Регулировка точки черного на дисплее

Статус
Закрыто для дальнейших ответов.

idontbite

12 лет на форуме
Сообщения
593
Реакции
393
Ответ: Регулировка точки черного на дисплее

Пытаюсь откалибровать lcd с помощью Agryll с целевыми параметрами:
1)
6500k Daylight
White level native
Black level native
Tone curve Gamma 2.2 Absolute
Calibration quality medium
Testchart file Large testchart
Profile quality medium
Profile type Matrix

На выходе получаю :
17% gray Gamma 1.9
25% gray Gamma 1.99
50% gray Gamma 2.06
75% gray Gamma 2.08
dE94:
Average 0.5
Maximum 1.8
Гамма отличается от целевых 2,2, dE94 в норме

2)
Ставлю в целевых параметрах
Tone curve Gamma 2.2 Relative
На выходе получаю :
17% gray Gamma 2.05
25% gray Gamma 2.1
50% gray Gamma 2.19
75% gray Gamma 2.29
dE94:
Average 2.0
Maximum 4.0
Гамма с оговорками соответствует целевым 2,2, dE94 великовата

Вопросы:
Что это за параметры гамма Absolute и Relative? С каким параметром гамма, Absolute или Relative, следует калибровать lcd-монитор, элт-монитор?
Почему в первом случае гамма настолько отличается от целевых значений?
Почему идет такой разброс гамма по градациям серого как в первом (от 1,9 до 2,08), так и во втором случае (от 2,05 до 2,29)? Нормально ли это?
 

Nikolay_Po

Частично освоивший
15 лет на форуме
Сообщения
588
Реакции
194
Ответ: Регулировка точки черного на дисплее

Зачем в 6500 калибровать? Только если есть рядом другой монитор или освещение фиксированное, 6500K. Или монитор RGB-LED, позволяет менять точку белого без потери контраста и охвата. ИМХО, для LCD лучше оставлять Native точку белого.

Не буду комментировать, пока не укажете, чем калибруете (какая версия), как калибруете (конкретно ключи в командной строке) и чем проверяете.
В online-документации по dispcal написано довольно много. Если постараться - можно вникнуть.
Лично я использую sRGB-кривую (ключ -gs)
 

idontbite

12 лет на форуме
Сообщения
593
Реакции
393
Ответ: Калибровка Агрыл

Nikolay_Po сказал(а):
Не буду комментировать, пока не укажете, чем калибруете (какая версия), как калибруете (конкретно ключи в командной строке) и чем проверяете.
Eye-One Display 2
Калибрую Argyll_V1.0.3_win32_exe + dispcalGUI-0.2.1b
Настройки dispcalGUI привел выше.
1) lcd-t6500-G2.2-f0-k0-qmm-matrix-
2) lcd-t6500-g2.2-f0-k0-qmm-matrix-
Проверяю BlueEyePro.4.2.2.
6500К - стандарт для sRGB и AdobeRGB. Иногда приходится калибровать два монитора разных марок, если калиброваться в натив, получим разные температуры.
Что касается гаммы, мне кажется, что агрыл все же заточен под ргб, откалиброваться под фиксированное значение гаммы, как это делают другие программы калибровки, у него не получается.
 

idontbite

12 лет на форуме
Сообщения
593
Реакции
393
Ответ: Регулировка точки черного на дисплее

посмотрел доки:
-g gamma Set the target response curve gamma (Def. 2.4)
Use "-gl" for L*a*b* curve
Use "-gs" for sRGB curve
Use "-g709" for REC 709 curve (should use -a as well!)
Use "-g240" for SMPTE 240M curve (should use -a as well!)
-G gamma Set the target response curve actual technical gamma
Note that many color spaces are encoded with, and labeled as having a gamma of approximately 2.2 (ie. sRGB, REC 709, SMPTE 240M), but are actually intended to be displayed on a display with a typical CRT gamma of 2.4.

