Зонная теория Ансела Адамса

  • Автор темы Автор темы Yaspersen
  • Дата начала Дата начала
Статус
Закрыто для дальнейших ответов.

Yaspersen

Топикстартер
15 лет на форуме
Сообщения
2 161
Реакции
280
Герман, открыла отдельную тему.
В соответствии этой теории освещенный объект можно разбить на 10 зон или 10 ступеней. Переход от одной ступени к другой соответствует одной ступени экспозиции. А дальше...у меня путанница с расчетами.
Фотографировала опять дочку подружки. На ISO 3 200 все при том же освещении у меня вышло f=5.6 и выдержка 100 (если помнишь, в прошлый раз было 2.8 и выдержка что-то очень длинная, порядка 1/5 или 1/8).
По идее: если фон ярче основного объекта вводят положительную экспокоррекцию, если фон темнее — отрицательную. В общем, я долго не могла сообразить, что вводить в моем случае, пожалуй только с поледними кадрами и разобралась: при автоматической выдержке и диафрагме (те значения, что ранее описала) я ввела -2, автоматически же изменились значения диафрагмы и выдержки, не помню точно, ребенок все наровил головой стукнуться о камеру, но где-то f=8, а t=125.
Не понимаю. Ужасно стыдно, это же методом тыка, а не нормальных расчетов. Ну допустим, что нормальный серый при f=16 (Хотя Фрост где-то говорил о нормальной "прорисовке" при 11), тогда разница у меня идет в 2-3 ступени. Или?
Хорошо, другой пример, допустим снимаем дерево на снегу. Замеряем в тенях — f=4, в светах — f=22 и того разница между ними в 5 ступеней, берут ср. значения для проработки светов и теней, что-то вроде f11 или 16 и вводят экспокоррекцию +2 или +3. Почему?
 
Ответ: Зонная теория Ансела Адамса

Прошу прошения за нахальство, влезаю в чужой разговор может быть, но зачем сейчас использовать зонную систему Адамса?!!! При наличии цифровой камеры и даже просто современной пленочной техники теория эта уже потеряла свое практическое значение. Просто нужен хороший экспонометр с возможностью точечного замера и понимание, что фотобумага, слайд имеют 5 ступеней экспозиционной широты, цветной негатив 6-7, чб негатив 7-9. Печатать все-равно вы будете 5 ступеней. Только при сканировании можно вытянуть всю информацию с пленки. Еще при чб ручной печати можно вытянуть детали во всем диапазове подбором бумаги и режима проявления. Зонная система нужна при чб съемке как правило на крупный формат с применением цветных корректирующих фильтров с применением пул- и пуш- процессов( вот где зернище лезет) , чтобы уложить весь видимый,по возможности, диапазон в зону нормального экспонирования(который можно печатать на чб бумагах). При съемке на цифру зонная система вообще теряет смысл, широта экспозиции 10-12 ступеней!!! Экспозиция же меряется либо по серой карте 18%, либо по белой точке(не блику) смещая экспозицию на 2 ступени на увеличение выдержки или открывая диафрагму на 2 единички. Пример точечного замера: есть сюжет, есть карта серого. У сюжета помещаете карту, наводите экспонометр, делаете замер, получаете, допустим, 5,6/60. Нет карты, черт с ней, лист бумаги положили, все то же самое, получили 11/60,сдвигаем на 2 ступени, получаем те же 5,6/60 или по выдержке 11/15.
 
Ответ: Зонная теория Ансела Адамса

объект можно разбить на 10 зон или 10 ступеней. Переход от одной ступени к другой соответствует одной ступени экспозиции
это справедливо только для чб плёнки, в цифре количество ступеней будет меньше
 
Ответ: Зонная теория Ансела Адамса

*Michael* сказал(а):
это справедливо только для чб плёнки, в цифре количество ступеней будет меньше
Я бы не был так категоричен :)
 
Ответ: Зонная теория Ансела Адамса

т.е. хотите сказать, что цифровая камера может воспроизвести десять стопов без брэкета?
 
