Разрядность мониторов и регулировка цветовой температуры.

  • Автор темы Автор темы lygun
  • Дата начала Дата начала
Статус
Закрыто для дальнейших ответов.
Ответ: Разрядность мониторов и регулировка цветовой температуры.

aspirin сказал(а):
Результат калибровки такого монитора с 8 битной LUT может быть значительно лучше

а может быть хуже...

с уважением,
Александр
 
Ответ: Разрядность мониторов и регулировка цветовой температуры.

lygun сказал(а):
1. DVI передает 8-битный сигнал.
2. ЖК-матрицы воспринимают 8-битный сигнал.
В то же время ясно, что в мониторе делается коррекция стандартной гаммы в цифры для матрицы. Если бы в мониторе был режим "Direct DVI", когда полностью отсутствует любое преобразование цифровых уровней и сигнал попадает "напрямую" на матрицу, то корректировка LUT видеокарты была бы самой точной и единственной. Потерь - минимум.
Когда же присутствует коррекция в самом мониторе (та же гамма), естественно будут потери уже в ней. Тогда зачем же добавлять ещё потери в LUT видеоадаптера, если есть возможность использовать одну LUT в мониторе?

По-моему, оптимальные варианты такие:

1. Лучший. Монитор поддерживает загрузку LUT. Тогда и калибровка, и баланс белого (как часть калибровки) реализуется посредством LUT монитора. А LUT видеоадаптера линейна, то есть, без любых потерь. Возможно использовать калибровку не по стандартной гамме 2.2 или sRGB (это немного разные вещи), а по кривой L*. Получим минимум потерь градаций на DVI интерфейсе 8бит, так как кривая отклика монитора оптимизирована "по восприятию". И минимум потерь на коррекциях, так как используется только одна LUT. И не важно, кстати, будет эта LUT 8 бит или шире, если с обоих её сторон всё равно данные 8 бит.

2. Хуже. Монитор не поддерживает загрузку LUT. Тогда калибровка производится в LUT видеоадаптера. А баланс белого - под вопросом. В зависимости от качества работы встроенной LUT дисплея. Настройки дисплея делаются такими, чтобы вносить минимум потерь градаций - обычно "defaults" и "native WB" (под вопросом). Так вот в зависимости от сочетания корректировочных кривых в адаптере (калибровка) и в дисплее (гамма и, возможно, баланс белого), может быть эффективнее получение баланса как видеоадаптером, так и органами дисплея. Теоретически можно построить корректировочную таблицу калибровки + WB, снять характеристики регулировок LUT дисплея и пропустить всё это через оптимизатор, который рассчитает оптимальнейшее положение органов управления монитора и соответствующую LUT видеоадаптера. Практически лучше потратить эти усилия на приобретение монитора п. 1.

Еще, я сомневаюсь, что в серьёзных дисплеях дело ограничивается 8-ю битами отображаемых градаций. Всё же там могут использоваться способы повышения эффективной разрядности. Ведь матрица - не чисто цифровое устройство. Там используются коммутаторы, результат действия которых на кристаллы зависит не только от цифры, но и от продолжительностей и фаз сигналов. Здесь видеопроцессор дисплея может иметь некоторую свободу.
 
Ответ: Разрядность мониторов и регулировка цветовой температуры.

Nikolay_Po сказал(а):
1. Лучший. Монитор поддерживает загрузку LUT. ... И не важно, кстати, будет эта LUT 8 бит или шире, если с обоих её сторон всё равно данные 8 бит...

Очень важно! Результаты потерь градаций при калибровке через 8 битный LUT монитора может превышать потери градаций при калибровке через LUT видеокарты. А что делать, если монитор позволяет работать с LUT, но не позволяет ее кривить? И дополнительно, снижает яркость при калибровке за счет высоты кривых в своем LUT?

