Вопрос по портфолио

Статус
Закрыто для дальнейших ответов.

izrukvruki

Топикстартер
15 лет на форуме
Сообщения
1 877
Реакции
307
Собираю потихоньку портфолию, и хочу задать пару юридическо-этических вопросов:
1. Я работаю в издательстве, делаю макеты, сувенирку, верстку и пр. Работодатель у себя на сайте выкладывает свою продукцию. А я как дизайнер имею право у себя на сайте выкладывать образцы своих работ выполненных в данном издат-ве?
2. Кроме того фриленсю по-маленько... Иногда заказчик выбирает плохой вариант или просит сделать так плохо/некрасиво, как лично я бы сам никогда не сделал. Можно ли (стоит ли) в портфолио разместить вариант дизайна, который нравится мне, но который не выбрал заказчик?
3. Зачастую приходится делать дизайн не с нуля, а используя ранее кем-то сделанные "фрагменты" (логотип, цвет. гамма, дизайн в целом - заменяя текст и фото, делать что-то по образцу). Стоит ли такие работы включать в портфолио? и нужно ли тогда расписывать, что я конкретно сделал
Спасибо
 
1. Имеете (если издательство вам не запретило это делать)
2. Можно и стоит
3. Вот это не нужно включать.
 
1. Авторские права принадлежат автору, то есть ТС. Имущественные – работодателю. Распоряжается работами, в том числе и правом публикации где-бы то ни было – работодатель. А третья сторона в данном случае – клиенты. Если работа выполнена на заказ, то имущественные права находятся у клиента. И публикация возможна с их разрешения. То есть разрешение нужно получать у работодателя и клиента.
2. Не выбранные варианты публиковать можно, если договор прямо этого не запрещает.
3. Не стоит.
 
1. Авторские права принадлежат автору, то есть ТС. Имущественные – работодателю. Распоряжается работами, в том числе и правом публикации где-бы то ни было – работодатель. А третья сторона в данном случае – клиенты. Если работа выполнена на заказ, то имущественные права находятся у клиента. И публикация возможна с их разрешения. То есть разрешение нужно получать у работодателя и клиента.

Публикация на сайте - это не распоряжение работами. Если продукция ушла в широкое общественное пользование (тираж пущен в открытую продажу), то любой человек имеет полное право сфотографировать эту продукцию (даже не у себя дома, а просто в магазине, если это не служебное, а общедоступное помещение) и свободно опубликовать фотографию (в том числе и в хайрезе) для некоммерческого использования. И уж автор ничем не хуже обычного потребителя, если просто публикует то, что и так общедоступно. При этом, разумеется, указывая своё авторство и название организации, для которой он это сделал.
 
@LeonidB, в договоре между заказчиком и исполнителем может быть прямо указано, что исполнитель не вправе раскрывать свое авторство. Работник об этом может и не знать. Во-вторых, будучи наемным работником, ТС не имеет права публиковать работы, созданные в рамках служебных обязанностей без разрешения. Публиковать – значит распоряжаться.
И уж автор ничем не хуже обычного потребителя, если просто публикует то, что и так общедоступно.
Начнем с того, что в случае с ТС это будет не просто публикация, а реклама ТС, так что налицо использование чужой собственности.
По требованию правообладателя этот любой потребитель обязан убрать снимки даже общедоступных товаров. Далее, часто на товарах есть клаузула о запрете публикования любой части товара любым способом без разрешения правообладателя. В случае с ТС – правообладатель никак не он.
В любом случае тут возможен (не обязателен, но все-таки вероятен) конфликт интересов работодателя и исполнителя. И не думаю, что закон будет на стороне ТС.
 
1. Авторские права принадлежат автору, то есть ТС. Имущественные – работодателю. Распоряжается работами, в том числе и правом публикации где-бы то ни было – работодатель. А третья сторона в данном случае – клиенты. Если работа выполнена на заказ, то имущественные права находятся у клиента. И публикация возможна с их разрешения. То есть разрешение нужно получать у работодателя и клиента.
Это если документально все оформлено верно.

В большинстве частных случаев - максимум что продается по документам - это услуга дизайна/верстки, либо дизайн/верстка как товар. Если в договоре конкретно не прописаны права на использование - можно смело слать всех лесом.

