Управлять светом

  • Автор темы Автор темы german
  • Дата начала Дата начала
Статус
Закрыто для дальнейших ответов.
Ответ: Управлять светом

Герман, в рассматриваем случае в результате рассеяния в объективе контраст действительно падает, но это следствие, которое может иметь и иные причины, поэтому я и возразил.
Хорошие объективы просветляются с помощью многослойных покрытий. На них стоит абревиатура МС. Это позволяет уменьшить рассеяние настолько, что можно снимать не только против света, но и с включением самого источника света (я такое вытворял с объективами Киев-19 - работает); улучшает цветовую формулу объектива, повышает его светосилу.
По законам оптики, свет, прошедший через линзу, теряет непрерывную структуру. Изображение является набором пятнышек света. Свойство объектива давать маленькие пятнышки и его глубина резкости отражаются в параметре, который называют кружком рассеяния (КР). Чем он меньше, тем лучше. При этом для разных объективов нормируются разные величины. Чем больше заданный КР, тем больше для данного об-ва глубина резко изображаемого пространства (т.н. ГРИП). На шкалах объективов указывается ГРИП для заданного значения диафрагмы и фокусировки - это то значение, при котором гарантируется заданное значение КР.
Если оптика качественная, то происходит равномерное размытие точки. Если нет, происходят нежелательные волновые эффекты, о которых писал Алексей Шадрин (насколько я понял, бокэ - это из этой оперы).
 
Ответ: Управлять светом

Ну, вот, смотрите: слева сверху кадр (снят, кстати, форматным Rodenstock 300 мм) -- пример плохого бокэ. Правда, и свет контрово-боковой (лицо с подсветкой куском фольги). В таком свете почти никто не справляется. Однако же не к чести Rodenstock. На заднем плане стрелками показаны кружки-червяки.
Справа внизу, дай Бог памяти, "узкий" Pentax 80-200/2.8 AL. Пример приличного бокэ. Ни колец, ни червяков.
Ну, а шикарный бокэ смотрите в голливудских фильмах. Например, "Жанна Дарк" с Милой Йовович. Последите за ее крупными планами и что позади нее.
Понятно, что соотношение MTF/бокэ отчасти формирует то, что мы называем "пластикой" изображений.
P.S. Снимки взяты из скан-архива -- не обработаны.
 

Вложения

  • Bokae.jpg
    Bokae.jpg
    172.6 КБ · Просм.: 1 160
Ответ: Управлять светом

Есть подозрение, что на заднем плане левой верхней фотографии игра света на светлых элементах малого размера (травинки или что-то подобное). Тогда, имхо, все ОК. То, о чем Вы писали (плохое бокэ) должно проявляться и на сравнительно однородных изображениях, таких например, как задний план на нижнем фото. Я такое видел не раз. Такой эффект давал, например, весьма приличный для своей цены объектив Смена-8. Кроме того, такой дефект могут давать цифровые артефакты.
 
Ответ: Управлять светом

Konsta сказал(а):
Есть подозрение, что на заднем плане левой верхней фотографии игра света на светлых элементах малого размера (травинки или что-то подобное)
И да, и нет -- когда тестировал объектив не сразу заметил, а теперь несколько разочарован. Schneider 120 в этом плане чуть получше. Но, с другой стороны, неважно что это -- важно, чтобы ребята усекли принцип.
 
Ответ: Управлять светом

Вообще хорошие буржуйские объективы дико дорогие. Не знаю как сейчас, но лет 10-15 назад рядовой объектив от Лейки стоил порядка 5000 уе. Наблюдал сцену в магазине Зенит (в Москве в советское время). Подошли несколько арабов с Никонами на шеях. Каждый скупил всю линейку для К-19. Примерили к своим камерам. А родные объективы оставили на прилавке и ушли. Продавец, решив, что они их забыли начал им кричать, чтобы забрали. Они отмахнулись не оглядываясь.
Я, по заданию руководства, изучал наш рынок зеркалок (буржуйских). Цены солидные, но объективы или вообще без просветления (такое даже Смене-8 не позволялось) или с условным просветлением (т.е. блестит, но эффетка "черный бархат" практически нет). Отсоединил объектив, так он весит как коробок спичек, а мЕньшим от К-19 убить можно. С такими "стекляшками" можно любых "блох" наловить. Там и неоднородность светопропускания (имхо, причина бокэ) и рассеяние и искажение цветов и т.п.
 
