Ответ: Разница отображения sRGB в шопе и системе.
Ух, ребят, вы тут все такие крутые, я вас давно и с почтением читаю, боясь слово вставить. Но вот эта тема - сам только что с подобным боролся. Пришлось зарегистрироваться.
Наблюдения следующие:
Итак, разница есть, действительно. В ФШ тени прорабатываются лучше, в фото-вьюверах и браузерах "завал" и "зажаривание".
Похоже, вьюверы и браузеры, даже с заявленной поддержкой CMS, не пользуются профилем монитора. Вся CMS у них в том, чтобы перевести, скажем, Adobe RGB в sRGB, а дальше просто вывод на монитор "как есть".
Назовём их "полу-CMS".
Исключение составляет ACDSee PRO (2.5 пробовал), которая честно (похоже) пользуется профилем монитора. Но не все профили она понимает. В моих экспериментах ей подошли только сгенеренные Color Eyes, матричного типа (строго), icc2 и icc4. Профили от Agryll, Spyder и basICColor были проигнорированы или использованы неправильно. Если профиль подошел, то показывает так же, как в ФШ.
Если по каким-то причинам ACDSee PRO вам не нравится (как и мне), то для не-CMS и полу-CMS приходится искать другой выход. Я, в частности, получил идентичное воспроизведение теней с профилем от basICColor с гаммой sRGB и нативной точкой чёрного. Матричный или табличный - всё равно. Но у basICColor (на моей системе, по крайней мере) в табличных профилях под ФШ более заметно окрашивание серого клина (видимо, проблемы в расчётах).
Замечу, что идентичность именно в воспроизведении теней, а цвета несколько "гуляют", т.к. sRGB тупо показывается сквозь monitorRGB без пересчёта цветовых координат. Так что цвета с точностью до совпадения охватов монитора и sRGB.
Профили, сделанные Agryll также имеют небольшой подъём в тенях даже с гаммой 2.2, а не только sRGB. Так что они тоже могут решить проблему.
К сожалению Color Eyes, дающая наилучшие результаты на LCD, из мной опробованных, не умеет делать гамму sRGB, а модная гамма L* очень уж сильно меняет восприятие снимка.
NB. Всё сказанное выше отталкивается от того постулата, что ФШ является эталоном. Если же это не так и ошибка кроется именно в ФШ, то надо что-то ещё придумать.
PS. Сравнивая свой новый LCD со старым ЭЛТ Митсубиси обнаружил, что будучи откалиброванным под гамму 2.2, трубка при воспроизведении в полный экран или на чёрном фоне фото в низком ключе прорабатывает тени так же, как LCD с гаммой sRGB. Если же смотреть "обычные" фото или low-key, но не в полный экран, а на сером или светлом фоне, то проработка теней на трубке соответствует LCD с гаммой 2.2
Понятно, что это связано с особенностями технологии ЭЛТ. Но полагая ЭЛТ за референс, мне не удалось получить на LCD полностью идентичного поведения. Либо то, либо другое.