Как научиться цветокоррекции?

  • Автор темы Автор темы Little_boar
  • Дата начала Дата начала

Little_boar

Участник
Топикстартер
Сообщения
89
Реакции
4
Коллеги, день добрый!
Начну с извинений. Если подобная тема на этом славном форуме поднималась -- прошу отнестись с пониманием.

Суть вопроса проста -- как выстроить процесс постижения ремесла офсетного цветокорректора? Уточню некоторые вводные:
* у автора топика какой-никакой опыт допечатки вполне себе есть
* автор топика очень Шадрина любит и ценит. Автор топика даже как-то удостоился похвалы от Шадрина за правильное понимание основ его легендарной статьи!
* автор топика регулярно сталкивается с ситуацией, которую можно описать как "анти-Шадрин": приходит печатник, который в одной руке держит некий оттиск "из прошлого", а в другой руке -- оттиск (якобы с тех же файлов!), сделанный пять минут назад. Далее печатник говорит: "Вот старый оттиск. Где, когда, на каком оборудовании и с какими параметрами он отпечатан -- не задавай глупых вопросов. Но нам сегодня надо в него "вогнаться". Время исполнения -- десять минут." (Уточню: и контрольный оттиск, и требуемая цветокоррекция -- суть обычный офсетный CMYK).
'otbline'
* автор топика желает заняться постижением ремесла цветокоррекции по-настоящему, основательно, "на совесть". Речь вовсе не идёт о "Five fast Photoshop tricks", а скорее о том, чтобы разобраться для самого себя, дабы успешно справляться с ситуацией, описанной в предыдущем пункте. Не могу не процитировать Александра Исаевича Солженицина: "наивысшая форма исследования -- это исследование для самого себя".
* с английским языком автор топика очень даже дружит
* автор топика может себе позволить только Photoshop CC, либо мелкие бесплатные утилиты.

Итак, как выстроить процесс обучения? Как правильно двигаться от простого к сложному? Что есть фундаментальное умение в данном ремесле? Какие навыки обязательно надо освоить? Что читать/смотреть? Какие упражнения делать? Какие авторы заслуживают внимания?

Спасибо.
0;o}
Евгений.
 
приходит печатник, который в одной руке держит некий оттиск "из прошлого", а в другой руке -- оттиск (якобы с тех же файлов!), сделанный пять минут назад. Далее печатник говорит: "Вот старый оттиск. Где, когда, на каком оборудовании и с какими параметрами он отпечатан -- не задавай глупых вопросов. Но нам сегодня надо в него "вогнаться"

Ответ печатнику на это "Вгоняйся", т.к. у него есть все возможности цветокоррекции.
Исключение составляет только один моментик, о котором я тут все ухи всем прожужжал, если у вас CTP, а раньше было с плёнок, и Вы не догадались подкорректировать коррекцию кривых под старый тех. процесс...
 
  • Спасибо
Реакции: Валера1966
Ответ печатнику на это "Вгоняйся"

Печатник уже вгонялся и всё, что (по его мнению) можно было сделать -- сделал. В той реальности, в которой "живёт" автор поста -- печатник не будет отвечать на уточняющие вопросы и уж тем более не будет пытаться что-то там на офсете "подкрутить". Речь идёт о том, чтобы самостоятельно породить правильный CMYK отталкиваясь только от старого и нового оттисков.
 
А по вопросу, стоит почитать Дэнчика нашего Маргулиса, он во многом прав, но смотрит на опрос с более практиеской стороны.
Особенно, была книга, представляющая из себя сборник статей, к сожалению нигде не могу её найти, что то из серии Печатные процессы, или как то так... В общем она не про Фотошоп, а про психологию печатника.
 
  • Спасибо
Реакции: Little_boar
приходит печатник, который в одной руке держит некий оттиск "из прошлого", а в другой руке -- оттиск (якобы с тех же файлов!), сделанный пять минут назад. Далее печатник говорит: "Вот старый оттиск. Где, когда, на каком оборудовании и с какими параметрами он отпечатан -- не задавай глупых вопросов. Но нам сегодня надо в него "вогнаться". Время исполнения -- десять минут."
Нипалучиццо.
Попасть в один или несколько цветов ещё реально, а во всю картинку — нет.
 
  • Спасибо
Реакции: Little_boar
Вгонять в данном случае должен печатник)
 
Нипалучиццо.
Попасть в один или несколько цветов ещё реально, а во всю картинку — нет.