Ответ: Управлять светом

Ну, вот, я перфекционист-зануда. И, в целом., форматные Schneider-ы и Rodenstock-и меня устраивают. А это ценовая категория от 700 до 3000$.
Хотя, надо отметить, что Schneider 120 Apo Symmar, ценой 715$ (в США) по контровику без хорошего компендиума или мощной бленды работает безобразно.
 
Ответ: Управлять светом

Предсказуемый результат.
Помню как в начале восьмидесятых, будучи студентом, подрабатывал с надеждой приобрести Киев-19 (150 руб.), а потом и объективов к нему. А потом полгода охотился за ним, пропуская раз в неделю первые пары, чтобы успеть занять очередь до открытия м-на Зенит. А когда наконец дождался, с восхищением наблюдал как седобородые дедушки давили прилавками продавцов в отделе, где продавали К-19. В остальные отделы, заваленные Зенитами, никто и не заглядывал.
К чему эти мемуары? Думаю, если приоритетов является качество, а не удобство и "престиж", не стоит тратиться на импортную аппаратуру низкой (по их меркам) ценовой категории, а обратить свой взор к советской и ГДР-ой пленочной технике.
 
Ответ: Управлять светом

Konsta/
да уж, что говорить... раньше юстировка обективов была на высоте - ручная, определяли на опытный глаз, так, чтобы рисунок был хороший... и дисторсия была правильнее и веньетирование и внутреннее чернение и пр... да вспомнить хотя бы шторчатый и лепестковый затворы и синхронизацию вспышки на одной выдержке...
 
Ответ: Управлять светом

нельзя управлять светом не управляя светом... можно попытаться разными (поляризационными, УФ, цветовыми для ч/б пленки и др.) фильтрами уложить весь яркостный диапазон сцены в диапазон пленки... но нафига?
 
Ответ: Управлять светом

faortto сказал(а):
нельзя управлять светом не управляя светом... можно попытаться разными (поляризационными, УФ, цветовыми для ч/б пленки и др.) фильтрами уложить весь яркостный диапазон сцены в диапазон пленки... но нафига?
Нет, конечно же задача стоит несколько иная. Не уложить весь диапазон, хотя иногда и это потребуется, а сбалансировать свет таким образом, чтобы зафиксировать нужное. То что я (например) вижу и хочу передать.
 
Ответ: Управлять светом

faortto сказал(а):
Konsta/
да уж, что говорить... раньше юстировка обективов была на высоте - ручная, определяли на опытный глаз, так, чтобы рисунок был хороший... и дисторсия была правильнее и веньетирование и внутреннее чернение и пр... да вспомнить хотя бы шторчатый и лепестковый затворы и синхронизацию вспышки на одной выдержке...
Инженер Арсенала, на покупательской конференции, на вопрос о реальной резкости штатных объективов для К-19 (Гелиос-81) поведал два интересных факта:
1) у них частенько выходили Г-81 с разрешением больше 100 лин/мм (отд. экземпляры до 170!!!
2) как-то у них проходили практику пионеры. С них требовали план. Так вот ребята сообразили ставить в объектив только 2 линзы :) и потом все это попало в аппараты и пошло в магазины...
 
Ответ: Управлять светом

faortto сказал(а):
нельзя управлять светом не управляя светом... можно попытаться разными (поляризационными, УФ, цветовыми для ч/б пленки и др.) фильтрами уложить весь яркостный диапазон сцены в диапазон пленки... но нафига?
Ну прям как наш крутой оператор в профессиональной студии :)
Не подскажете где атомную бомбу купить для подсветки теней в ландшафте?
 
Ответ: Управлять светом

Konsta сказал(а):
Не подскажете, где атомную бомбу купить для подсветки теней в ландшафте?
Если снимаете хорошей "цифрой", то это в целом не проблема -- из тенрей при обработке можно вынуть много.
Если слайд -- то два кадра при разной экспозиции с наложением в Шопе. И бомбы в общем-то не надо.
 
