Профиль зрительной системы

  • Автор темы Автор темы Samsonov
  • Дата начала Дата начала
Статус
Закрыто для дальнейших ответов.

Samsonov

Участник
Топикстартер
Сообщения
886
Реакции
89
Существует ли в природе какой-нибудь цветовой профиль (не матричный, наверное, и скорее всего многоканальный), который бы более-менее аппроксимировал область воспринимаемых цветов? Ну, то есть который на диаграмме цветности xy давал бы охват в виде той самой подковы. Или вот, по идее, когда Линдблум изображает «Lab gamut» — это же не ручной расчёт картинки, наверное? Или когда он же приводит величины «Lab Gamut Efficiency» и «Coding Efficiency» — откуда-то ведь он это берёт?
 
Ответ: Профиль зрительной системы

Samsonov сказал(а):
откуда-то ведь он это берёт?
Из мансселовского атласа. Существуют LUT-ы, описывающие манселловский атлас, один из таких LUT-ов -- UPLab.
Далее. Все эти построения касаются т.н. предметных стимулов. И сейчас я понимаю, что это правильно, потому как ежели фотометрическая яркость стимула не превышает фотометрическую яркость стимула адаптирующего (интегральная фотометрчиеская яркость сцены), то зрение не в состоянии идентифицировать природу светового потока -- отраженный он или испущенный.
Вместе с тем, Манселловский атлас претендует на то, что в нем представлены образцы всех насыщенностей, которые могут дать в природе стимулы предметные.
P.S. Голубая мечта идиота приобрести Манселловский атлас в личное пользование...
 
Ответ: Профиль зрительной системы

Samsonov сказал(а):
Существует ли в природе какой-нибудь цветовой профиль
Существует. Но не профиль.

Хотя сам вопрос и несложен, но во избежание путаницы предлагаю начать разбираться с вопросом HVS (human visual space) с понятия локус и maximum saturation method. Как видно из примера (см. аттач), он определяется из cmf (color matching function).
Alexey Shadrin сказал(а):
Из мансселовского атласа.
Чуть уточню. Для определения границ HVS атлас не нужен, границы элементарно вычисляются по дельта-функции. Достоинство атласа в другом - uniformity (перцептуальное). Равный шаг.
 

Вложения

Ответ: Профиль зрительной системы

sabos сказал(а):
Как видно из примера (см. аттач), он определяется из cmf (color matching function).
Саша, то, что мы получаем из трихроматических кривых Стандартного наблюдателя -- это локус максимальных цветностей, то есть локус максимальных разносов колбочковых откликов. Об ощущениях этот локус не говорит ничего.
 
Ответ: Профиль зрительной системы

Samsonov сказал(а):
который бы более-менее аппроксимировал область воспринимаемых цветов? Ну, то есть который на диаграмме цветности xy давал бы охват в виде той самой подковы.
Воспринимаемых цветов не существует. Цвет -- это результат восприятия стимула. Поэтому словосочетание "воспринимаемые цвета" некорректно.
Область воспринимаемых стимулов -- это комплект монохроматических стимулов видимой части спектра.
Характер воздействия монохроматов на колбочковый аппарат человека графически представляет собой дугу на xy-диаграмме.

Фигура в перцепционном пространстве (L*a*b*) построена на базе манселловского атласа. Но понятно, что фигура эта ограничена характером естественных предметных стимулов, или, по крайней мере тех стимулов, которые может добавить к естественным человек при помощи искусственных красителей.

Чтобы кто-то построил перцепционную фигуру, манипулируя стимулами монохроматическими, -- мне неизвестно. Может быть кто-то сие и выполнил. Однако коль скоро прикладная ценность такого исследования сомнительна (естественные сцены почти никогда не дают монохроматов), то сомневаюсь в том, чтобы кто-то профинансировал такое исследование. Однако, я думаю (!), что данную задачу можно решить аналитически, если применить к монохроматам CIECAM02 и тем самым удовлетворить свое любопытство (но не более).
 
Ответ: Профиль зрительной системы

Alexey Shadrin сказал(а):
Чтобы кто-то построил перцепционную фигуру, манипулируя стимулами монохроматическими
Следующим уроком (если дойдет дело) я покажу, как построить такую фигуру.
Не по теме:
Ты, как обычно, недооцениваешь математику.
 
