"Темные" профили и ink limit

  • Автор темы Автор темы Asuilin
  • Дата начала Дата начала
Статус
Закрыто для дальнейших ответов.

Asuilin

Участник
Топикстартер
Сообщения
16
Реакции
0
Здравствуйте!

Столкнулся с тем, что ICC профили, созданные с помощью одного и того же спектофотометра (ColorMunki), одним и тем же софтом (родной от ColorMunki), для одного и того же экземпляра принтера (Epson 3880), но для разных бумаг, практически не отличаются по цветопередаче (действительно, с чего бы им отличаться?), но сильно отличаются по степени общей "светлоты". Т.е. для одной бумаги получается нормальный профиль, а для другой - очень темный, с потерей различимости деталей в тенях. Причем распечатки тестовых шкал с отключенным color management на этих бумагах визуально не имеют радикальных отличий по детализации теней (для точности, конечно, надо бы их замерить).

Вопрос - как бороться с такой неприятностью?

Первое, что приходит в голову - уменьшить ink limit в настройках драйвера. Профиль действительно получается посветлее, но одновременно сужается gamut.
Другой вариант - вручную подкрутить кривую яркости в уже готовом профиле. Отдает колхозом.
Еще вариант - сделать калибровочную кривую в ФШ и каждый раз применять ее перед печатью. Тоже колохоз.

Вообще, как правильно, по научному подобрать ink limit для конкретной бумаги и RGB принтера? Для CMYK принтеров в этом могла бы помочь предварительная линеаризация, а для RGB все как-то весьма туманно. Или я зря заморачиваюсь, и ink limit RGB принтера определяется по принципу "пока чернила не потекут?"
 
Ответ: "Темные" профили и ink limit

ink Limit струйного RGB принтера зашит в выборе типа бумаги и, одновременно, режима "качество"
 
Ответ: "Темные" профили и ink limit

ink Limit струйного RGB принтера зашит в выборе типа бумаги и, одновременно, режима "качество"
Драйвер Эпсона дает его еще и вручную подкрутить, только называется это у него не ink limit а ink density или что-то в этом роде. Естественно, он общий на все каналы.
 
Ответ: "Темные" профили и ink limit

Отличается ли глубина "самого чёрного" чёрного между бумагами (по профилю)?
Какие таблицы из профилей использованы: perceptual или relative? Или, может, даже absolute?
Какой профилировщик?
 
Ответ: "Темные" профили и ink limit

1. Как ее узнать из профиля? Из тулзов есть Argyll, который не понимает колормунковские профили (они ICCv4) и ProfileMaker.
2. perceptual, с black point compensation. C relative не помню, пробовал печатать или нет. Попробовать?
3. родной ColorMunki. С полнейшим отсутствием каких-либо средств контроля за процессом :) Пробовал Argyll, у него всевозможных ручек для кручения навалом и с тенями получше, но по сравнению с родным софтом он довольно сильно переврал тона в perceptual таблице, да и в relative с насыщенными тонами и гладкостью серого градиента получилось не супер. И это несмотря на замер по 580 патчам против сотни у ColorMunki.

P.S. Кстати, построить профиль в ProfileMaker по замерам от Argyll это хорошая идея?
 
Ответ: "Темные" профили и ink limit

Уровень чёрного можно узнать из профиля с помощью разных средств. Обычно пользуюсь CHROMIX ColorThink Pro и GamutVision. Впрочем, его можно узнать даже с помощью ProfileEditor из пакета ProfileMaker: в визуализаторе (кажись называется ProfileView) уменьшайте L* до тех пор пока контур профиля не исчезнет.
Если Вам так не нравится ArgyllCMS и есть сомнения в качестве работы родного софта ColorMunki, то советую использовать утилиту от parasolid, http://club.foto.ru/forum/46/483389#p5077150
Саму утилиту сейчас можно найти через http://resetters.ru/index.php?showtopic=10622&pid=183039&st=320&#entry183039
Она позволяет то, что не позволяют множество других программ.
 
Ответ: "Темные" профили и ink limit

Не то чтобы у меня сомнения в качестве софта ColorMunki, просто хочу понять, почему профили для некоторых бумаг получаются темными, и от чего это зависит.
За утилиту спасибо, попробую ее тоже. О результатах доложу.
 