Вы безусловно правы. Более того, в приватных разговорах печатники без колебаний признают, что существующий на производстве порядок вещей -- глубоко ненормален. Но, "надо Федя, надо!" (с)
 
Печатник уже вгонялся и всё, что (по его мнению) можно было сделать -- сделал. В той реальности, в которой "живёт" автор поста -- печатник не будет отвечать на уточняющие вопросы и уж тем более не будет пытаться что-то там на офсете "подкрутить". Речь идёт о том, чтобы самостоятельно породить правильный CMYK отталкиваясь только от старого и нового оттисков.
'hmmm'
Подозреваю, что в типографии отсутствует технолог. Технолога заменяет оборзевший печатник, возомнивший себя богом. Понять его также можно, поскольку его директор кусает как последнего и самого ответственного за результат.

Нельзя полностью скорректировать изображение, полученное на неизвестном оборудовании с неизвестным профилем с неизвестными "подкручиваниями" в процессе печати. Может там формы готовят с плёнок и банально излишне их экспонируют (пережигают точку растра). Можно только лишь слегка улучшить ситуацию.

Но для этого нужно оперировать в пространстве субтрактивной цветовой модели. Нужно понимать, что цвет на оттиске - это результат вычитания отдельных спектров и также то, что к примеру наложение красного и зелёного объекта никогда не даст жёлтый. Звучит угрожающе, но привычка работать в аддитивной модели цветовоспроизведения ограничивает возможности. В частности, делает полностью беспомощным в области работы со спотами (пантонами). 'Starwa1'
 
Последнее редактирование:
Коллеги, день добрый!

* автор топика регулярно сталкивается с ситуацией, которую можно описать как "анти-Шадрин": приходит печатник, который в одной руке держит некий оттиск "из прошлого", а в другой руке -- оттиск (якобы с тех же файлов!), сделанный пять минут назад. Далее печатник говорит: "Вот старый оттиск. Где, когда, на каком оборудовании и с какими параметрами он отпечатан -- не задавай глупых вопросов. Но нам сегодня надо в него "вогнаться". Время исполнения -- десять минут." (Уточню: и контрольный оттиск, и требуемая цветокоррекция -- суть обычный офсетный CMYK).
'otbline'
А в чем проблема? ну адаптируйте макет к текущим условиям печати, образец "куда попадать" есть. Понятно, что это не 10 минут.
И да, где технолог?
 
Вгонять в данном случае должен печатник)
'hmmm'
Подозреваю, что в типографии отсутствует технолог. Технолога заменяет оборзевший печатник, возомнивший себя богом. Понять его также можно, поскольку его директор кусает как последнего и самого ответственного за результат.

Ваши догадки по большей части верны. Многое на описываемом производстве устроено неправильно, ненормально. Но по-серьёзному менять никто ничего не будет. Это как бы телега, которая скрипит и по ходу движения норовит развалиться. Но покупать новую "телегу" никто не будет. Поэтому вопрос в том, чтобы найти способ как более-менее комфортно на этой телеге ехать лично мне, препрессору.
 
Но покупать новую "телегу" никто не будет. Поэтому вопрос в том, чтобы найти способ как более-менее комфортно на этой телеге ехать лично мне, препрессору.
Сожалею, но я с таких телег спрыгивал. Потому что ехать трудоёмко, нервно и без особого результата.

Директор ваш странненький - хочет на мопеде соревноваться в гонках с соперниками с мотоциклами спортивных марок.

Для препрессора решения нет. Я уже проходил это и укрепился в том, что нужно сначала подтянуть культуру производства и убрать произвол и всякие нетехнологичные "хотелки". Например, в типографии нужно стабилизировать температуру, влажность, корректировать кислотность и жёсткость увлажнения в печатных секциях, стабилизировать температуру валов и удерживать вязкость краски в заданных пределах. Если плёночное производство пластин - контролировать растровые точки, иметь измерительное оборудование, чтобы не было это всё "на глазок".

Вы ничего не сможете сделать, если выгорел растр и тоновое воспроизведение началось с 5%. Т.е. можно, но это нужно перевывести плёнки, переделать пластины и молить бога, чтобы при переделке пластин что-нибудь в очередной раз не изменилось.
 
Последнее редактирование:
  • Спасибо
Реакции: ignatcolor
Да нет никакой проблемы. Автор поста лишь хочет по-серьёзному научиться ремеслу цветокоррекции под офсет.
Изучите субтрактивную модель. Проведите натурный эксперимент с акварельными красками, например. Проанализируйте, представьте в уме эти взаимодействия.

ЗЫ. Можно свистнуть немного основных красок в типографии и аккуратно поработать с ними, смешивая их в пропорции. Хотя... в принципе достаточно воображения и эспериментов с CMYK на экране.
 