Ответ: Профиль зрительной системы

sabos сказал(а):
Следующим уроком (если дойдет дело) я покажу, как построить такую фигуру.
Не по теме:
Ты, как обычно, недооцениваешь математику.
Саша, я имел в виду (прошу прощения за имение в виду), что мне неизвестно, чтобы кто-то построил такую фигуру на базе психофизических экспериментов. Построить ее аналитически можно (для такого построения есть необходимый минимум материала), но далеко не факт, что такое построение удовлетворительно аппроксимирует экспериментальные данные (если бы таковые проводились).
Вопрос в другом: нужно ли?
 
Ответ: Профиль зрительной системы

Alexey Shadrin сказал(а):
что мне неизвестно, чтобы кто-то построил такую фигуру на базе психофизических экспериментов.
Чем плоха Munsell renotation? LUCHI, Braun, JOSA?
Alexey Shadrin сказал(а):
далеко не факт, что такое построение удовлетворительно аппроксимирует экспериментальные данные
Аппроксимирует. Впрочем, не торопимся, придет понимание первого - дойдем и второго.
Alexey Shadrin сказал(а):
Вопрос в другом: нужно ли?
Как и любая другая сверка теоретических и экспериментальных данных.
 
Ответ: Профиль зрительной системы

sabos сказал(а):
Чем плоха Munsell renotation? LUCHI, Braun, JOSA?
Разве они строились по монохроматам, а не по предметным? Прости, я просто не встречал уточнений на сей счет: renotaion и renotaion, без пояснений.
 
Ответ: Профиль зрительной системы

Чем отличается монохромат от дихромата, от широкополосного (в психофизиологическом смысле)?
 
Ответ: Профиль зрительной системы

sabos сказал(а):
Чем отличается монохромат от дихромата, от широкополосного (в психофизиологическом смысле)?
В психофизиологическом -- не знаю. В физико-физиологическом -- мерой разноса колбочковых откликов, то есть цветностью.
 
Ответ: Профиль зрительной системы

Alexey Shadrin сказал(а):
мерой разноса колбочковых откликов, то есть цветностью.
Это принципиальное отличие? Оно может изменить базу (систему)?
 
Ответ: Профиль зрительной системы

sabos сказал(а):
Это принципиальное отличие? Оно может изменить базу (систему)?
Не знаю. Просто не знаю на сколько четко мы сегодня можем спрогнозировать результат восприятия монохроматов, находящихся в реальной сцене и яркость которых не превышает адаптирующую. Но я не против аналитического расчета. Сильного отклонения он явно не даст, а коль скоро на сегодня в прикладном отношении предмет разговора -- вещь бесполезная, то, думаю, "прокатит" :)
 
Ответ: Профиль зрительной системы

Alexey Shadrin сказал(а):
А если вспомнить про Грассмана? Или он уже "немоден"?
Alexey Shadrin сказал(а):
коль скоро на сегодня в прикладном отношении предмет разговора -- вещь бесполезная
Ценность науки теперь лишь прикладная осталась?
 
Ответ: Профиль зрительной системы

sabos сказал(а):
А если вспомнить про Грассмана? Или он уже "немоден"?
Грассману грассманово -- он дает законы сложения стимулов. Но ув. Самсомнов, как я понял, интересуется все же ощущениями (хотя понять и непросто, что же именно его интересует?).
Ценность науки теперь лишь прикладная осталась?
Мм-м-м: опять я согрешил имением в виду -- я имел в виду, что ежели в реальных сценах практически не встречаются монохроматы, то какова научная ценность исследования искусственных ситуаций, когда в предполагаемую сцену пихают пару тройку неярких монохроматов, а потом исследуют результат их восприятия по аналитическим моделям?
 
Ответ: Профиль зрительной системы

Alexey Shadrin сказал(а):
все же ощущениями
Т.е. немоден. Я понимаю, "ощущения" - это ого! Это наше все. Здесь "примитивно организованная" математика и логика пасует, здесь нужны сакральные силы. Все, ухожу, ухожу :-).
Alexey Shadrin сказал(а):
ежели в реальных сценах практически не встречаются монохроматы, то какова научная ценность исследования искусственных ситуаций
Часто ли встречаются ли в реальных сценах спектры излучения ZnS:Ag+Co-on-Al2O3? Изменяет ли что либо в восприятии то, что мы аналитически можем расчитать результаты восприятия ZnS:Ag+Co-on-Al2O3? Трава на мониторе стала иначе выглядеть?
 
