В ЖЖ Леонида Бершидского
Леонид Бершидский
В ЖЖ >>>>>
"Продолжим начатое вот тут и вот тут : делюсь наблюдениями, накопленными за время работы на медиарынке.
Тут некоторые просили написать про взаимоотношения главреда и арт-директора. Попробуем .
1. Арт-директор, на мой взгляд, должен быть вторым человеком после главреда в редакции журнала (про газеты ниже). Это значит, что артдир -- более важная фигура, чем заместители главреда. Хотя на рынке сложился довольно низкий уровень оплаты дизайнерского труда (торговаться почему-то умеют только те дизайнеры, у которых свои студии), главреду стоит приложить все усилия не только к тому, чтобы найти достойного артдира, но и к тому, чтобы добиться для него зарплаты на уровне заместителя главного редактора. В последнее время я вообще не принимал никаких решений по структуре журнала, не советуясь с арт-директором. Потому что внутренний ритм журнала и такая базовая штука, как usability, зависят от визуального оформления едва ли не сильнее, чем от содержания.
2. Макет нельзя заказывать людям, которые потом не будут его поддерживать. Каждый дизайнер, принимая чужой макет, непременно найдет его нетехнологичным, неудобным, а местами некрасивым и начнет крючить на ходу. А любые изменения, которые вы по ходу работы будете вносить в журнал, будут визуально воплощены вне рамок сделанного "под ключ" макета. Дизайнер -- креативный человек, а не "оператор компьютерной верстки". Работать с чужим макетом ему так же интересно, как вам -- заполнять анкету на ипотечный кредит.
Кроме того, отдав макет на аутсорсинг, вы попадете на деньги. За разработку с вас возьмут в серьезной фирме не меньше $15 000, и это нижняя граница цен у нормальных людей. Свой арт-директор сделает макет, с которым уже можно начинать работать, за пару месяцев, то есть за двухмесячную зарплату. К тому же у вас будет гарантия, что работа над макетом, которая будет необходима уже после того, как ваше издание окажется на рынке, продолжится плавно.
3. Прежде чем начинать работу над макетом, нужно написать полную концепцию издания. В моем понимании, нужны хотя бы вот эти три элемента: 1) Рубрикатор с подробным описанием наполнения каждой рубрики и предложениями по способам иллюстрирования: фото, рисованные иллюстрации, инфографика, коллажи; 2) Cover policy: как вы хотите делать обложки. Стиль обложек потом нельзя будет менять: вы делаете либо портреты, либо коллажи, либо шрифтовые композиции, либо что-то рисованное. Какие-то плановые отклонения -- например, ставим репортажный кадр, если он великий -- можно заложить заранее. Я, честно говоря, в отклонения не верю. Надо решить на берегу, что делаем каждую неделю или месяц; 3) Сроки сдачи рубрик. Артдиректору нужно понимать, с чем можно будет повозиться, а что придется сдавать в последний момент (и поэтому придется настроить это максимально технологично). Если у вас нет какого-то из этих трех элементов, вы столкнетесь с неприятными неожиданностями -- например, с полным несоответствием оформления тому, что вы делаете текстуально, или со срывом дедлайнов, или с низкими продажами из-за обложек, которые не хавает ваша аудитория.
4. У артдира должна быть полная свобода в найме штата, но нужно договориться на берегу, сколько и каких людей в нем будет. Помню одного дизайнера, с которым я не договорился на старте нового проекта, потому что он хотел выпускать еженедельник с дизайн-службой из 11 человек, включая двух сканировщиков. Это требование он выдвинул, даже не поинтересовавшись, в каком виде будут поступать иллюстрации (у нас все делалось в цифре). Я спросил этого хорошего, кстати, артдира: "Извини, а сам ты сканировать умеешь?" Он очень обиделся. Художника вообще легко обидеть. Так вот, о согласовании штатного расписания: я уверен, что в современном журнале не должно быть верстальщиков. Для подчистки всякой мелочи существует препресс, которому вы все равно заплатите деньги, в том числе за труд "верстаков". Дизайнер должен быть способен сам все аккуратно поставить, должен стремиться к тому, чтобы линейки не съезжали и пр. А текстуальные "хвосты" могут резать редакторы, которым нельзя без базовых навыков работы в верстальной программе. В SmartMoney, где, я считаю, визуальная служба организована идеально, верстальщиков нет, а есть дизайнеры (трое), отвечающие за оформление разных секций журнала, и специалисты по инфографике (двое). Плюс артдир. Вот и вся дизайн-служба.
5. Я считаю, что ни в коем случае не надо брать на работу арт-директором даже очень хорошего дизайнера, который технически малограмотен и не будет сам верстать, работать в фотошопе и иллюстраторе. Ценность такого персонажа будет минимальной, он будет раздражать собственных подчиненных, тебя и вообще всех, кто занят делом. При таком артдире нужен ответсек, потому что иначе невозможно будет наладить конструктивное сотрудничество с препрессом и производственниками. "
Леонид Бершидский
В ЖЖ >>>>>