Nikolay_Po сказал(а):
2. Хуже. Монитор не поддерживает загрузку LUT..
Хуже для какого LUT? 8 битного? Чем хуже?
Есть еще способ, когда правится и LUT монитора, и LUT видеокарты, который тоже позволяет получить некий результат.
Nikolay_Po сказал(а):
Еще, я сомневаюсь, что в серьёзных дисплеях дело ограничивается 8-ю битами отображаемых градаций.
Не сомневайтесь. Ограничивается, и часто даже не 8, а 6 битами.
 
Ответ: Разрядность мониторов и регулировка цветовой температуры.

aspirin сказал(а):
Не сомневайтесь. Ограничивается, и часто даже не 8, а 6 битами.

Просто для справки: минимум 10-разрядная LUT присутствкет во всех чипах для мониторов, выпускаемых в последнее время. Качество записанной в неё кривой зависит от изготовителя конкретного монитора.
Информация от нашего сервиса.

с уважением,
Александр
 
Ответ: Разрядность мониторов и регулировка цветовой температуры.

aspirin сказал(а):
Результаты потерь градаций при калибровке через 8 битный LUT монитора может превышать потери градаций при калибровке через LUT видеокарты.
Почему же? Вы можете привести пример когда потеряется градация между 8-битным входом и 8-битным выходом при ограничении разрядности коэффициентов LUT 8-ю битами и не потеряется при, например, 10 битах?
А что делать, если монитор позволяет работать с LUT, но не позволяет ее кривить? И дополнительно, снижает яркость при калибровке за счет высоты кривых в своем LUT?
Если не позволяет кривить - поставить настройки в такое положение, чтобы было минимум потерь градаций. А кривить уже LUT видеоадаптера. Но это уже вариант №2.
Хуже для какого LUT? 8 битного? Чем хуже?
Тем, что есть уже две LUT и каждая производит коррекцию. Видеоадаптер - для калибровки, дисплей - для гаммы и вообще, сам по себе - в дисплее LUT ведь не отключаемая... То есть, два источника потенциальных потерь.
Есть еще способ, когда правится и LUT монитора, и LUT видеокарты, который тоже позволяет получить некий результат.
Об этом я и писал в варианте №2 упоминая некий "оптимизатор". Другое дело если уже есть управляемая LUT в мониторе, зачем тогда вводить еще один источник потерь градаций перед 8-бит-интерфейсом в LUT видеоадаптера? Уж лучше оставить одну LUT с прямой передачей данных от ПО. Главное, чтобы общая калибровка дисплея была оптимизирована на минимум потерь градаций в 8-бит соединении с монитором (та же L* кривая). А остальное сделает применение профиля.
 
Ответ: Разрядность мониторов и регулировка цветовой температуры.

Nikolay_Po сказал(а):
Почему же? Вы можете привести пример когда потеряется градация между 8-битным входом и 8-битным выходом при ограничении разрядности коэффициентов LUT 8-ю битами и не потеряется при, например, 10 битах?
Почему, при 10 битах, давайте сразу 12-16 обсудим. Отвлечемся от слов "должно быть", и перейдем к "есть сейчас"
Попробуйте получить ровный градиент на Nec 1970 nx, используя LUT монитора, при калибровке на 5000К, яркость около 90 канделл. Гамма значение не имеет. Скажу сразу, что это будет непросто.
В то же время, возмем монитор Nec 1990 sxi, с софтом, который использует как раз Hardware Calibration. Вы получите результат в течении 5 минут. Естественно, что тут важен и софт, но в данном случае можно использовать один и тот же.
Nikolay_Po сказал(а):
Если не позволяет кривить - поставить настройки в такое положение, чтобы было минимум потерь градаций. А кривить уже LUT видеоадаптера. Но это уже вариант №2.Тем, что есть уже две LUT и каждая производит коррекцию. Видеоадаптер - для калибровки, дисплей - для гаммы и вообще, сам по себе - в дисплее LUT ведь не отключаемая... То есть, два источника потенциальных потерь.
Как то очень просто получается. На самом деле, в мониторе не 1 LUT, скорее всего. Редактированию подлежит так называемый пользовательский, но верояно, есть еще второй, который отвечает за гамму, предустановки и прочее. Вот этот LUT не отключаемый. Второй - вполне отключается, в случае, если яркость дисплея осуществляется за счет шунта, а не редактируемым LUT.
Потом, далеко не на всех мониторах есть регулировка гаммы.