Всегда считал, что для виндовс гамма RGB или в среднем 2,2, для OS X гамма 2,2.
Не понял эти заморочки с гамма 2.4 для виндовс (в том смысле, что выбираем 2,4, что бы на выходе получить 2,2?)
Попробовал откалиброваться с 2,4. На выходе получил 2,2.
 

Nikolay_Po

Частично освоивший
15 лет на форуме
Сообщения
588
Реакции
194
Ответ: Регулировка точки черного на дисплее

Эх!
Всё гораздо умнее. sRGB имеет гамму 2.2. Но условия, когда изображения сняты (созданы) отличаются от условий когда их смотрят. По этому, по мнению разрботчика ArgyllCMS, для правильного восприятия изображений sRGB на типичных рабочих местах и дома подходит больше гамма 2.4. То есть, снимаем с гамма 2.2, а смотрим с гамма 2.4. Кажется неправильным, но с учётом условий просмотра, так вернее по восприятию.

А то, что при 2.4 целевой гамме получили 2.2 - совпадение, так получилось из-за смещения точки чёрного от идеального.

Не совсем корректно (ИМХО) делать профиль при помощи dispcal. Dispcal делает предварительный, "быстрый" профиль.
Профиль надо строить при помощи модулей targen, dispread и colprof:
Код:
tqrgen -d3 -f512 LCD512
dispread -v -yl -k"Калибровка.cal" LCD512
colprof -v -nc -al -qm LCD512
На выходе получаем нормальный матричный профиль, который и нужно теперь проверять на dE. Можно так:
Код:
profcheck -k -x -w -e LCD512.ti3 LCD512.icm
и так:
Код:
xicclu -v -fb -ir -pl -g LCD512.icm
 

idontbite

12 лет на форуме
Сообщения
593
Реакции
393
Ответ: Регулировка точки черного на дисплее

Nikolay_Po сказал(а):
Эх!
Всё гораздо умнее. sRGB имеет гамму 2.2. Но условия, когда изображения сняты (созданы) отличаются от условий когда их смотрят. По этому, по мнению разрботчика ArgyllCMS, для правильного восприятия изображений sRGB на типичных рабочих местах и дома подходит больше гамма 2.4. То есть, снимаем с гамма 2.2, а смотрим с гамма 2.4. Кажется неправильным, но с учётом условий просмотра, так вернее по восприятию.
Калибруемся с 2,4. В результате получаем профиль где целевые 2,4 визуально (сравнивал с другими профилями от йаматч и ласие, где гамма 2,2) выглядят как 2,2, что подтверждают промеры ласиэ - гамма=2,2. Только путаницу внесли.
Nikolay_Po сказал(а):
Не совсем корректно (ИМХО) делать профиль при помощи dispcal. Dispcal делает предварительный, "быстрый" профиль.
Нифика себе быстро, в режиме мидл - 20 минут на приводку гаммы, еще 10 минут на промер 512 патчей и еще 2минуты на создание профиля. В режиме хай+512 патчей - на все про все 48минут.
 

Nikolay_Po

Частично освоивший
15 лет на форуме
Сообщения
588
Реакции
194
Ответ: Регулировка точки черного на дисплее

"ласиэ - гамма=2,2" Прибором промеряется или визуально?
Очень разносторонняя, получается, эта штука гамма. А всё потому, что не может дисплей отобразить черный идеально. И заслуга калибровщика в том, что при не чёром чёрном гамма всё равно выходит по восприятию 2.2.

"20 минут на приводку гаммы, еще 10 минут на промер 512 патчей и еще 2минуты на создание профиля" - честное слово, не проверял... Делал всегда как указал в примере выше. Выйдет по времени прмерно так же.
Сравните, пожалуйста, результаты валидации матричного профиля с табличным (как в моём примере). Обычно матричный менее точен.
 

idontbite

12 лет на форуме
Сообщения
593
Реакции
393
Ответ: Регулировка точки черного на дисплее

Nikolay_Po сказал(а):
"ласиэ - гамма=2,2" Прибором промеряется или визуально?
прибором, в ласие есть возможность валидации как своих так и чужих профилей.
Уточню, что видит ласие:
17% гамма 2,04
25% гамма 2,08
50% гамма 2,18
75% гамма 2,19
Average Gamma = 2,12
Current Gamma = 2,2
 

