-директора

Не уверен насчет подчинения фотослужбы арт-директору. Тогда фотография перестает быть журналистикой. У фотослужбы должен быть свой руководитель. Все остальное - от безысходности. В идеале, в большом издании оргструктура "визуального подразделения" должна выглядеть наверное так:
Дизайн-редактор, редактор по визуальной части и т.п., кто-то, кто сечет и в журналистике, и в дизайне. Под ним: Арт-директор, фоторедактор, можно - группа препресса. В изданиях поменьше -- выпускающий редактор, а ему подчиняются арт-директор и фоторедактор.
Но это ИМХО, следующее из моего понимания роли фотографии в информационном издании. В глянце - все может быть сильно по-другому, так как там часто о документальной фоте вообще речи нет.
 
Ответ: про взаимоотношения главреда и арт-директора

делюсь наблюдениями, накопленными за время работы на медиарынке.
Неправильно построена фраза. Судя по написанному, она должна была звучать так:
Делюсь наблюдениями, накопленными за время работы в федеральных глянцевых (преимущественно - гламурных) журналах.
Вот теперь исходные посты воспринимаются адекватно.
 
Ответ: про взаимоотношения главреда и арт-директора

Ага, размечтались, разумничались. У меня вообще в издательстве полная неразбериха из 4, даже незнаю как как назвать, наверное дизайнеров верстальщиков, 1- еще и бильд редактор, 1 - еще и журналист, наконец просто дизайнер-верстальщик, и я - технический директор, верстальщик, дизайнер, фотограф, цветокоректор, и препрес инженер. Вообщем задолбались уже по полному, но по 2 полноцветных журнала в месяц на 150 полос каждый и еще еженедельную газету на 32 полосы 4+4 выпускаем.
Да чуть не забыл, недавно с горя статьи писать стал.
 
Ответ: про взаимоотношения главреда и арт-директора

ага-а-ага
не особо дочитав весь опус из надцати пунктов и походу окинув взглядом неоторые комменты - могу ответить тока одно
"Борисыч" челове который именует себя арт-директором - может быть только в одном месте работы - а именно - рекламное агентство - так как в обязаности данного типа профессии входит не только сооружение барикад полиграфии но и видео и аудиорынка - так что уже посему вопрос - некорректный

а в полиграфии реалити колбаситься "креативный директор" - вот та фигура че следит за всем - и за полиграфической работой и за наймом, и за дизайнерами, верстальщиками , и за фотографами, бильдредакторами, и за копирайтерами, и т.п. и т.д. связанными непосредственно с оформлением любого полиграфпродукта

З.Ы. как добавление скажу - задача главреда - раскинуть мозгами по страничкам (если издание) в отношении материалов че где и как - а задача "КД" - оформить, и обламать главреда которому что-то в дизигне странички не нрависа он не только может но и должен - доказав это на деле, так же и в разныъх тама полгирафических продуктах

если кто хочет поспорить - могу
 
Ответ: про взаимоотношения главреда и арт-директора

JetPilot сказал(а):
ага-а-ага
не особо дочитав весь опус из надцати пунктов и походу окинув взглядом неоторые комменты - могу ответить тока одно
"Борисыч" челове который именует себя арт-директором - может быть только в одном месте работы - а именно - рекламное агентство - так как в обязаности данного типа профессии входит не только сооружение барикад полиграфии но и видео и аудиорынка - так что уже посему вопрос - некорректный

а в полиграфии реалити колбаситься "креативный директор" - вот та фигура че следит за всем - и за полиграфической работой и за наймом, и за дизайнерами, верстальщиками , и за фотографами, бильдредакторами, и за копирайтерами, и т.п. и т.д. связанными непосредственно с оформлением любого полиграфпродукта

З.Ы. как добавление скажу - задача главреда - раскинуть мозгами по страничкам (если издание) в отношении материалов че где и как - а задача "КД" - оформить, и обламать главреда которому что-то в дизигне странички не нрависа он не только может но и должен - доказав это на деле, так же и в разныъх тама полгирафических продуктах

если кто хочет поспорить - могу

Обращаю внимание, что пост изначальный был хоть и от Борисыча, но это цитата с ЖЖ Леонида Бершидского, ныне главного в Smart Money, а до этого главред Ведомостей. Так что говорить, что, во-первых, не надо на Борисыча набрасываться :), а во вторых, Бершидский знает все-таки совсем не только глянец.

Что касается должностей и оргструктуры, речь в посте шла об одном издании, а не о ситуации, когда есть издательство, а у него 750 изданий и все разноплановые.