То же самое и с работодателем - если в трудовом договоре четко не прописаны пункты о правах и прочее - делайте что хотите. :)
 
в договоре между заказчиком и исполнителем может быть прямо указано, что исполнитель не вправе раскрывать свое авторство. Работник об этом может и не знать. ...Будучи наемным работником, ТС не имеет права публиковать работы, созданные в рамках служебных обязанностей без разрешения.
В таком случае (и только в таком) исполнитель обязательно должен быть об этом уведомлен. Либо по каждому такому случаю, либо при приёме на работу.

Публиковать – значит распоряжаться.
Публиковать - НЕ ЗНАЧИТ распоряжаться. Однозначно.

Начнем с того, что в случае с ТС это будет не просто публикация, а реклама ТС, так что налицо использование чужой собственности.
Использования чужой собственности в случае простой публикации его изображения нет. Спросите у юристов.

По требованию правообладателя этот любой потребитель обязан убрать снимки даже общедоступных товаров... Далее, часто на товарах есть клаузула о запрете публикования любой части товара любым способом без разрешения правообладателя.
Ничего подобного. Это требование незаконно, а стало быть, в случае рассмотрения дела судом с точки зрения закона ничтожно. Я имею в виду публикацию фотографии общедоступного товара именно потребителем.

И не думаю, что закон будет на стороне ТС.
Только в том случае, когда исполнитель законно уведомлен о запрете публиковать своё авторство.
 
Если зайти с другой стороны. :)
Допустим, никаких дополнительных записей в договоре о неиспользовании/неразглашении и прочих запретах нет.

Почему я не могу использовать превью своих работ чисто "для ознакомления"?
Не нарушаю авторских прав, не использую в коммерческих целях, не тиражирую и т.п.
Опять же предметом "собственности" является конечный продукт (верстка, некий рабочий файл, готовый продукт/тираж и т.д.), а не его "фото" (можно назвать как угодно).

Итог: я использую не макет, а использую его изображение (никто не запрещает мне "сфотографировать" (в общем понимании этого слова) продукт и использовать картинку как пожелаю нужным.
 
@garif, именно так!
 

Не по теме:
Я прошу прощения за небольшой офтоп, но, возможно, прочесть вот это будет для многих интересно:
Подборки часто задаваемых вопросов - Сборник часто задаваемых вопросов о праве на съемку (версия 2.0, февраль 2016 г.) | «АнтиРАО»
Хотя и не совсем по теме, но многие моменты с точки зрения права пересекаются и могут быть полезны.

 
Ребята, флаг вам руки. Делайте, что считаете нужным! :)
Понимаю, что вы свои рабочие места не цените. Я бы своего работника выгнал/наказал за публикацию работ созданных в рамках служебных обязанностей, в качестве рекламы, без моего разрешения.
 
Ребята, флаг вам руки. Делайте, что считаете нужным! :)
Понимаю, что вы свои рабочие места не цените. Я бы своего работника выгнал/наказал за публикацию работ созданных в рамках служебных обязанностей, в качестве рекламы, без моего разрешения.
Всё должно быть законно, а не "по понятиям" :)
 
@LeonidB, мне кажется, что именно вы оперируете по понятиям.


Работник как автор служебного произведения имеет следующие личные неимущественные права:
- право авторства (то есть право признаваться автором произведения);
- право автора на имя (может указывать свое истинное имя, псевдоним, анонимно);
- права на неприкосновенность произведения (без согласия автора не допускается внесение в произведение изменений, сокращений и дополнений, снабжение произведения при его использовании иллюстрациями, предисловием, комментариями или какими бы то ни было пояснениями);
- право на обнародование произведения (право осуществлять действия или давать согласие на осуществление действия, которое впервые делает произведение доступным для всеобщего сведения путем опубликования, публичного показа, публичного исполнения, сообщения в эфир или по кабелю либо любым другим способом).

Личные неимущественные права сохраняются за ним даже в случае передачи исключительных прав на использование произведения третьим лицам. Также согласно статье 1295 ГК РФ работнику принадлежит право на вознаграждение за использование служебного произведения, размер которого, условия и порядок его выплаты работодателем определяются договором между работником и работодателем, а в случае спора – судом.