Nikolay_Po

Частично освоивший
15 лет на форуме
Сообщения
588
Реакции
194
Ответ: Регулировка точки черного на дисплее

Осталось уточнить, что LaCie понимает под гаммой? Как учитывает точку чёрного в рассчётах?
Валидацию профиля можно провести и при помощи ArgyllCMS, создав небольшую "карту" на 100 патчей, промерив её (не забыв включить в замер калибровочные кривые) и проверив профиль посредством profcheck.
 

idontbite

12 лет на форуме
Сообщения
593
Реакции
393
Ответ: Регулировка точки черного на дисплее

Nikolay_Po сказал(а):
Осталось уточнить, что LaCie понимает под гаммой? Как учитывает точку чёрного в рассчётах?
Получается, что агрыл трактует гамма по-своему, а остальной софт по-своему?
Вот эти разночтения в трактовке гамма меня и тревожат.

Возможна ситуация, когда понадобится откалибровать с одинаковыми целевыми параметрами (например: 6500к, гамма 2,2, интенсиность 120кандел/метр) несколько мониторов, например нек с помощью спектравью и мониторы других производителей с помощью другого софта.
Не получится ли так, что нек+спектравью будет откалиброван с гаммой 2,2, а другой монитор+агрыл - с гаммой 1,9-2,2?
Не лучше ли тогда вместо агрыла использовать софт, который однозначно трактует гамма (если задать целевые значения 2,2, получим профиль с 2,2), например ласие или профайлмейкер?
 

Nikolay_Po

Частично освоивший
15 лет на форуме
Сообщения
588
Реакции
194
Ответ: Регулировка точки черного на дисплее

Делайте как считаете нужным.
Скажу только, что одинаковые значения по приборам не означают одинаковое восприятие. А ArgyllCMS имеет больший выбор параметров калибровки, чем конкуренты, что смущает неискушённых пользователей (в том числе и меня).
А вот точно попасть в целевую гамму на всех дисплеях можно только выбрав целевую точку чёрного по самому "слабому" дисплею, например -k1 -f1 -B2.5.
 

idontbite

12 лет на форуме
Сообщения
593
Реакции
393
Ответ: Регулировка точки черного на дисплее

Nikolay_Po сказал(а):
А вот точно попасть в целевую гамму на всех дисплеях можно только выбрав целевую точку чёрного по самому "слабому" дисплею, например -k1 -f1 -B2.5.
в - это Black level? Т.е. если у первого монитора 0,13канделл, а у второго 0,4канделл, ставим 0,4?
k - это black point correction?
f - это Black output offcet?
Не понял, что значат параметры k и f. Они должны быть установлены в значение 100% (-k1 -f1)?

И в догонку. Что это за параметр Ambient light level -a (освещенность рабочего места в Lux?) и в каких случаях его использовать?
 

Nikolay_Po

Частично освоивший
15 лет на форуме
Сообщения
588
Реакции
194
Ответ: Регулировка точки черного на дисплее

Да,
-B - это яркость целевой точки чёрного, по аналогии с точкой белого (-b)
-k - это коэффициент приближения точки чёрного к нейтрали. При -k0 никакой продстройки цветового тона точки чёрного не производится, при -k1 точка чёрного приводится к точке белого по xy ценой поднятия светлоты чёрного
-f0 - считать калибровочную кривую как будто бы 0,0,0 дисплея соответствуют нулевой яркости. То есть градиент с нуля RGB на входе будет плавным, но в тенях гамма не будет соответсвовать ничему, как повезёт. Если -f1, то калибровочная кривая будет начинаться не с нуля по входу, то есть, будет провал глубоких теней - они просто исчезнут. Детали появятся только при яркостях выше фактической яркости чёрного.