Если честно должность креативного директора мне вообще непонятна. В рамках газеты, по крайней мере, или журнала. А остальные что, не креативные? Зачем они тогда нужны, когда они на креатив неспособны? Если же речь идет о креативе визуальном, то чем, кроме названия, тогда отличается эта должность от дизайн-редактора, дизайн-директора или арт-директора, хоть как его назови?
 
Ответ: про взаимоотношения главреда и арт-директора

В топку названия нерусские!!!
Из-за "модности" слов типа "бильд-редактор" и "арт-директор" и возникает неразбериха.
Типа говорю людям "я-верстальщик" - они мне "это как? переведи не русский" - я объясняю - ответ "а-а-а-а ты - дизайнер, так бы и говорил по-русски" :)
Вот есть же такие понятия как "Художник-оформитель" или "ответственный за выпуск" - всем все понятно, но некоторые пытаются их подменить..
Эти все названия придумали не профи, а люди совершенно далекие от этого, "непонятнокаксюдапопавшие". Согласитесь у профессионалов должна быть своя терминология и при том ЕДИНАЯ. А попытки запутать, показать свою крутизну и необычность через модные названия - детский сад!
Еще есть хорошее русское слово "ПОНТЫ"!
 
Ответ: про взаимоотношения главреда и арт-директора

Согласен с Filmoscope - ведь блин походу реалити должна быть такая себе книга профессий где четко должно быть все понятно написано и структуризировано в отношении той или иной должности - а так как у нас рынок рекламной индустрии нормально еще не начал развиваться ввиду его молодости тот тут и сам черт ногу сломит - где че и как должно называться

З.Ы. ...и на Борисыча никто не набрасываеться :)))
 
Ответ: про взаимоотношения главреда и арт-директора

Собственно мои вопросы во втором посте возникли совершенно по другой причине.
Вопрос то, по большому счету, не в названиях...

Для меня осталочь непонятно мнение о верстальщиках.
т.е. я совсем не понял, кто же в этом издании занимается версткой?
Дизайнеры? Тогда этих дизигнеров нужно называть "Операторы компьютерного набора и верстки n-й категории".

Дело в том, что навыки необходимые для дизайна, верстки, и редактирования материала принципиально различны. Невозможно эту работу делать одновременно с хорошим результатом. Более того... Я не совсем уверен в том, что хороший верстальщик может быть дизайнером и наоборот. Ну да, типа я могу заниматься и версткой и дизайном, но я прекрасно отдаю себе отчет в том, что если верстка мне удается хорошо, то дизайн - плохо (мне как бы нужно, чтобы все было строго, ровно, логически оправдано, а дизайн штука сумасбродная).

Второй момент - роль препреса.
ch_alex написал предполагаемую им роль. НО!!! Я не зря спрашиваю, где этот препресс находится? В редакции, или в типографии/репроцентре.
Если первое, то да... Это верное решение...
А вот сдавать "неподтянутые хвосты и глюки" в типографию/репро мягко говоря смерти подобно. Во первых никто их там подтягивать не обязан, даже за адекватные деньги. За неадекватные может быть подтянут. Но это будет не дорого, а очень дорого (ибо нефиг, ибо заградительные тарифы, ибо ответственность, которая стоит очень дорого).

По поводу всеобщей любви дизигнеров к Индизайну и Маку... Извините, это вкусовщина и бред. Например ту же инфографику, по моему мнению, гораздо более эфективно делать не в Илюстраторе, а в Кореле и вообще нужно выбирать наиболее эффективные инструменты, а не то, что модно.
 
Ответ: про взаимоотношения главреда и арт-директора

Насчет названия профессий...
Смотрите свежий квалификационный справочник по отрасли. Найдете там много интересного и, скорее всего, обидного для себя...

Например меня обозвали "Оператором фотовыводных устройств"... Да, обидно для специалиста по предпечатной подготовке, но если посмотреть обязанности высшей категории, то там будет и спуск полос и исправление ошибок заказчика и т.п.
 
Ответ: про взаимоотношения главреда и арт-директора

JAW, а ссылку на справочник? Или он только на бумаге?
 
Ответ: про взаимоотношения главреда и арт-директора

MAO_the_Doom сказал(а):
JAW, а ссылку на справочник? Или он только на бумаге?

Если только на бумаге, то хоть сканы самых интересных мест выложи.
 
Ответ: про взаимоотношения главреда и арт-директора

Где-то я его видел в электронном виде.
Может даже он у меня и есть... На работе посмотрю.

Вот здесь гляньте:
http://instrukciy.narod.ru/etkc.html

Конкретно кажется вот это:
http://www.instrukciy.narod.ru/etkc_55.zip
 
Статус
Закрыто для дальнейших ответов.