В соответствии с Законом Союза ССР «О всеобщей воинской обязанности» практически все граждане Союза ССР обязаны были исполнять всеобщую
воинскую обязанность, то есть являлись
военнообязанными.
Всеобщая воинская обязанность, установленная советским
законодательством, вытекала из
конституционного положения, определяющего, что защита социалистического Отечества есть священный
долг каждого
гражданина СССР, а
военная служба в рядах
ВС СССР — почётная обязанность советских граждан (ст. 62 и 63 Конституции СССР). Законодательство о всеобщей воинской обязанности прошло в своём развитии несколько этапов. Отражая социально-политические изменения в жизни общества и потребности укрепления
обороны страны, оно развивалось от
добровольчества к обязательной
военной службе трудящихся и от неё — ко всеобщей воинской обязанности.
Всеобщая воинская обязанность характеризовалась следующими основными чертами:
- она распространялась лишь на советских граждан;
- являлась всеобщей: призыву на военную службу подлежали все мужчины — граждане СССР; не призывались лишь лица, отбывающие уголовное наказание, и лица, в отношении которых велось следствие или уголовное дело рассматривалось судом;
- являлась личной и равной для всех: не допускалась замена призывника другим лицом: за уклонение от призыва или от выполнения обязанностей военной службы виновные несли уголовную ответственность;
- имела ограничения во времени: законом точно были установлены сроки действительной военной службы, количество и продолжительность учебных сборов и предельный возраст состояния в запасе;
Воинская обязанность по советскому законодательству осуществлялась в следующих основных формах:
- служба в рядах ВС СССР в течение установленных законом сроков;
- служба и работа в качестве военных строителей;
- прохождение учебных, поверочных сборов и переподготовки в период состояния в запасе ВС СССР;
- / -
На районные (городские) призывные комиссии возлагались:
- а) организация медицинского освидетельствования призывников;
- б) принятие решения о призыве на действительную военную службу и предназначение призванных по видам ВС и родам войск;
- в) предоставление отсрочек в соответствии с Законом;
- г) освобождение от воинской обязанности призывников в связи с наличием у них заболеваний или физических недостатков;
При принятии решения призывные комиссии были обязаны всесторонне обсудить семейное и материальное положение призывника, состояние его здоровья, учесть пожелания самого призывника, его специальность, рекомендации комсомольских и других общественных организаций. Решения принимались большинством голосов. Для руководства районными (городскими) призывными комиссиями и контроля за их деятельностью в союзных и автономных республиках, краях, областях и автономных округах создавались соответствующие комиссии под председательством военного комиссара союзной или автономной республики, краях, области или автономного округа. За деятельностью призывных комиссий осуществлялся контроль со стороны Советов народных депутатов и прокурорский надзор. За недобросовестное или пристрастное отношение к делу при решении вопроса призыва, предоставление незаконных отсрочек члены призывных комиссий и врачи, участвующие в освидетельствовании призывников, а также другие лица, допустившие злоупотребления, привлекались к ответственности в соответствии с действующим законодательством. В основу распределения призывников по видам ВС и родам войск клался принцип производственной квалификации и специальности с учётом состояния здоровья. Этот же принцип применялся при призыве граждан в военно-строительные отряды (ВСО), предназначенные для выполнения строительно-монтажных работ, изготовления конструкций и деталей на промышленных и лесозаготовительных предприятиях системы Министерства обороны СССР. Комплектование ВСО производилось преимущественно из призывников, окончивших строительные учебные заведения или имевших строительные или родственные им специальности или опыт работы в строительстве (сантехники, бульдозеристы, кабельщики и т. д.). Права, обязанности и ответственность военных строителей определялись военным законодательством, а их трудовая деятельность регулировалась трудовым законодательством (с некоторыми особенностями в применении того или другого). Оплата труда военных строителей производилась по действующим нормам. Обязательный срок работы в ВСО засчитывался в срок действительной военной службы.
Законом были определёны: — единый
призывной возраст для всех советских граждан — 18 лет;
Отсрочка от призыва, могла быть предоставлена по трём основаниям:
- а) по состоянию здоровья — предоставлялась призывникам, признанным временно негодными к военной службе по болезни (ст. 36 Закона);
- б) по семейному положению (ст. 34 Закона);
- в) для продолжения образования (ст. 35 Закона);
Военнообязанный запаса — лицо состоявшие в запасе ВС, периодически несущее военную службу — службу в запасе.