Лекарство от всех проблем - табличный профиль. Тогда практически без разницы, какая гамма, хоть L-кривая - использующая профиль программа знает все возможности дисплея и корректно выводит картинку при любом дисплее и любой калибровке. Разница между дисплеями будет только в проработке глубоких теней.
ИМХО, программы (Photoshop, Corel Draw, Indesign и т.п.) корректнее, ответственнее работают с табличным профилем. А с матричным профилем не известно, какую точку чёрного подразумевает программа - большинство не обращает внимания на тэг bkpt.

Параметр -a - для учёта яркости окружения, не помню в чём измеряется, я использую "spotread -a" и направляю прибор прямо от себя, за дисплей (в ту область, которая в моём поле зрения когда я работаю). А потом ввожу это значение в dispcal. Однако, ИМХО, это полезно только для цветонеуправляющих приложений и в случае матричного профиля с gamma-кривой. Табличный профиль любю подобную коррекцию нейтрализует, и цвет выйдет численно-правильным.
 

idontbite

12 лет на форуме
Сообщения
593
Реакции
393
Ответ: Регулировка точки черного на дисплее

Nikolay_Po сказал(а):
Лекарство от всех проблем - табличный профиль. Тогда практически без разницы, какая гамма, хоть L-кривая - использующая профиль программа знает все возможности дисплея и корректно выводит картинку при любом дисплее и любой калибровке. Разница между дисплеями будет только в проработке глубоких теней.
Почему будет отличаться проработка теней? И в чем это будет выражаться?
А вот это: "А вот точно попасть в целевую гамму на всех дисплеях можно только выбрав целевую точку чёрного по самому "слабому" дисплею, например -k1 -f1 -B2.5." никак не поможет? Или выбор целевой точки черного по слабому дисплею влияет только на гамму, но не влияет на проработку теней?
 

sabos

Участник
Сообщения
1 909
Реакции
285
Ответ: Регулировка точки черного на дисплее

Nikolay_Po сказал(а):
ИМХО, программы (Photoshop, Corel Draw, Indesign и т.п.) корректнее, ответственнее работают с табличным профилем.
Спорный момент. Хотя может это у меня руки кривые или профиляторы немодные. Вывод на экран (display compensation) меня в Corel Draw, Indesign и т.п. не интересует, но в Photoshop интересует, и очень.

Исходные: при профилировании монитора (пусть basicColor 4) построили два профиля, matrix.icc и table.icc

Эксперимент 1: подключаем matrix.icc, загружаем в шоп серый клин (пусть такой, как в аттач), всё ровненько, довольные отчаливаем.

Эксперимент 2: подключаем table.icc, загружаем тот же серый клин - наблюдаем разнотоницу, недовольны.

Проверяем гипотезу о кривеньком display compensation, конвертим (Image->Convert to profile -> to table.icc) штатным "взрослым" CMS - всё ровненько. Вывод - display compensation, в отличие от штатного CMS, быстрый и неточный на таблицах. Проверялось на CS, CS2, CS3 - один хрен.
 

Вложения

  • Normankoren_sRGB_testchart.jpg
    Normankoren_sRGB_testchart.jpg
    394.6 КБ · Просм.: 997

Nikolay_Po

Частично освоивший
15 лет на форуме
Сообщения
588
Реакции
194
Ответ: Регулировка точки черного на дисплее

idontbite сказал(а):
А вот это: "А вот точно попасть в целевую гамму на всех дисплеях можно только выбрав целевую точку чёрного по самому "слабому" дисплею, например -k1 -f1 -B2.5." никак не поможет?
Конечно поможет :) .
Или выбор целевой точки черного по слабому дисплею влияет только на гамму, но не влияет на проработку теней?
Конечно гамма влияет на пророаботку теней! Просто в случае табличных профилей всё светлее самой "слабой" чёрной точки будет одинаково, а вот что темнее - в зависимости от возможностей монитора. Здесь ещё и алгоритм модуля CMS влияет. Несмотря на табличные данные, чтобы не потерять детали малых яркостей, тот же Adobe применяет компенсацию точки чёрного, так что моя панацея в виде табличного профиля всё же не сработает. Поможет только -k1 -f1 -B2.5 (или -B0.4 - у кого какие дисплеи :) ).
sabos сказал(а):
Эксперимент 2: подключаем table.icc, загружаем тот же серый клин - наблюдаем разнотоницу, недовольны.
Похоже, дело в профилировщиках. Я не наблюдал ничего подобного даже в "Программе для просмотра изображений и факсов" MS Windows и в Adobe Photoshop Elements. И потом, если градиент серый, а дисплей калиброванный, ничего не должно вмешиваться в серый клин. Никакой "разнотоницы"! Удивительно!..
Моё ИМХО уверено: профилировщик.
Пришлите мне профиль на МойНик@mail.ru. Если есть данные замеров, то и их тоже. Посмотрю, проанализирую argyll'ом.
 