Ответ: "Темные" профили и ink limit

Не то чтобы у меня сомнения в качестве софта ColorMunki, просто хочу понять, почему профили для некоторых бумаг получаются темными, и от чего это зависит.
Это зависит от оптимизации под восприятие для perceptual-таблиц. Профилировщик может считать бумагу "контрастной" или "малоконтрастной" и в каждом случае использовать разные оптимизации яркостной шкалы. Это предположение.

По поводу ArgyllCMS - 580 плашек маловато - профилирование не итерационное. Попробуйте на основе полученного профиля ICCv2 сгенерировать в Argyll новую карту:
PHP:
targen -v -d2 -f1160 -A1 -c"First_profile.icc" -G -w New_chart
После замеров карт, объедините данные замера первой карты с новыми данными - можно просто скопировать/вставить в текстовом редакторе (Wordpad, например). После стройте профиль - в общей сложности получится 1740 полей из которых 1160 будут оптимизированы под "кривизну" принтера. Так результат может быть лучше, чем у родного профилировщика Munki.
 
Ответ: "Темные" профили и ink limit

Да, я и хотел сделать профиль двумя итерациями. Построил "грубую" мишень на 256 плашек, промерил ее дважды, усреднил, построил "грубый" профиль. Посмотрел на пробы с ним, и понял что у "краев", там где насыщенные цвета, творится что-то не то. Второй профиль, если я правильно понимаю логику работы Argyll, будет строиться внутри цветового пространства, определенного первым профилем. Т.е. если у первого профиля получился неправильный охват, то у второго он уже не улучшится.
С мыслью, что профиль получился грубоват и неправильно определил цветовое пространство принтера, был построен с нуля второй профиль, на 580 плашек, тоже с двумя промерами и усреднением. Результат - все ровно то же, что и с первым. Уточняющий профиль делать уже не стал, т.к. не уверен в том, что он исправит охват. Вообще, промер массы маленьких плашек КолорМункой по линейке это занятие для очень терпеливых, а плашки нормального размера заняли бы 10-12 листов A4.
 
Ответ: "Темные" профили и ink limit

Да, я и хотел сделать профиль двумя итерациями. Построил "грубую" мишень на 256 плашек, промерил ее дважды, усреднил, построил "грубый" профиль.
Измерять дважды не имеет большого смысла, разве что Вы профилируете что-то уж совсем грубое и зернистое. Начиная с версии ArgyllCMS 1.2.0 (точно не помню) Грэм усовершенствовал механизм распознавания полей карт так, что рост точности и замеров, и профилей стали отмечать пользователи.

Посмотрел на пробы с ним, и понял что у "краев", там где насыщенные цвета, творится что-то не то.
ИМХО наивно полагать, что по 256 плашкам профилировщик сможет построить исчерпывающий профиль. В зависимости от поведения принтера, в той или иной области может наблюдаться снижение точности - не имея достаточно данных, профилировщик ошибается. Давно известно, что у профилей ArgyllCMS более "рваный" охват, чем у PM или, особенно, MP. Тем не менее, это успешно "лечится" оптимизированными картами с количеством полей от 800 и более. Без оптимизации, по моей практике, достаточно 1440-2880 полей - профиль получается с весьма гладкой формой цветового охвата.

Второй профиль, если я правильно понимаю логику работы Argyll, будет строиться внутри цветового пространства, определенного первым профилем. Т.е. если у первого профиля получился неправильный охват, то у второго он уже не улучшится.

По-моему, Вы неверно представляете себе процесс. Во-первых, что значит "улучшить охват"? Если принтер при любой аппаратной комбинации не может воспроизвести какой-то конкретный тон, никакой профилировщик охват не "улучшит". ArgyllCMS, как, впрочем, и любой другой профилировщик, работает с аппаратным пространством принтера, характеризуя его. Даже если характеризация ошибочная, это не препятствует профилировщику использовать все доступные аппаратные значения для генерации следующих карт.
Логика у генератора карт в случае предоставления предварительного профиля такова:
  • поля оптимизируются по восприятию - где больше дельта цвета от приращения аппаратного значения, там чаще расположены тестовые поля;
  • по "кривизне" (curvature) отклика устройства - где характеристика принтера наиболее запутанная, генератор карт размещает больше полей;
  • по аппаратному пространству - чтобы были промерены различные аппаратные комбинации, даже если изменения цвета в соответствующей области цветового пространства минимальны.
То есть, даже по совсем некорректному профилю, генератор карт, всё равно "раскидает" какую-то часть полей во все "закоулки" аппаратного пространства принтера, несмотря на то, что по "мнению" предложенного предварительного профиля эти участки интереса не представляют.
В Вашем случае логичнее было продолжить, и, подсунув генератору карт первый "ущербный" профиль, получить на выходе карту намного более сбалансированную для Вашего принтера. Думаю, первого профиля было достаточно, для того, чтобы генератор карт оценил "гамму" принтера и распределил поля подобающим образом.