Nikolay_Po сказал(а):
А остальное сделает применение профиля.
Профиль есть характеризация устройства. Линеаризацию он делать может, конечно, но только в случае хорошей настройки монитора на заводе...:)
 
Ответ: Разрядность мониторов и регулировка цветовой температуры.

/Alexander сказал(а):
Просто для справки: минимум 10-разрядная LUT присутствкет во всех чипах для мониторов, выпускаемых в последнее время. Качество записанной в неё кривой зависит от изготовителя конкретного монитора.
Информация от нашего сервиса.

с уважением,
Александр

Спасибо, Александр. Тогда вопрос к сервису, сколько разрядов у LUT Apple Cinema Display и у Nec 1970, и как это определить.
 
Ответ: Разрядность мониторов и регулировка цветовой температуры.

aspirin сказал(а):
Почему, при 10 битах, давайте сразу 12-16 обсудим. Отвлечемся от слов "должно быть", и перейдем к "есть сейчас"
Попробуйте получить ровный градиент на Nec 1970 nx, используя LUT монитора, при калибровке на 5000К, яркость около 90 канделл. Гамма значение не имеет. Скажу сразу, что это будет непросто.
В то же время, возмем монитор Nec 1990 sxi, с софтом, который использует как раз Hardware Calibration.
Оценивать пригодность/непригодность 8-бит LUT в 8-бит окружении сравнивая разные мониторы? Я рассуждаю как инженер. Вы таблицу в Exel покажите, описания микросхем...
Как то очень просто получается. На самом деле, в мониторе не 1 LUT, скорее всего...
...Потом, далеко не на всех мониторах есть регулировка гаммы.
Не важно сколько LUT. Важно, что они неизбежны (пока). А регулировки гаммы может и не быть, но гамма коррекция где-то есть, хотя бы в драйверах самой матрицы. Это, вероятно, другая история. И раз уже есть коррекция в мониторе, почему бы не сделать калибровку (включая ББ) там же? А интерфейсу DVI оставить оптимизированную для минимизации потерь квантования передаточную функцию.

На счёт профиля - я не предлагаю упразднить калибровку. А вот профилю почти всё равно (если он не примитивный -гамма, а хотя бы shaper+matrix) какая функция яркости от числа используется в интерфейсе DVI - gamma или L*. То есть, почти всё равно какая целевая функця яркости была при калибровке - гамма (и какая) или L* - после профилировки цвета останутся теми же. Сказанное в этом сообщении относиться к мониторам с загружаемой LUT.
 
Ответ: Разрядность мониторов и регулировка цветовой температуры.

Nikolay_Po сказал(а):
Оценивать пригодность/непригодность 8-бит LUT в 8-бит окружении сравнивая разные мониторы? Я рассуждаю как инженер. Вы таблицу в Exel покажите, описания микросхем....
Не понял вопроса, и какую таблицу я должен зачем то показать? У одного монитора 8 бит, у второго 12. Один тип матрицы, одинаковый софт, одинаковая задача.

Nikolay_Po сказал(а):
Не важно сколько LUT. Важно, что они неизбежны (пока). А регулировки гаммы может и не быть, но гамма коррекция где-то есть, хотя бы в драйверах самой матрицы. Это, вероятно, другая история. И раз уже есть коррекция в мониторе, почему бы не сделать калибровку (включая ББ) там же? А интерфейсу DVI оставить оптимизированную для минимизации потерь квантования передаточную функцию..
Теоретически это выглядит великолепно. Попробуйте на практике. осуществить это.
 