Ответ: Зонная теория Ансела Адамса

*Michael* сказал(а):
т.е. хотите сказать, что цифровая камера может воспроизвести десять стопов без брэкета?
В последней Мамии заявлено по-моему 16, по тестам выдала что-то в районе 13...
Средний цифровик d50-d200 примерно 7-8
 
Ответ: Зонная теория Ансела Адамса

Приношу извинения. Не думала, что тема столько недоумений вызовет.
Снимаю на ч/б пленку, для меня принципиально пропечатывание теней и светов. И если у фотографов с цифровыми камерами есть возможность непосредственно и немедленно же видеть, так сказать, свой труд, то у меня такая возможность выпадет только при печати. Сканирвоании в том числе.
Однако, придерживаюсь мнения, если все и всегда "вытягивать" при помощи Фотошопа и сканера, зачем вообще снимать тогда? Это иллюзия. Иллюзия реальности и своих возможностей. Мне хочется понять и постараться запечатлеть кадр так, как вижу предстоящую картину, вводя по-минимому или вообще не исправляя ошибки съемки подручными "собратьями по железу".

Igorscha сказал(а):
Просто нужен хороший экспонометр с возможностью точечного замера и понимание, что фотобумага, слайд имеют 5 ступеней экспозиционной широты, цветной негатив 6-7, чб негатив 7-9.
Надеюсь, выше я ответила на некоторые ваши вопросы. У меня нет экспонометра. Да и не стольк это критично. Можно и подручными средствами камеры пользоваться.
Igorscha сказал(а):
Печатать все-равно вы будете 5 ступеней. Только при сканировании можно вытянуть всю информацию с пленки.

Не по теме:
- Значит, надо что-нибудь продать
- А что?
- Что-нибудь ненужное.
- Чтобы продать что-нибудь ненужное, надо сначала купить что-нибудь ненужное. А у нас денег нет.
- А давай, Шарик, мы тебя продадим.
- Это как так - меня?
- Никого мы продавать не будем. Мы пойдем клад искать.

"Дядя Федор, пес и кот", Э. Успенский


Итак, чтобы с чего-то сканировать, нужно для начала негатив с деталями в пределах плотностей 0,34-0,97 иметь. Не так уж и мало, если учитывать разные условия съемки и возможности пленки.
Igorscha сказал(а):
Еще при чб ручной печати можно вытянуть детали во всем диапазове подбором бумаги и режима проявления.
Пуш-процесс при проявке я только недавно делала, у меня зерно не полезло...хотя там всего на одну ступень выше проявка шла. Печатью пока не занималась.
Igorscha сказал(а):
Экспозиция же меряется либо по серой карте 18%, либо по белой точке(не блику) смещая экспозицию на 2 ступени на увеличение выдержки или открывая диафрагму на 2 единички.
Всегда на 2? Я в этом не уверена.
 
Ответ: Зонная теория Ансела Адамса

Yaspersen сказал(а):
Замеряем в тенях — f=4, в светах — f=22 и того разница между ними в 5 ступеней, берут ср. значения для проработки светов и теней, что-то вроде f11 или 16 и вводят экспокоррекцию +2 или +3. Почему?
Цитирую сама себя и уточняю. :) Почему именно 2-3, а не 3-4 экспокоррекцию вводят? Если исходить из имеющихся уже замеров + некоторых умозрений относительно нормальных плотностей для пропечатки теней и светов.
 
Ответ: Зонная теория Ансела Адамса

Купи себе Seconic L-558, действуй вот по этой схеме: http://forum.rudtp.ru/showpost.php?p=152831&postcount=1 и успокойся. При условии доброкачественной проявки и исправности затвора я тебе гарантирую, что не будет ни одного прокола по экспозиции.
P.S. Кстати, с момента публикации того сообщения прошло почти полтора года, наснято много и по-прежнему -- ни одного экспозиционно запоротого кадра.
 