sabos

Участник
Сообщения
1 909
Реакции
285
Ответ: Регулировка точки черного на дисплее

Nikolay_Po сказал(а):
Пришлите мне профиль на
Спасибо за предложение, не стоит беспокойства. Было давно, да и профили я ковырять обучен вроде, да и если припечет разобраться - инсайд из адобы добудем :)
 

elta

Участник
Сообщения
17
Реакции
0
Ответ: Регулировка точки черного на дисплее

sabos сказал(а):
Эксперимент 1: подключаем matrix.icc, загружаем в шоп серый клин (пусть такой, как в аттач), всё ровненько, довольные отчаливаем.
Эксперимент 2: подключаем table.icc, загружаем тот же серый клин - наблюдаем разнотоницу, недовольны.
С профилями от basICColor у меня то же самое. С профилями от Agryll всё наоборот. С профилями от ColorEyes Display - всё равно, хоть табличный, хот матричный.
Вывод - виноват профиль, какие-то нюансы программы при его построении.
 

Samsonov

Участник
Сообщения
886
Реакции
89
Ответ: Регулировка точки черного на дисплее

idontbite сказал(а):
Что это за параметры гамма Absolute и Relative?
Не знаю, как моя гипотеза сочетается с тезисом [POST=436670]постинга № 73[/POST] по поводу ключа -f0, но я бы предположил, что это два основных способа балансировки цветовых каналов. Один из них (трудно сказать, какой именно, потому что каждый может понимать по-своему) просто отстраивает гамму Y=t^2,2 в каждом канале, учитывая только диапазон от Ymin до Ymax. При этом, если чёрная точка имеет иной цветовой баланс, нежели белая, то в нижних градациях будет наблюдаться небольшое расхождение. И если для нас важнее всего нейтральность серого, а не точное соблюдение одинаковой целевой гаммы в разных каналах, то калибровать надо другим способом — но тогда уже мы не имеем право писать в профиль, что гамма строго 2,2; да и чёрная точка получится по-любому светлее, потому что нам придётся поднимать один или два канала.

idontbite сказал(а):
Many color spaces are encoded with, and labeled as having a gamma of approximately 2.2 (ie. sRGB, REC 709, SMPTE 240M), but are actually intended to be displayed on a display with a typical CRT gamma of 2.4.
Дело в том, что у sRGB передаточная характеристика не скалярное число 2,2, а функция, в верхней части представляемая формулой вида (a·t+b)^2,4, а вблизи нуля — линейным отрезком c·t, таким образом проходя весь диапазон значений от 1,0+ до 2,4. Но многие на это плюют, принимая данную гамму равной 2,2, потому что в грубом приближении именно так оно и получается.

idontbite сказал(а):
Получается, что Argyll трактует гамму по-своему, а остальной софт — по-своему?
Какая гамма на самом деле установлена на мониторе, не имеет особого значения, покуда в профиль записывается фактическая TRC, а не желаемый параметр. (Ну, конечно, если мы калибровались по-нормальному, без перегрузок в светах и отсечек в тенях.)


Nikolay_Po сказал(а):
Лекарство от всех проблем — табличный профиль.
Только, опять же, его ещё надо суметь правильно построить. И желательно сделать это с минимальным количеством трудозатрат: например, по результатам 3×N замеров, а не N^3 или типа того.