Ответ: Разрядность мониторов и регулировка цветовой температуры.

aspirin сказал(а):
Не понял вопроса, и какую таблицу я должен зачем то показать? У одного монитора 8 бит, у второго 12. Один тип матрицы, одинаковый софт, одинаковая задача.
Как инженер утверждаю, что для 8-бит-входа и 8-бит-выхода достаточно 8бит LUT. Однако это не означает, что расчёты для заполнения таблицы достаточно делать в 8-бит разрешении. Разница между мониторами не в разрядности LUT, а в точности её расчёта. Вот здесь чем больше - тем лучше. И вполне вероятно, что алгоритмы расчёта заполнения LUT для первого монитора не годятся.

Если будет прямой доступ к LUT, а не только фирменным калибратором - стоит попробовать.
 
Ответ: Разрядность мониторов и регулировка цветовой температуры.

Nikolay_Po сказал(а):
Как инженер утверждаю, что для 8-бит-входа и 8-бит-выхода достаточно 8бит LUT. Однако это не означает, что расчёты для заполнения таблицы достаточно делать в 8-бит разрешении. Разница между мониторами не в разрядности LUT, а в точности её расчёта. Вот здесь чем больше - тем лучше. И вполне вероятно, что алгоритмы расчёта заполнения LUT для первого монитора не годятся.
.
Недостаточно 8 бит, даже если бы LUT в мониторе был один. Пример: использование не Native White Point. Потери по синему - около 30-40%. Число градаций значительно сокращается.
 
Ответ: Разрядность мониторов и регулировка цветовой температуры.

aspirin сказал(а):
Вы соглашаетесь с тем, что видеокарта вносит меньше искажений? Собственно о том и речь.
Именно что не соглашаюсь — это как раз вы полагаете, что одного того обстоятельства, что видеокарта вносит меньшую коррекцию, достаточно для утверждения, что «8 бит на видеокарте — это лучше и качественнее(!), чем 8 бит на мониторе». Не может быть ни лучше, ни хуже, ибо одно неизменно накладывается на другое, что приводит к заведомо худшему результату, чем если бы выполнялось только одно преобразование.

В чём же превосходство вышеупомянутой калибовки через LUT монитора?
Именно в том самом — в устранении лишней коррекции, которая может только ухудшать, то есть увеличивать потери градаций.

Визуально это выглядит одинаково, на мой взгляд. Часто получается, что через LUT видеокарты несколько лучше.
Если так получается, очевидно, где-то вкралась ошибка или недоработка. Иного не дано.


aspirin сказал(а):
Попробуйте получить ровный градиент на Nec 1970NX, используя LUT монитора, при калибровке на 5000К, яркость около 90 канделл. Гамма значения не имеет.
Гамма значение имеет! Всегда! Чем ближе целевая гамма к собственной передаточной характеристике монитора, тем меньшее искажение мы добавим.

На самом деле, в мониторе не одна LUT, скорее всего. Редактированию подлежит «пользовательская», но вероятно есть ещё вторая, которая отвечает за гамму, предустановки и прочее.
А чего уж сразу не по отдельному LUT на каждый эффект — гамму, баланс, яркость чёрного? Конечно же, LUT одна-единственная — в этом-то вся соль! И мне с трудом верится, чтобы каждый эффект обрабатывался отдельным «конвейером» даже в самых дорогих мониторах. То есть каждая настройка последовательно применяется к единственной LUT — так же, как последовательно применяются эффекты в графическом редакторе. Почему мы редактируем изображения в 16-битном режиме, хотя на выходе нужно не более 8 бит? Именно чтобы не терять на дискретизации после бесчисленных правок. Аналогично и с LUT монитора: большая разрядность (а я тоже полагаю, что сейчас всё больше 10-битных моделей, даже если спецификация немногословна) делает практически незначимой проблему квантования. Мы же со своей неизменно 8-битной коррекцией на видеокарте только портим всю малину.