Некоторые специалисты считают, что таким вознаграждением является сама заработная плата работника, другие считают, что работнику должен останавливаться гонорар в твердой сумме или в виде роялти. Но лучше все решать полюбовно, ибо решение суда предугадать нельзя. Работодателю принадлежит исключительное (имущественное) право на служебное произведение, хотя трудовым или иным договором между работодателем и автором может быть предусмотрено иное.

Таким образом, работодатель вправе:
- использовать произведение по своему усмотрению, разрешать или запрещать другим лицам его использование: воспроизводить произведение, распространять, публично показывать, импортировать, сдавать в прокат и др.;
- распоряжаться своим исключительным правом (передавать это право путем заключения договора об отчуждении исключительного права или предоставлять другому лицу право использования произведения на основе лицензионного договора).
Работодатель также имеет право указывать свое имя или наименование либо требовать такого указания на служебном произведении (абзац 2 пункта 3 статьи 1295 ГК РФ).
В соответствии с абзацем 2 пункта 2 статьи 1295 ГК РФ исключительное право на произведение будет принадлежать не работодателю, а автору (то есть работнику), если работодатель в течение трех лет со дня, когда произведение было предоставлено в его распоряжение:
- не начнет использование этого произведения,
- не передаст исключительное право на него другому лицу,
- не сообщит автору о сохранении произведения в тайне. Необходимо отметить, что порядок сообщения работнику указанных сведений в законе не прописан, но, несомненно, сообщать эти сведения работнику-автору надо в письменной форме, иначе доказать сей факт будет проблематично.
Таким образом, работникам следует знать: если работодатель забыл про их служебное произведение на три года, им можно начать пользоваться самому.
Так что не все так однозначно на пользу работника. Но однозначно – публикация служебного произведения в качестве саморекламы без ведома работодателя неэтична, и может послужить поводом увольнения работника и других неприятностей.
 
"Работник как автор служебного произведения имеет следующие личные неимущественные права:
...
- право на обнародование произведения (право осуществлять действия или давать согласие на осуществление действия, которое впервые делает произведение доступным для всеобщего сведения путем опубликования, публичного показа, публичного исполнения, сообщения в эфир или по кабелю либо любым другим способом)."

О чем еще дальше спорить? Если при таких условиях преследовать работника за создание портфолио - это какое-то странное самодурство. И чем оно может повредить компании? Тем, что работника кто-то сманит? Если у него хорошие условия и работа нравится - никуда он не уйдет.
 
@LeonidB, мне кажется, что именно вы оперируете по понятиям.

Ну вот зря кажется :) Ибо если внимательно прочесть всё то, о чём сказано под спойлером, то будет как раз то, о чём я и говорил (с учётом того, о чём сказал @garif в 9-м сообщении :) )
 
Но однозначно – публикация служебного произведения в качестве саморекламы без ведома работодателя неэтична, и может послужить поводом увольнения работника и других неприятностей.

Только в том случае, если "служебное произведение" УЖЕ не было опубликовано самим работодателем в виде доступного для всеобщего обозрения тиража и не лежит в общедоступных местах в виде продаваемой продукции. Разумеется, речь не идёт о файлах hi-res, которые можно использовать для изготовления данной продукции. Только материалы для "посмотреть" - может быть, даже с ватермарками.
 
@LeonidB, вы не видите ущерба для работодателя в саморекламе работника при помощи служебных произведений? Я вижу. И считаю такое поведение работника а) – неэтичным, б) – впрямую наносящим ущерб работодателю.
 
И считаю такое поведение работника а) – неэтичным, б) – впрямую наносящим ущерб работодателю.

Только в том случае, когда работник плохой и произведения его ужасны и непрофессиональны '))' Но если автор всем расскажет, что это его рук дело, то и отвечать не только работодателю, но и самому автору тоже - на нормальную работу его уже не возьмут.
Если же портфолио работника характеризует его как суперпрофессионала, то и работодателю, у которого такой специалист работает, честь и хвала. И дополнительная реклама. 'beer1'
 
@LeonidB, нет, пиво пить рано, поскольку вы не понимаете, о чем я. Самореклама работника в качестве фрилансера при помощи служебных работ – прямой ущерб фирме. Ведь цель такой акции – самореклама и клиентов фирме не прибавит, а вовсе даже наоборот.
 
Статус
Закрыто для дальнейших ответов.