Не по теме:
idontbite сказал(а):
Кстати, давно гложет любопытство: есть ли какой-нибудь стандартный абстрактный профиль, в котором бы использовалась Lstar-гамма? Ведь она же, фактически, следует той же формуле, что и sRGB-гамма, только с чуточку другими коэффициентами.

 

Nikolay_Po

Частично освоивший
15 лет на форуме
Сообщения
588
Реакции
194
Ответ: Регулировка точки черного на дисплее

Samsonov сказал(а):
Не знаю, как моя гипотеза сочетается с тезисом [POST=436670]постинга № 73[/POST] по поводу ключа -f0, но я бы предположил, что это два основных способа балансировки цветовых каналов. Один из них (трудно сказать, какой именно, потому что каждый может понимать по-своему) просто отстраивает гамму Y=t^2,2 в каждом канале, учитывая только диапазон от Ymin до Ymax. При этом, если чёрная точка имеет иной цветовой баланс, нежели белая, то в нижних градациях будет наблюдаться небольшое расхождение. И если для нас важнее всего нейтральность серого, а не точное соблюдение одинаковой целевой гаммы в разных каналах, то калибровать надо другим способом — но тогда уже мы не имеем право писать в профиль, что гамма строго 2,2; да и чёрная точка получится по-любому светлее, потому что нам придётся поднимать один или два канала.
Перечитал несколько раз. Частично несогласен. По моему:
Калибровщик Argyll CMS не отстраивает гамму в каждом канале отдельно, а отстраивает, балансирует серый клин от точки белого к точке чёрного. Выбранная "гамма" является целевым откликом яркости "серого" между целевыми wpt и bkpt по яркости и 0% и 100% по уровню сигнала дисплея соответственно. Калибровщик сводит баланс RGB в заданной точке яркости не заботясь о гамме конкретного канала. В случае с не нейтральной чёрной точкой, после калибровки фактические гаммы каналов не совпадут. А вот яркость совпадёт с заданной гаммой.
Нейтральностью "чёрного" и, косвенно, достижимой минимальной яркостью точки чёрного ведает ключ -k. При -k1 bkpt будет нейтральной, но светлее родной точки чёрного дисплея. При -k0 точка чёрного как целевая калибровки совпадает с родной точкой чёрного дисплея. В таком случае серый клин формально не будет серым, а с меняющимся цветовым тоном от xy точки белого до xy точки чёрного. А вот то, какой будет гамма после применения TRC LUT - абсолютной, c провалом теней, или относительной, с тенями, но с несоблюдением, собственно, гаммы действительно определяет ключ -f. При -f0 гамма относительная, подтянутая нижним краем к целевой яркости точки черного; при -f1 гамма абсолютная но с провалом теней при яркостях менее целевой bkpt.
Какая гамма на самом деле установлена на мониторе, не имеет особого значения, покуда в профиль записывается фактическая TRC, а не желаемый параметр. (Ну, конечно, если мы калибровались по-нормальному, без перегрузок в светах и отсечек в тенях.)
Только, опять же, его ещё надо суметь правильно построить. И желательно сделать это с минимальным количеством трудозатрат: например, по результатам 3×N замеров, а не N^3 или типа того.
Я считаю, что для построения LUT-профиля LCD практически достаточно 128+512 точек (предварительный профиль + основной замер). Итого 640 точек. Времени, конечно, на всё вместе с настройкой, калибровкой и проверкой не менее 40 минут уходит. А сколько времени, по-вашему, нужно тратить на профилирование дисплея? Откуда стремление к минимизации трудозатрат? Пока не понимаю...

Не по теме:
Кстати, давно гложет любопытство: есть ли какой-нибудь стандартный абстрактный профиль, в котором бы использовалась Lstar-гамма? Ведь она же, фактически, следует той же формуле, что и sRGB-гамма, только с чуточку другими коэффициентами.

Не по теме:
Конечно есть. Например Lab. Или Вы матричный профиль имели виду?
 
Статус
Закрыто для дальнейших ответов.