С мыслью, что профиль получился грубоват и неправильно определил цветовое пространство принтера, был построен с нуля второй профиль, на 580 плашек, тоже с двумя промерами и усреднением. Результат - все ровно то же, что и с первым. Уточняющий профиль делать уже не стал, т.к. не уверен в том, что он исправит охват.
Опять про охват... Что значит "исправить охват"? Охват как был у принтера, так он и остался - это характеристика устройства, но не профиля. Вы имеете ввиду форму цветового охвата, восстанавливаемую по данным профиля? Каков был набор полей на тест-картах, такого качества профиль и получен. У ArgyllCMS при малом количестве полей, поверхность охвата бывает весьма неровная.
Для проверки распределения Ваших замеров в цветовом пространстве дайте команду:
Код:
verify.exe -x -W Target.ti3 Target.ti3
и посмотрите во VRML-просмотрщике, как они распределены по охвату. Вполне вероятно, что на краях охвата - очень редко.
Принтер, вероятно, весьма нелинеен как цветовоспроизводящее устройство. Особенно это заметно на Epson и HP. Самые линейные из тех струйных, что попадались - Canon.
Пожалуйста, покажите график "растяжки серого":
Код:
xicclu -v -fb -ir -pl -g First_Profile.icc
Уверен, что график будет весьма нелинеен. Без предварительного профиля профилировщик не может этого угадать, и вполне вероятно, что большинство плашек оказалось сосредоточено в светах, или, наоборот в тенях; может быть вдоль оси серого, а может - и на границах охвата, если у принтера не было отключено управление цветом и применялся gamut mapping.

Вообще, промер массы маленьких плашек КолорМункой по линейке это занятие для очень терпеливых, а плашки нормального размера заняли бы 10-12 листов A4.

Странно, у меня с i1 получается до 1440 полей на A4 (48 строк по 30 полей). Построить гарантированно качественный профиль без предварительного профилирования в большинстве случаев можно по двум таким листам.
 
Ответ: "Темные" профили и ink limit

Спасибо всем за подробные ответы!
Разнесем две проблемы в отдельные обсуждения, чтобы не получалось каши.

Проблема 1. "Темные" профили.
Посмотрел точку черного на проблемной бумаге - действительно точка весьма далека от 0 по сравнению с другими бумагами. Возможно, просто не хватает чернил и профилировщик утягивает все тона в темную область, чтобы скомпенсировать это. Когда переключу принтер на матовый картридж, попробую увеличить ink limit и посмотреть, что изменится. Пока эту тему приостанавливаем.

Проблема 2. Применимость ArgyllCMS в сравнении с ColorMunki.
Вот эту тему хотелось бы обсудить поподробнее.
Итак, была проведена вторая попытка профилирования с применением Argyll. На хорошей глянцевой бумаге (Lomond Gold), все по науке, как советовал уважаемый Николай, и даже больше.
а) Была проведена предварительная линеаризация принтера. Не знаю, насколько это полезно для устройства с RGB интерфейсом, тем не менее кривые построились, и на тестовых плашках, распечатанных с учетом линеаризации, принтер вполне себе попал в серый.
б) Построен предварительный профиль на 380 точек
PHP:
targen -v -G -d2 -f380 -g16 -W first
printtarg -v -iCM -T360 -pA4 -M10 -h -R42 -K calib1.cal first
colprof -v -D"Lomond Gold Luster AG" -qm -S C:\distr\Argyll_V1.3.0\ref\sRGB.icm -cmd -dpp -O"Lomond Gold Luster AG_beforecal.icm" first
applycal -a calib1.cal "Lomond Gold Luster AG_beforecal.icm" "Lomond Gold Luster AG.icm"
в) Построен окончательный профиль на 775 точек, с учетом предварительного. Предварительный профиль действительно повлиял на "развесовку" точек в пространстве и даже сделал из прямолинейного расположения точек серой шкалы хитрую загогулину.