Ответ: Зонная теория Ансела Адамса

К сообщению Алексея добавлю только, что, учитывая характеристическую кривую пленки, можно добиваться спец. эффектов, например, высокий или низкий ключ. Кроме того, ЗТ+ХК позволяют осознанно идти на компромисс в случаях, когда диапазон съемки превышает линейный участок ХК.
 
Ответ: Зонная теория Ансела Адамса

Yaspersen сказал(а):
Хорошо, другой пример, допустим снимаем дерево на снегу. Замеряем в тенях — f=4, в светах — f=22 и того разница между ними в 5 ступеней, берут ср. значения для проработки светов и теней, что-то вроде f11 или 16 и вводят экспокоррекцию +2 или +3. Почему?
Не вводят экспокоррекцию. Экспокоррекцию вводят, если ты это дерево снимаешь в автоматическом режиме, ибо автоматика усредняет яркости всего кадра и стремиться сделать преобладающий в кадре снег среднесерым.
 
Ответ: Зонная теория Ансела Адамса

Alexey Shadrin сказал(а):
P.S. Кстати, с момента публикации того сообщения прошло почти полтора года, наснято много и по-прежнему -- ни одного экспозиционно запоротого кадра.
У меня этот метод тоже ни разу не дал сбоя.
 
Ответ: Зонная теория Ансела Адамса

Yaspersen сказал(а):
Герман, открыла отдельную тему.
В соответствии этой теории освещенный объект можно разбить на 10 зон или 10 ступеней. Переход от одной ступени к другой соответствует одной ступени экспозиции. А дальше...у меня путанница с расчетами.
То, что мерит экспонометр в камере, принимается за серый. В системе Адамса это помоему 5-я ступень. Если ты замерила светлый или тёмный предмет, не соответствующий по нашим оценкам среднему серому, то в этом случае должна делать поправку.
Yaspersen сказал(а):
Хорошо, другой пример, допустим снимаем дерево на снегу. Замеряем в тенях — f=4, в светах — f=22 и того разница между ними в 5 ступеней, берут ср. значения для проработки светов и теней, что-то вроде f11 или 16 и вводят экспокоррекцию +2 или +3. Почему?
Не знаю. Взяв среднее значение, уже ввели поправку. Среднее между ними по идее будет f=11.
 
Ответ: Зонная теория Ансела Адамса

Alexey Shadrin сказал(а):
Купи себе Seconic L-558
Спасибо за совет, сейчас не могу, мне оптику с коробкой еще выкупать надо...
Alexey Shadrin сказал(а):
При условии доброкачественной проявки и исправности затвора я тебе гарантирую, что не будет ни одного прокола по экспозиции
Есть еще человеческий фактор: я не успеваю сообразить с введением коррекции, людей трудно снимать, они постоянно двигаются, особенно дети, в голове одновременно не укладываются и условия съемки, и композиция, и характер.
german сказал(а):
предмет, не соответствующий по нашим оценкам среднему серому, то в этом случае должна делать поправку.
Я понимаю, не о том речь.
german сказал(а):
Не знаю. Взяв среднее значение, уже ввели поправку. Среднее между ними по идее будет f=11.
Да, вот этот момент меня и интересует. Колличественная попровка. Количество ступеней..
 
Ответ: Зонная теория Ансела Адамса

Yaspersen сказал(а):
Есть еще человеческий фактор: я не успеваю сообразить с введением коррекции, людей трудно снимать, они постоянно двигаются, особенно дети, в голове одновременно не укладываются и условия съемки, и композиция, и характер.
Так и никто не успевает.
Смотри:
1. Дети на улице. Экспозиция в аппарате по номиналу. Коррекция 0. На вспышке коррекция —1.25 Выставляешься заранее и дальше ни о чем не думаешь.
2. Дети в помещении. Экспозиция в аппарате по номиналу. Коррекция 0. Вспышка в потолок с отражателем, под ногами на полу раскидываешь простыню. Коррекция на вспышке +1.25 Выставляешься заранее и дальше ни о чем не думаешь.
 