Далеко не на всех мониторах есть регулировка гаммы.
На некоторых особо «шедевральных» мониторах она называется регулировкой цветовой температуры — на самом деле меняется именно поканальная передаточная характеристика, но никак не баланс белого. К тому же, как мы уже выяснили, гамма-коррекция — это не единственное, за что отвечает LUT монитора.


aspirin сказал(а):
Недостаточно 8 бит, даже если бы LUT в мониторе был один. Пример: использование не Native White Point. Потери по синему — около 30–40%. Число градаций значительно сокращается.
Во-первых, я уже показывал, что потери не такие уж катастрофические. А то давайте ещё вспомним, какие потери возникают просто из-за того, что мы воспроизводим sRGB-изображение на реальном мониторе: и не только из-за небольшой разницы в гамме, сколько ещё в результате колориметрических преобразований.

Во-вторых, как уже неоднократно подчёркивал сам топикстартер, матрица-то у нас всё равно 8-битная. И если только мы не имеем возможности раздельно управлять RGB-компонентами подсветки, те же самые 30–40 % потерь диапазона останутся по-любому, как бы мы ни изгалялись на входных каскадах.
 
Ответ: Разрядность мониторов и регулировка цветовой температуры.

Samsonov сказал(а):
Гамма значение имеет! Всегда! Чем ближе целевая гамма к собственной передаточной характеристике монитора, тем меньшее искажение мы добавим.
Этот пункт можно объединить со следующим, потому, ниже.
Samsonov сказал(а):
А чего уж сразу не по отдельному LUT на каждый эффект — гамму, баланс, яркость чёрного? Конечно же, LUT одна-единственная — в этом-то вся соль! И мне с трудом верится, чтобы каждый эффект обрабатывался отдельным «конвейером» даже в самых дорогих мониторах.
Нет, отдельного LUT на канал там нет, но LUT, даже в самых дешевых моделях не один.
Один, к примеру, из них отвечает за Гамму.
Сразу вопрос. Какая реальная Native Gamma у LCD матрицы?

Samsonov сказал(а):
На некоторых особо «шедевральных» мониторах она называется регулировкой цветовой температуры — на самом деле меняется именно поканальная передаточная характеристика, но никак не баланс белого. .
К счастью, мне такие не встречались.

Samsonov сказал(а):
Во-вторых, как уже неоднократно подчёркивал сам топикстартер, матрица-то у нас всё равно 8-битная. И если только мы не имеем возможности раздельно управлять RGB-компонентами подсветки, те же самые 30–40 % потерь диапазона останутся по-любому, как бы мы ни изгалялись на входных каскадах.
Есть мониторы, которые могут раздельно управлять RGB-компонентами подсветки?
Как подчеркивалось выше, последовательное использование многоразрядной кривой позволяет снизить до минимума потери в линии 8бит>8бит (В данном случае, DVI>матрица). Но, обращаю внимание, использование 12-16 разрядной, а не 8.
Позволю себе повторение: в случае 8 битной LUT внутри монитора, с точки зрения сигнала, абсолютно без разницы на каком этапе корректируется LUT, на этапе видеокарты, или в самом мониторе.
 
Ответ: Разрядность мониторов и регулировка цветовой температуры.

aspirin сказал(а):
Как подчеркивалось выше, последовательное использование многоразрядной кривой позволяет снизить до минимума потери в линии 8бит>8бит (В данном случае, DVI>матрица). Но, обращаю внимание, использование 12-16 разрядной, а не 8.
Позволю себе повторение: в случае 8 битной LUT внутри монитора, с точки зрения сигнала, абсолютно без разницы на каком этапе корректируется LUT, на этапе видеокарты, или в самом мониторе.
Согласен со сказанным. Ключевое слово - "последовательное". Разумеется если в дисплее несколько LUT, просто необходимо сделать их более чем 8-ми разрядными. Другое дело, не могу взять в толк: зачем делать несколько последовательных LUT, когда можно перемножить все таблицы в одну? Тогда и потери будут 0 даже если таблица 8 бит разрядности. Достаточно качественно написать программу контроллера дисплея, чтобы расчёты хоть в 16 битах делались в "софте", а потом просто корректно загружались в одну 8-ми разрядную LUT.

В общем, всегда лучше, если преобразований меньше. А в частностях...
 