Окончательный профиль получился более гладким и с немного большим gamut-ом, чем предварительный. Но с точки зрения влияния на изображение я никакой практической разницы между ним и предварительным не уловил. Намного больше на профиль повлияла примененная опция "qh" (высокое качество), с ней детализация в тенях стало явно лучше.

Профиль с внедренными в него кривыми линеаризации криво отрабатывает в режиме soft proof в ФШ. Судя по всему, ФШ отображает цвета без учета кривых. Однако при печати все нормально.

А теперь, внимание! В целом этот Argyll-овский профиль получился таким же странным, как и самый первый. Чтобы не быть голословным, я приаттачил картинки, где можно увидеть сравнительный эффект от применения профилей Argyll и ColorMunki для одной и той же бумаги. Профили для матовой бумаги, потому что на них разница более заметна. Тестовое изображение Datacolor взято отсюда: http://www.northlight-images.co.uk/downloadable_2/matrixlarge_2.zip
Сами профили, если интересно, можно взять здесь: http://alfile.ifolder.ru/20137173

Итак, что Argyll делает на мой взгляд неправильно:
1. Средненасыщенные синие цвета бледнеют и уходят в фиолетовый оттенок. ColorMunki не снижает визуальную насыщенность синего, который не может быть отображен, а только делает его немного более грязным (кстати сам принтер тоже так делает). В результате синее небо на отпечатках с Argyll профилем явно бледнее, чем нужно.
2. Сильнонасыщенные красные цвета сливаются. На красной шкале у ColorMunki различимо явно больше шагов, чем у Argyll
3. Perceptual rendering. Тут у Argyll полнейшая разлюли-малина. Я конечно понимаю, что никакого стандарта на Perceptual нету, и любой автор профайлера может сказать "Я так вижу!". Но все таки... Argyll а) Нарисовал на зеленой лужайке то, чего на ней никогда не было. б) Желтоватый тон лица уехал в совсем желтый в) Красные перцы потеряли фактуру и превратились в воздушные шарики

На профилях, построенных для глянцевой бумаги, разница между Argyll и ColorMunki менее выражена (т.к. охват у бумаги больше), но все замечания остаются в силе.

Что Argyll делает ЛУЧШЕ чем ColorMunki (иначе я вообще не стал бы с ним возиться): точнее отображаются серый и близкие к нему ненасыщенные цвета, на шкале серого нет паразитных оттенков, контраст изображения и полутоновые переходы на профилях с большим кол-вом патчей передаются точнее, чем у ColorMunki.

Вопрос - у всех Argyll работает так странно? В родном mailing list-е все заняты исключительно калибровкой мониторов: такое впечатление, что для печати его никто не использует. Или все зависают на этапе калибровки монитора, и уже не до печати?


P.S. Меня таки не покидает надежда использовать Argyll для генерации мишеней и проведения замеров, а ProfileMaker - для генерации профилей по собранным данным. Я даже написал конвертер, переводящий Argyll-овский CGATS в вид, понятный ProfileMaker-у. Но вот какая заcада: ProfileMaker почему-то обрезает света в профиле. На графике в светах просто горизонтальная прямая. Причем такое поведение - даже на родном образце замеров ECI2000V CMYK, входящем в комплект поставки PM. ProfileMaker_curves.png
Ставил PM 5.0.5 и PM 5.0.8, крутил все ручки, устанавливал на разные компьютеры - абсолютно то же самое. Я в растерянности *(
 

Вложения

  • comparison.jpg
    comparison.jpg
    226.3 КБ · Просм.: 803
  • ColorMunki-perceptual.jpg
    ColorMunki-perceptual.jpg
    112.6 КБ · Просм.: 1 142
  • argyll-pereceptual.jpg
    argyll-pereceptual.jpg
    115.5 КБ · Просм.: 911
Ответ: "Темные" профили и ink limit

Asuilin, вы профили Prism'а, который будет в основе новых профилировщиков иксрайта, не хотите "поглядеть"? Родной профилировщик Мунки, кстати это тоже Prism, только работающий за раз max с 50 патчами.
Только отличие - можно брать любые мишени, например стандартные Монаковские или генерировать в PM или argyll.
 