Ответ: Зонная теория Ансела Адамса

Alexey Shadrin сказал(а):
1. На вспышке коррекция —1.25 Выставляешься заранее и дальше ни о чем не думаешь.
2. Коррекция на вспышке +1.25 Выставляешься заранее и дальше ни о чем не думаешь.
А вспышка обязательно? Все со вспышкой...А я ей не пользуюсь. Ни встроенной, никакой. 1.25 — это универсальное значение? Не знаю, легче снять один и тот же кадр с +1-1 и все.
 
Ответ: Зонная теория Ансела Адамса

Yaspersen сказал(а):
А вспышка обязательно?
Обязательно.
Все со вспышкой...
В репортажке -- да. Обрати внимание на репортеров.
А я ей не пользуюсь. Ни встроенной, никакой.
Напрасно. Совсем напрасно и ошибочно.
1.25 — это универсальное значение?
Выведенное опытным путем. Но если нет 1.25, то можно 1.3 или 1.0, как уж аппаратура позволяет.
Не знаю, легче снять один и тот же кадр с +1-1 и все.
Ключевое слово "не знаю". Да, легче, но это не значит, что лучше. Заполняющий свет нужен обязательно. Наличие заполняющего принципиально отличает профессиональный снимок от любительского. Только нельзя передавить и превратить его в рисующий (как при съемке мыльницами).
* * *
Встроенная вспышка для съемки в помещении не гожа, но днем на улице ты смело можешь (и должна) использовать ее в качестве источника заполняющего освещения (если, конечно, на аппарате есть коррекция по вспышке).
 
Ответ: Зонная теория Ансела Адамса

Yaspersen сказал(а):
Я понимаю, не о том речь.

Да, вот этот момент меня и интересует. Количественная поправка. Количество ступеней..

Можете меня не слушать, но я еще раз скажу:

Чтобы установить параметры экспозиции вручную замеряют какой-нибудь нейтральный цвет, получают значения. Далее изменяют эти значения, если нужно получить этот цвет на снимке светлее/темнее.

Вариант с деревом и снегом: если хочешь попытаться поместить весь диапазон яркостей, то замеряешь по теням и светам и выбираешь среднее значение. Можно так же померить снег и ввести поправку +2 +3, тогда проработка снега гарантирована, но не известно, что в тенях получится.

Для динамично меняющегося освещения при съемки на автомате есть функция экспопоправки. Т.е. ты оцениваешь кадр в объективе, при сильном преобладании светов / теней в кадре вводишь экспопоправки +/- соответственно.

При съемке в помещении без вспышки лучше устанавливать среднее значение выдержки, и не более 1/30 секунды (при этом может быть использовать режим приоритета выдержки), а уже потом можно будет вытягивать детали, если получится слишком темно.
 
Ответ: Зонная теория Ансела Адамса

Alexey Shadrin сказал(а):
В репортажке -- да. Обрати внимание на репортеров.
Ну так у меня же не репортажная съемка.
Alexey Shadrin сказал(а):
Но если нет 1.25, то можно 1.3 или 1.0, как уж аппаратура позволяет..
Позволяет по 0.5 изменять.
Alexey Shadrin сказал(а):
Встроенная вспышка для съемки в помещении не гожа
Так я понимаю, но у меня нет дома встроенной, на работе, и потом, для нее свет надо ставить специально, а я ничего в этом не понимаю, читала когда-то...но это все пустое, без практики.
Alexey Shadrin сказал(а):
если, конечно, на аппарате есть коррекция по вспышке
Она есть, небольшая, 5 режимов: по передней шторке синхранизация, по задней, медленная, и что-то там с ослаблением эффекта "красных глаз".
 
Ответ: Зонная теория Ансела Адамса

faortto сказал(а):
При съемке в помещении без вспышки лучше устанавливать среднее значение выдержки, и не более 1/30 секунды (при этом может быть использовать режим приоритета выдержки), а уже потом можно будет вытягивать детали, если получится слишком темно.
Можно, можно установить выдержку, не факт, что кадр получится...Ты же не можешь изменить освещение. Почему и вводят поправки. Какая разница, в каком режиме ты это сделаешь...
 
Статус
Закрыто для дальнейших ответов.