Ответ: Профиль зрительной системы

sabos сказал(а):
Т.е. немоден. Я понимаю, "ощущения" - это ого! Это наше все. Здесь "примитивно организованная" математика и логика пасует, здесь нужны сакральные силы. Все, ухожу, ухожу :-)
Чего ты, отче? Проблема в том, что вопрос ув. Самсонова понять невозможно -- остается гадать, пока сам автор не ответит. Кстати, я, несмотря на недавно прозвучавшие призывы, в ощущения не лезу, бо считаю это преждевременным. По-моему, ты тоже...
Часто ли встречаются ли в реальных сценах спектры излучения ZnS:Ag+Co-on-Al2O3? Изменяет ли что либо в восприятии то, что мы аналитически можем расчитать результаты восприятия ZnS:Ag+Co-on-Al2O3? Трава на мониторе стала иначе выглядеть?
Принято. Убедил.
 
Ответ: Профиль зрительной системы

sabos сказал(а):
Предлагаю начать разбираться с вопросом HVS с понятия локус и maximum saturation method.
Alexey Shadrin сказал(а):
Воспринимаемых цветов не существует. Цвет — это результат восприятия стимула.
Уважаемые господа! Если вы ненадолго отставите в сторонку свой снисходительный тон и ещё раз перечитаете исходный вопрос, то, надеюсь, поймёте, что речь не шла о том, как пересчитать δ(λ) в XYZ и тем более xy — соответствующие формулы широко доступны. Хотелось увидеть именно готовый цветовой профиль, который бы более-менее пристойно описывал колориметрические характеристики устройства ввода Eye-Two компании X-God. :)

Никакой сверхточности не требуется — просто общий вид. Вот, как вы говорите, профиль UPLab построен на базе манселловских образцов — так примерно то же самое, только на базе монохромных излучателей. То есть чтобы прикинуть предельные границы, за которые точно ничего выходить не может. Понятно, что это не весь LAB-куб целиком, и в то же время даже его может не хватать (если ограничивать координаты цветности), чему Линдблум приводит наглядный пример.

Ничего сверх того не нужно. Вы почему-то всегда ищете вселенскую проблему на пустом месте. :)
 
Ответ: Профиль зрительной системы

, соответсвенно их разница в пределах [-1;1], соответсвенно a в пределах [-500;500], b в пределах [-200;200]. Если грубо.

Если хотите чуть поточнее, то могу продолжить пример с дельта-функцией. В результате получите a в пределах [-295;220], b в пределах [-200;165]. Похихикаете над "наглядным примером" Линдблума.
 

Вложения

  • XYZ_to_Lab.png
    XYZ_to_Lab.png
    1.9 КБ · Просм.: 971
Ответ: Профиль зрительной системы

соседнем разделе[/URL] просят готовый клипарт, хотя фотокамера есть у каждого), то наверняка вы мне великодушно предложили бы начать с таблицы умножения и навыков пользования карандашом. Проблема в том, что знать, как надо прыгать в длину на 8 метров, и реально прыгнуть на 8 метров — совсем не одно и тоже.


Прикинуть границы достаточно просто.
Размер куба не интересует просто постольку поскольку искомая фигура ну никак не может быть кубом.

f в пределах [0, post: 0"].
Точно ли область значений f(t) не может выходить за единицу? Например, при флюоресценции.

Если хотите чуть поточнее, то могу продолжить пример с дельта-функцией. В результате получите a в пределах [-295;220], b в пределах [-200;165].
Если хотите, можете заглянуть в аттач и посмотреть на готовую визуализацию граничного локуса, выполненную в программе ColorSpace. Слева направо там Yxy, L*a*b* и диаграмма a*b* (раскрашенная область — просто охват какого-то RGB-устройства); одна клеточка равна 10 единицам a*/b* или 0,1 x/y. Всё бы ничего, но по одной этой линии не так-то просто представить всю фигуру в целом. Не невозможно, но сложно, даже понимая структуру CIELAB и вдоволь насмотревшись на визуализацию обычных профилей.


Похихикаете над «наглядным примером» Линдблума.
Если верить словам Шадрина, что он базируется на отражающих образцах, то не вижу никаких поводов посмеиваться над этим рисунком. Тем более, что у меня бы не получилось сделать даже такой рисунок — я не знаю ни одной программы, которая бы умела визуализировать профили класса colorspace, и даже не представляю, как вообще их можно визуализировать.
 

Вложения

  • HVS-locus.png
    HVS-locus.png
    24.3 КБ · Просм.: 878
Статус
Закрыто для дальнейших ответов.