Ответ: "Темные" профили и ink limit

Asuilin, вы профили Prism'а, который будет в основе новых профилировщиков иксрайта, не хотите "поглядеть"?
Я бы с удовольствием поглядел, только ваша тулза не переварила Argyll-овский файл, выдав IndexOutOfRangeException из недр отрисовки грида. Точнее, родной Argyll файл она вообще не воспринимает, а Argyll файл, замаскированный под формат ProfileMaker-а пытается переварить, но бросает exception.
Вообще, я бы предпочел для таких вещей интерфейс командной строки: с ним возни меньше, а отдача - больше. Если поделитесь описанием API к prism.dll, может быть сам что-то изображу.
 
Ответ: "Темные" профили и ink limit

только ваша тулза не переварила Argyll-овский файл
Естественно, не переварит. Если уж, действительно, нужно строить профиль по аргилловской карте, то вам будет лучше не заниматься конвертированием референса, а распазнать в ColorLab саму карту. И полученный референсподсовывать утилте.
Вообще, я бы предпочел для таких вещей интерфейс командной строки: с ним возни меньше, а отдача - больше.
ИМХО, куча опций в командах аргиллкмс не соответствует ожиданию отдачи от них. В конце концов, при работе для каждой процедуры используешь всего 1 "любимую" комбинацию.
Если поделитесь описанием API к prism.dll, может быть сам что-то изображу.
Давайте емайл, скину вам.
 
Ответ: "Темные" профили и ink limit

будет лучше не заниматься конвертированием референса, а распазнать в ColorLab саму карту.
Сконвертированный из ColorLab файл тоже не переваривает, вылетает на ParseDouble. У меня переварились только файлы из поставки PM и только в RGB формате.

В конце концов, при работе для каждой процедуры используешь всего 1 "любимую" комбинацию.
Вот именно, подбирается любимая комбинация, для нее пишется .bat файл и дальше можно не думать каждый раз, какие кнопки жать. Но это для тех, кого не пугает командная строка, да :)

Давайте емайл, скину вам.
Отправил в личку. Спасибо!
 
Ответ: "Темные" профили и ink limit

ProfileMaker почему-то обрезает света в профиле. На графике в светах просто горизонтальная прямая. Причем такое поведение - даже на родном образце замеров ECI2000V CMYK, входящем в комплект поставки PM. Посмотреть вложение 45353
Ставил PM 5.0.5 и PM 5.0.8, крутил все ручки, устанавливал на разные компьютеры - абсолютно то же самое. Я в растерянности

Приветствую, Asuilin. Странная у Вас картинка. Тоже самое у меня выглядит вот так, как во вложении

PM sample profile.jpg

Посмотрел Ваши профили из сообщения. По охвату и по кривым, эти профили похожи на родную бумагу Epson Enhanced Matte Paper. По этой причине, у меня родилось два вопроса, один по теме, а второй, как обычно, понудеть:
1) Какие все таки установки драйвера были при печати для профилирования ColorMunki?
2) Какой смысл пользоваться бумагой Lomond на таком девайсе, да еще и без нормального РИПа с линеаризацией? Это мазохизм, или самообразование?;)
 
Ответ: "Темные" профили и ink limit

1) Установки драйвера - бумага Epson Ultra FineArt, качество максимальное, всё остальное для этой бумаги по умолчанию. Управление цветом в драйвере, естественно, выключено. С тем же успехом можно было поставить в драйвере и Enhanced Matte Paper, они по "проливу" чернил практически не отличаются.
2) А что плохого в бумаге Ломонд? Для пигментного струйного принтера важно качество чернил, а не качество бумаги. Если бумага нормальная по физическим свойствам (время высыхания и адгезия частиц пигмента), то все другое совершенно безразлично. В отличие от dye-based принтеров, здесь бумага в формировании изображения участия не принимает и служит лишь пассивной подложкой.
К тому же эпсоновские FineArt бумаги во-первых тяжело достать, во-вторых стоят они совершенно неразумных денег, в-третьих продаются обычно в рулонах, а мне столько не надо. Ломондовская FineArt серия по тактильным ощущениям не хуже них, осталось только её отпрофилировать - чем я сейчас и занимаюсь, с переменным успехом. В силу того, что печататься на этих бумагах будет в основном ч.б., я весьма привередлив к качеству шкалы серого. ColorMunki на своих 100 патчах немного не дотягивает до нужного мне уровня, из-за чего я и затеял возню с Argyll. Argyll дает отличную серую шкалу, но проваливается в насыщенных цветах. ProfileMaker вообще меня невзлюбил. Нет в жизни счастья ;)

P.S. Скоро построю профиль Prism-ом (библиотека, которой строит профили ColorMunki) по Argyll-овским замерам. Спасибо parasolid за предоставленные тулзы!
 