Ответ: Разрядность мониторов и регулировка цветовой температуры.

aspirin сказал(а):
Отдельного LUT на канал там нет.
Вот это вполне может быть — допускаю. То есть разрядность-то 10 бит, но делать три отдельные таблицы — жаба душит, а потому такой монитор «не кошерен» с точки зрения пользовательской калибровки. Но сия гипотеза не выдерживает критики в том плане, что в [практически] любом мониторе есть управление цветовым балансом — а это и означает, что каждый канал так или иначе обязан иметь свою таблицу коррекции.

Однако LUT, даже в самых дешевых моделях не один. Один, к примеру, из них отвечает за Гамму. И последовательное использование многоразрядной кривой позволяет снизить до минимума потери.
Мне, как и Николаю, решительно непонятно, зачем нужно делать несколько накладывающихся друг на друга таблиц, каждая из которых обслуживает только один эффект? Мало того, что это удорожает стоимость (раз уж нам якобы не по карману даже отдельная таблица на каждый RGB-канал). Так ещё и производительность какая нужна: вместо одиночного просмотра таблицы — каждый раз их «перемножать». Зачем такой геморрой, если абсолютно то же самое получается при последовательной коррекции единой таблицы? Ведь на то она и цифровая обработка, чтобы результаты в обоих случаях были тождественно равными.

Какая реальная Native Gamma у LCD матрицы?
Сначала надо разобраться, что есть «LCD-матрица». Если это тот «чёрный ящик», которым управляет контроллер монитора на основе сделанных пользователем настроек, то, очевидно, что передаточная характеристика нелинейна, причём весьма и весьма. В противном случае нас не спасла бы даже 12-битная LUT внутри монитора, ибо отсутствие гамма-коррекции — это полный капец с точки зрения ограниченной разрядности представления. (Вот почему я и говорю, что гамма важна всегда.)

Есть мониторы, которые могут раздельно управлять RGB-компонентами подсветки?
Мне о таких неизвестно, хотя здесь уже звучало [POST=420598]утверждение[/POST], будто светодиодная подсветка на самом деле не белая, а трёхкомпонентная. Но я-то как раз о том и говорю, что если мы можем регулировать только общую интенсивность, то балансировку каналов по-любому придётся выполнять через LUT. И не важно, где будет происходить эта коррекция, — на видеокарте или в LUT монитора — на матрицу-то (которая всё равно 8-битна) так и так будет подаваться суженный диапазон значений. Тут уже совершенно не важно, какой разрядности каждая таблица, и сколько этих таблиц используется; точнее, важно, конечно, но не это является определяющим, ибо потери в таком случае будут чисто по определению.

В случае 8-битной LUT внутри монитора, с точки зрения сигнала, абсолютно без разницы на каком этапе корректируется LUT, на этапе видеокарты, или в самом мониторе.
Так и [POST=420708]я о чём[/POST]! Но вы-то [POST=420702]постулировали[/POST], что 8 бит в видеокарте — это, как правило, лучше и качественнее, чем те же самые 8 бит в мониторе. Вот где разногласие-то было. Ладно, давайте уже не будем на эту тему. Я, если честно, не вижу, что тут можно обсуждать.
 
Ответ: Разрядность мониторов и регулировка цветовой температуры.

Nikolay_Po сказал(а):
lygun сказал(а):
Менять цветовую температуру лампы подсветки пока не научились.
Как раз научились — в мониторах с RGB-LED-подсветкой.
А может, и вправду научились.

Несмотря на то, что Олег Артамонов с «Ф-Центра» не знаком с теорией цвета, и обычно пишет ерунду по данной теме, всё-таки по технической части он является одним из наиболее подкованных. И, главное, не гнушается лезть внутрь исследуемых девайсов. (Я тоже когда-то не гнушался, но неизбежная порча товарного вида постепенно отбила всякое желание.)