  • Спасибо
Реакции: Little_boar
Дорогое это занятие корректировать офсет под образец, пластины перевыводить, переприлаживаться. Приходится изредка. Идеально это делать на цифре, раза с 3-5 попадаешь точно куда надо. С традиционным офсетом 3-5 раз перевыводить пластины сами понимаете - слишком дорого. И результат все равно не идеальный. Бывают моменты, что печатник вогнаться не может сам и помощь препресса не повредит.
Обычно картинку нужно двинуть в противоположном направлении от того, куда она отклонилась при приладке. На сколько двинуть - вопрос опыта и желательно пробных итераций. Я иногда спектрофотометр использую, меряю однородный цвет на образце и оттиске, или несколько цветов, выписываю лабы в столбик, ушло к примеру по b +10 - ну значит мне надо двинуть картинку на b -10. Как-то так. Это для ровных фонов. Пестрые картинки просто перебалансирую кривыми. И третий прием - профили и кривые. Иногда картинка всего-то и требует например в одной из красок сделать в 70 - 75 и в другой краске в 25 сделать 20. В алване вбиваю кривые и применяю к пдфке макета. И конечно насыщенность общая, вот пример из свежих, была подписана проба без учета матового ламината, под матовым ламинатом насыщенность и контраст сильно падает, оказалось постфактум, что заказчик хочет под ламинатом как на пробе, но не хочет подписывать пробу, имитирующую ламинат (бывают и такие). Просто переделивал из фогры 39 в профиль с меньшим охватом, но на основе фогры, чтобы получить большую насыщенность в печати. Поманипулировать профилями или кривыми - конечно в первую очередь надо. Профили с уменьшенным охватом например тут: C I E L a b . X Y Z • Специализированные профили для цветоделения
 
ушло к примеру по b +10 - ну значит мне надо двинуть картинку на b -10. Как-то так.
Для процесса с сильно "кривой" передаточной кривой это достаточно грубое приближение. При попадании в отдельные участки тоновой кривой коррекция может оказаться либо избыточной, либо недостаточной. Впрочем, если болтаться в пределах точности +-2, то сойдёт, учитывая культуру производства топикстартера.
 
Последнее редактирование:
И чтобы таких случаев с коррекцией было мало - конечно в требованиях пишем требования к цветопробе, что абы что не является пробой, перечисляем отличительные признаки цветопробы, такие как шкалы и ОК-стикер и проч. Чтобы случаев с матовым ламинатом у меня более не возникало - прошу при оформлении заказа на пробу указывать тип ламината чтобы я его имитировал на пробе а не фогру 39 выводил. Кстати в фогру 49 и 50 (это ламинаты) наш ламинат не очень попадает, построил свои профили ламината. Они все разные ламинаты, искажают не одинаково, тут именно профиль конкретный свой нужен.
 
Коллеги,

Тема флудоопасная. Может скатиться в разговоры обо всех проблемах. Призываю всех к самодисциплине - ограничивайте свои порывы ради всеобщего блага и спокойствия модератора.

По теме. У нас в упаковке тема вгонки в чужие образцы - стандартное явление, поскольку заказчик всегда хочет одинаковую упаковку от разных поставщиков. Навык цветокоррекции и сравнения образца с цветопробой нужно тренировать - он сам собой не появляется. Только через реальную производственную практику. Естественно, что нужно освоить набор инструментов ФШ. Ещё необходимо настроить монитор. Однако ж как-то так сложилось, что доверие в этом процессе цветокорректоры оказывают только печатной пробе. Верифицировать результат необходимо по цветопробному оттиску, который, естественно, должен проверяться инструментально. На этапах работы может быть техническая ЦП - без инструментальной проверки. Но финальный результат - только по проверенному оттиску.
 
Ещё необходимо настроить монитор. Однако ж как-то так сложилось, что доверие в этом процессе цветокорректоры оказывают только печатной пробе. Верифицировать результат необходимо по цветопробному оттиску, который, естественно, должен проверяться инструментально. На этапах работы может быть техническая ЦП - без инструментальной проверки. Но финальный результат - только по проверенному оттиску.

Поддерживаю. Настроенный монитор + цветовой профиль печатной машины + окончательная проверка цветов макета по цветопробе. Не забываем, что сверять цвета на цветопробе с образцом заказчика нужно под "правильным" светом (лампами D50 с высоким CRI).
 
Сожалею, но я с таких телег спрыгивал. Потому что ехать трудоёмко, нервно и без особого результата.

Я из этой типографии уже увольнялся. Именно по указанными вами причинам -- препрессору работать там очень нервно, стрессово и бесперспективно. Но жизнь повернулась так, что я там работаю снова и поэтому хочется подтянуть персонально свои навыки/знания, чтобы хоть чуть более комфортно себя в этих условиях чувствовать. В общем, это та ситуация, которая в морском деле называется "спасайся, кто может".