Ответ: "Темные" профили и ink limit

1) Установки драйвера - бумага Epson Ultra FineArt, качество максимальное, всё остальное для этой бумаги по умолчанию. Управление цветом в драйвере, естественно, выключено. С тем же успехом можно было поставить в драйвере и Enhanced Matte Paper, они по "проливу" чернил практически не отличаются.
Вы имеете в виду USFAP. Линеаризация у этой бумаги и у EMP разные. Это Lomond рекомендует такие установки?

2) А что плохого в бумаге Ломонд?
В бумаге Ломонд много чего плохого, но в первую очередь отсутствие стабильности, не особо качественное покрытие, особенно на фактурах, и весьма быстрое выцветание.

Для пигментного струйного принтера важно качество чернил, а не качество бумаги. Если бумага нормальная по физическим свойствам (время высыхания и адгезия частиц пигмента), то все другое совершенно безразлично. В отличие от dye-based принтеров, здесь бумага в формировании изображения участия не принимает и служит лишь пассивной подложкой.

Это заблуждение. Откуда такая информация?

К тому же эпсоновские FineArt бумаги во-первых тяжело достать, во-вторых стоят они совершенно неразумных денег, в-третьих продаются обычно в рулонах, а мне столько не надо.
Все стоит своих денег. Я не сталкивался с проблемой купить листовую артовую бумагу от Epson для Вашего принтера.
Ломондовская FineArt серия по тактильным ощущениям не хуже них, осталось только её отпрофилировать - чем я сейчас и занимаюсь, с переменным успехом. В силу того, что печататься на этих бумагах будет в основном ч.б., я весьма привередлив к качеству шкалы серого. ColorMunki на своих 100 патчах немного не дотягивает до нужного мне уровня, из-за чего я и затеял возню с Argyll. Argyll дает отличную серую шкалу, но проваливается в насыщенных цветах. ProfileMaker вообще меня невзлюбил. Нет в жизни счастья ;)
Ну что ж, искренне пожелаю Вам удачи. Не забудьте матовый картридж использовать. Отмечу лишь, что понятие "счастья" у всех разные.
 
Ответ: "Темные" профили и ink limit

Вы имеете в виду USFAP. Линеаризация у этой бумаги и у EMP разные. Это Lomond рекомендует такие установки?
Под одинаковостью имелась в виду внутренняя установка ink limit в драйвере. Линеаризация у каждой бумаги, естественно, разная.
Это заблуждение. Откуда такая информация?
Из соображений здравого смысла. Если на dye-based принтере взять профиль Эпсона и напечатать с ним на Ломонде, получается ужас-ужас. На пигментном принтере получается вполне приличная картинка с небольшими цветовыми отклонениями, которые и не каждый заметит.
В бумаге Ломонд много чего плохого, но в первую очередь отсутствие стабильности, не особо качественное покрытие, особенно на фактурах, и весьма быстрое выцветание.
Посмотрим. По измеримым показателям (охват, точка черного) она как бы не хуже Эпсоновской, если судить по стоковым эпсоновским профилям.
Я не сталкивался с проблемой купить листовую артовую бумагу от Epson
Где покупали, если не секрет, и каких форматов?
 
Ответ: "Темные" профили и ink limit

Здравый смысл, который Вы описали, к сожалению, противоречит технологии. С большой натяжкой можно сказать, что пигментные чернила менее требовательны к качеству покрытия бумаги. "Измеримые" показатели, о которых говорите, могут сильно отличатся уже в следующей пачке указанной бумаги.
Если не лень, можете посмотреть сайт о стойкости к выцветанию, может быть присмотрите себе что-нибудь еще, кроме буквы "L":)

Артовую бумагу Epson покупаю регулярно, в основном в Интерлинке. Если не там, то в image, редко в онлайн трейде. Основной формат А2, бумага как раз USFAP или WCRW. Иногда A3-A3+.
 
Статус
Закрыто для дальнейших ответов.