Вот что он пишет в обзоре Samsung XL20.
К слову, использование светодиодной подсветки — а состоит она из блоков светодиодов трёх разных цветов, красного, зелёного и синего, так как использование белых светодиодов в мониторах абсолютно бессмысленно ввиду неподходящей конструкции и спектра этих светодиодов — открывает интересные возможности по регулировке цветовой температуры. Её можно делать не матрицей, а светодиодами, по отдельности регулируя яркость светодиодов каждого из трёх цветов — а это даёт больший динамический диапазон монитора при больших и малых цветовых температурах и большую точность регулировки температуры. В NEC SpectraView Reference 21 именно так функция регулировки цветовой температуры и реализована, а вот как она сделана в XL20 — к сожалению, достоверно установить я не смог.
Обзор Samsung XL24.
Причина кроется в большом тепловыделении светодиодной подсветки — она менее экономична, чем флюоресцентные лампы, а потому требует более серьёзного охлаждения. Но как же, спросите вы, ведь на ноутбуках светодиодная подсветка позволяет экономить энергию?! Дело в том, что принцип работы в этих двух случаях разный: в настольных мониторах используются триады из красных, синих и зелёных светодиодов, неэкономичных, но обеспечивающих большой цветовой охват, а в ноутбуках — белые светодиоды, экономичные, но никакого выигрыша в охвате не дающие.
Ну, насчёт охвата — это ещё вопрос. Но смысл, думаю, ясен.

Или вот ещё недавний аналитический обзор.
Не могу не уделить несколько слов монитору Viewsonic VLED221wm — самой дешёвой из имеющихся на рынке моделей со светодиодной подсветкой на RGB-триадах.
Впрочем, насчёт этой модели есть повод сомневаться. Дело в том, что обычно автор даёт ссылки на тексты обзоров всех протестированных мониторов, а для VLED221wm ничего такого нет. То есть он мог положиться на информацию из третьих рук, либо исходить из предположения, что все настольные модели базируются на трёхкомпонентной подсветке. Возможно, что так оно и есть на самом деле, а низкая цена на VLED221wm продиктована чисто маркетинговыми соображениями. Но мне кажется более вероятным, что там не только более дешёвая матрица и менее замысловатый контроллер, но также и подсветка; тем более, что для серьёзной работы с цветом никто его не предлагает, и никакой «аппаратной калибровки» там нет.

Интересно было бы знать, какой на самом деле спектр белых светодиодов, используемых в ноутбучной подсветке. (Кстати, хоть одну такую модель ноутбука кто-нибудь может назвать?) Ибо даже чисто теоретически он не может быть таким же, как у обычных фонариков и светильников — двугорбый, с сильным синим и широким жёлто-зелёным, — иначе ни о каком красном речи быть не может, если только мы не мазохисты в плане энергетической эффективности и продолжительности автономной работы ноутбука.
 
Ответ: Разрядность мониторов и регулировка цветовой температуры.

В субботу был в столице, тестировал Samsung XL30 -- сегодня-завтра положу отчет. Колорим. охват огромный: при 77 cd/m2 даже чуть больше Adobe RGB, но с углами беда -- просто беда. Совсем беда. Как у самых паршивых ноутбуков Benq...
 
Ответ: Разрядность мониторов и регулировка цветовой температуры.

Насчет инженерной точки зрения....
Даже если вдруг матрица монитора управляется именно 8ю битами, то все же можно по отдельным аналоговым линиям установить точку чёрного и белого (минимальное и максимальное выходное напряжение) для каждого из 3х каналов матрицы. То есть я имею ввиду диапазон напряжений на выходе цап матрицы. Можно же сделать так, чтобы 8 бит укладывались в диапазон напряжений, например, 1-7 вольт вместо полного 0-10. В таком случае разрядность информационного цап, управляющего поворотом кристалла, можно уменьшать.

Я вручную заливал таблицы коррекции lut в монитор nec 2190uxi. Могу рассказать как там обстоит дело с коррекцией по моим наблюдения.

