“Условный читатель и про висячую строку никогда не слышал…” — да, это так.
Особенность нашего дела — делать хорошую вёрстку — в том, что когда она сделана правильно, это мало кто замечает. Аналогия с обувью — если вы её на ногах не замечаете, занимаясь своими делами, то это хорошая обувь. Так и с текстами — если глаз нигде не спотыкается, не устаёт, то это хорошо свёрстанный текст.
К сожалению, так сложилось, что «условные читатели» воспринимают это как должное. Ну типа программа сама всё делает. А то, что есть рекомендации по ширине колонки, чтобы не надо было крутить головой, читая каждую строку, что корешковое поле для КБС исполнения должно быть достаточно широким, избавьте читателей от необходимости разламывать книгу на каждом развороте, чтобы добраться до начала строк на правой полосе.
И пространство до и после тире — это не межбуквенный пробел! В практике горячего набора до и после тире ставились двухпунктовые шпации. И это пространство было чуть меньше обычных пробелов.
Это правило оформления для тире в русском языке сложилось очень давно, и хорошо, если мы не будем «условными верстальщиками», оставляя пробелы до и после, как это имеется в пришедшем на верстку тексте.
И технология ушла далеко вперёд, что рекомендации книг Гиленсона и Вигдорчика не всегда помогут. А что-то вообще в компьютерной верстке неприменимо, например, в горячем наборе литеры запятой и тире ставились сразу друг за другом. Их полуапроши создавали воздух между знаками. Если сейчас на полосе поставить рядом запятую и тире, то они будут стоять очень близко. Полуапроши, технологическая необходимость изготовления литер, тут отсутствует, и в компьютерном шрифте они могут быть вообще нулевыми. Поэтому надо между этими знаками ставить какую-то шпацию. В данном случае, скорее всего, тонкую, но у вас могут быть свои предпочтения.
Так вот я об этом — надо использовать скрипты для подготовки текстов и для решения частных задач вёрстки, не полагаясь на то, что слепит индизайн. Вёрстка — это творчество, и она должна быть в кайф, для этого есть много инструментов. Чтобы «усреднённый читатель» не уставал от чтения свёрстанных нами текстов.
Можно, выбирая всякий раз нужный скрипт, тонко настраивать вёрстку, и получать удовольствие от этого. А можно отдать всё на откуп индизайну. Пипл схавает.
А за первый вариант.