Ответ: Управлять светом

А мои знакомые кстати всегда возят с собой на природу световые приборы. Очень часто снимают ночные пейзажи.
 
Ответ: Управлять светом

Alexey Shadrin сказал(а):
Если снимаете хорошей "цифрой", то это в целом не проблема -- из тенрей при обработке можно вынуть много.
Если слайд -- то два кадра при разной экспозиции с наложением в Шопе. И бомбы в общем-то не надо.
С первым не согласен (возможно потому, что не сталкивался с проф. аппаратами), т.к. широта матрицы (т.е. способность матрицы линейно передать широкий диапазон интервалов яркостей объекта) малая. Возможно, за счет сбивки баланса белого, можно вытянуть больше.
Со вторым соглашусь только для случая профи, т.к. для применения этого метода необходимо точное попадание в экспозицию (+- 1/3) и возможность так кутить со слайдами. И, конечно же, применять фильтры при съемке на слайды - полный бред. Я в таких случаях использую для подсветки теней переднего плана мощную вспышку.
При съемке же на негатив вполне можно применить голубой фильтр (при небе) для высветления теней, а при печати это корректируется.
 
Ответ: Управлять светом

Когда я впервые увидел то, что хорошая (не менее 1000$) "цифра" делает в тенях, то был потрясен. В частности Canon 20D. И ни намека на шум...
Но! Только при холодной погоде. В теплых условиях ситуация резко ухудшается.
Дублирование в слайде, конечно же, только при точной экспозиции (экспомнометром по усредненному точечному замеру), например Sekonic L-558.
Кстати, последнее время пристрастился к точечному замеру по 9 полям с последующим усреднением -- покамест ни одного (!) прокола в экспозиции, в отличие от традицонного замера по падающему.
 
Ответ: Управлять светом

Совершенно согласен. Как ни убеждали авторитеты, никогда не мерял падающий свет. Всегда по точкам, но не усреднял, а, зная широту материала, выбирал нужный мне диапазон яркостей объекта. Правда, напечатать это сегодня напрямую на минилабах, настроенных на вытяжку контраста с мыльниц, не реально. Сканер мой сейчас в ремонте. Отдадут - выложу результат спора с оператарами минилаба (на негативе детали и в тенях и в светах, а на отпечатке с минилаба только 1 из 3-х диапазонов можно воспроизвести более-менее. прилично. Они заявили, что негатив такой. Предложил на спор сделать три отпечатка с разным экспонированием. Если не выйдет - за мой счет. Думал они челюсти потеряют).
 
Ответ: Управлять светом

Alexey Shadrin сказал(а):
...Если слайд -- то два кадра при разной экспозиции с наложением в Шопе. И бомбы в общем-то не надо.
Если слайд только как источник для цифры и условия съемки - полная статика - согласен, но, первое пока не по карману :( , а второе в моей практике большая редкость.
Кстати не уверен, что знаю как правильно наложнить в Шопе 3 кадра: норма, + и минус (Т.е. кадр с проработанными тенями + со светами + средние тона). У Вас есть наработки?

А на счет бомбы... Бушкин рассказывал как снимал площадь перед Манежем с магниевой подсветкой. Его потом ГБ долго искал :) .
 
Ответ: Управлять светом

Konsta сказал(а):
У Вас есть наработки?
Да, но только в отношении теней.
1. Копия "тенепроработанного" кадра через буфер во второй слой.
2. Select\Color Range при включенном Invert. Пипеткой в самую глубокую тень. На превью задаете такую чувствительность, чтобы выделение захватило глубокие тени и чуть-чуть первую треть.
3. Feather -- 10-15 px (при разрешении 3000dpi)
4. Delete
Ну, вот, собственно и все. Даже не требуется идеального позиционирования одного кадра над другим.
 
Ответ: Управлять светом

Спасибо. Это пробовал, как и слой-маску. В Вашем варианте пытался наращивать контраст (для формирования выделения) с последующим откатом. Сканы были паршивые, поэтому эксперименты прекратил.
 
Статус
Закрыто для дальнейших ответов.