Там 10 битная lut. Программа калибрации делала 8битные таблицы, сохраняла их в профиле и подгружала в 16 битную lut видео карты - Video Card Gamut Table. Далее по dvi катринка шла в монитор. Когда вывел серый градиент - пришел в ужас. Потратить столько денег на монитор и калибратор spyder 3 и получить ступенчатый градиент?! Неприятно, однако. Ситуация усугублялась тем, что у разных каналов ступеньки были в разных местах, соответственно ступеньки были "цветными" - в тенях особенно сильно проявлялся этот эффект.

Ситуацию исправил следующим образом. Проинтерполировал 8 битные таблицы калибровки сплайнами (см. вики) до 16 бит. Залил их через фирменную програмку в монитор. Все, проблемма с градиентом исчезла. В ходе экспериментов сделал вывод, что балланс белого регулируется после таблички lut. А эта лут производит коррекцию от установленой в мониторе точки чёрного до точки белого.

Если предположить, что входной сигнал монитора сначала масштабируется точкой черного и белого, а потом пропускается через лют на матрицу, то при изменении формы кривой лют сильно бы менялся балланс белого. А этого не происходит, проверял. Да и разрядность таблицы использовалась бы неэффективно. И неудобно было бы пользоваться. Эта схема по сути и есть калибровка с помощью lut видеокарты.

Подитожу. В nec 2190uxi (по моему типичный представитель своего семейства) упрощенный путь сигнала такой (там есть еще коррекция насыщенности и оттенков по 6 осям):
8 бит dvi -> 10 бит lut -> аналоговое смещение точки чёрного и белого каждого канала матрицы -> конечный пиксель.

Точку белого выставляю настройками монитора - rgb и яркостью подсветки, загрюжаю в монитор проинтерполированную сплайном 256 го порядка 8 битную таблицу и получаю ровный градиент. С помощью lut видеокарты такого ну никак не получить. Честно говоря, даже и не подозревал, что на матрицу идет 8 бит у меня. В общем то и не верю этому. Думаю как раз и идут эти самые заявленные 10 бит, иначе бы лезли ступеньки.

В общем, если у монитора регулировка точки белого и черного идет отдельно от лют, то это и есть весомый аргумент для использования лют монитора. ИМХО, лют видеоадаптера - это пережиток прошлого. Ну и запасной вариант, если монитор не позволяет менять лют.

Кстати, фирменная софтинка записывает в монитор таблички только в том случае, если начальная точка 0;0;0 а конечная 65535;65535;65535. По моему, прямое доказательство того, что точка белого и черного корректируется уже после лют.
 
Ответ: Разрядность мониторов и регулировка цветовой температуры.

olega52, спасибо за информацию! Очень интересное сообщение!
 
Ответ: Разрядность мониторов и регулировка цветовой температуры.

Другой пример: наткнулся на сайте техас инструментс на такой раздел LCD Gamma Buffers.

Матрица LCD без обвязки по сути аналоговое устройство. Всё зависит от прикладываемых потенциалов и времени действия сигналов.
Могу ошибаться, не вникал глубоко. По моим представлениям, на самой матрице (приклеен на стекло) набор аналоговых коммутаторов, периодически подключающих нужные строки и столбцы к общей шине. А по этой общей шине идут не цифровые сигналы, а дискретизированные по времени аналоговые, с такого "буфера": Programmable Gamma-Voltage Generator and Vcom Calibrator with Integrated Two-Bank Memory. То есть, на входе "буфера" цифровой сигнал в последовательном виде, внутри "буфера" 10бит-ЦАП, на выходе - аналоговые гамма-скорректированные импульсы. Причём кривая "гаммы" (или произвольная TRC) может быть переписана в самой микросхеме до 16 раз, а в самой микросхеме два банка памяти - можно выбирать одну или другую кривую по внешнему сигналу. Есть ещё какой-то канал Vcom, так же программируемого уровня. Могу принципиально ошибаться в схеме передачи сигнала "цифра-кристаллы", но ясно, что калибровка гаммы может быть внешней по отношению к LCD-матрице.

Да, хорошо укомплектованная матрица может давать прекрасный градиент и при 8-бит внешней шине.
 
Статус
Закрыто для дальнейших ответов.