Дисплеи: Спектрометр vs оптимизированного колориметра

  • Автор темы Автор темы probep
  • Дата начала Дата начала
Статус
Закрыто для дальнейших ответов.

probep

Участник
Топикстартер
Сообщения
401
Реакции
197
Наверное, многие читали почти ставшую классикой статью Карла Лэнга (Karl Lang) "Display Calibration Devices: Methods, Accuracy, and Cost", где в частности говорится, что используя матрицы пересчёта, копеечный колориметр можно сделать точнее спектрометров уровня i1Pro.
Но что-то последнее время меня одолевают сомнения.

Помимо уже имеющихся у меня двух спектрометров i1Pro, некоторое время назад я приобрёл один колориметр от компании NEC, который является оптимизированной (с помощью матриц пересчёта) версией i1Display 2 для мониторов NEC в программе SpectraView II. Уже тогда закрались у меня сомнения в преимуществах оптимизированных колориметров перед спектрометрами (спектрорадиометрами).
А на днях получил ещё один колориметр от компании NEC. И сомнения только усилились.
Что оказалось:
1. Различия между двумя i1Pro очень малы (max deltaE<0.5) по все контрольным точкам замера на мониторе NEC 2690WUXi2;
2. Различия между NEC-колориметрами тоже малы (max deltaE<0.5) по аналогичным контрольным точкам замера на мониторе NEC 2690WUXi2;
3. При замерах "чистых" R/G/B-стимулов монитора различия между спектрометрами i1Pro и NEC-колориметры оказались весьма небольшие (deltaE<0.7);
4. Однако внутри пространства RGB этого монитора расхождения между i1Pro и NEC-колориметрами достигало очень серьёзных величин. Так для точки белого расхождение составляло до deltaE94=5.5. (Кстати, при этом замеренная коррелированная температура белого практически совпадала, а разница появлялась за счёт тинта).

И мне кажется, что поскольку выполнены п.п. 1-3, то проблема п.4 заключается не в "кривости" колориметров и спектрометров, а в другом.

НЕКовские колориметры, как и все другие дешёвые колориметры, не удовлетворяют критерию Лютера-Айвса. Поэтому я не понимаю, почему "подгонка" показаний колориметров под показания спектрометров для "чистых" одиночных R-,G- или B-стимулов (создание матрицы пересчёта) может гарантировать точность колориметрических вычислений колориметров внутри всего RGB-пространства монитора?

Может быть я сильно не прав и кто-то меня поправит.
Заранее извиняюсь за некоторый сумбур в изложении проблемы.
 
Ответ: Дисплеи: Спектрометр vs оптимизированного колориметра

НЕКовские колориметры, как и все другие дешёвые колориметры, не удовлетворяют критерию Лютера-Айвса. Поэтому я не понимаю, почему "подгонка" показаний колориметров под показания спектрометров для "чистых" одиночных R-,G- или B-стимулов (создание матрицы пересчёта) может гарантировать точность колориметрических вычислений колориметров внутри всего RGB-пространства монитора?

Не может.
 
Ответ: Дисплеи: Спектрометр vs оптимизированного колориметра

Принципы расчёта данных у колориметров и спектрофотометров разные. Но из практики считаю достаточным для профилирования использовать хороший колориметр, и не тратить лишние деньги на спектрофотометр. При этом, если лампа подсветки в комплексе с матрицей, для конкретного монитора не зависимо от модели и серии имеет хроматический сдвиг (выраженную интенсивность излучения в очень узком частотном диапазоне), то вам может не помочь с разрешением этой проблемы ни тот ни другой прибор, на которые многие при этом грешат, потому как для этого нужно либо спектрофотометр с очень маленьким шагом измерений, т.е. лабораторный (а он стоит космических денег и используется как раз у производителя мониторов при заводской калибровке последних)... либо выработать методику устранения проблемы при помощи имеющихся программно-аппаратных средств. Есть и ещё одна проблема - это опорные цвета триады, которые будут не важны при мало насыщенных цветах и будут критичны при максимально близких к границам цветового охвата конкретного устройства. Другими словами - отдельно взятый зелёный или красный колорант которым окрашены ячейки полевых транзисторов матрицы могут на столько серьёзно отличаться по цвету, что составят значительное различие не только при аппаратном промере. но и при визуальном наблюдении - именно они не стандартизированы на сегодня (и стандартизировать нужно не насыщенность, а вектор цветовой температуры... думаю, эта тема ещё ждёт своего разрешения в колориметрии). А результат калибровки монитора в пределах DE 3 считаю достаточным и он как раз достигаем как колориметром, так и спектрофотометром. И чем точнее линеаризация, тем точнее пересчёт цветов внутри тела цветового охвата конкретного RGB...
 
Ответ: Дисплеи: Спектрометр vs оптимизированного колориметра

Но из практики считаю достаточным для профилирования использовать хороший колориметр, и не тратить лишние деньги на спектрофотометр.

Вы, наверное, снова про Spyder2? Спасибо, не надо, я уж как-нибудь...
Если использовать Ваши выражения, то из практики для калибровки/профилирования мониторов разных типов считаю целесообразным покупать только спектрометры. Если же калибровать требуется один определённый тип (подсветка-охват), то можно купить оптимизированный комплект калибровки для такого типа монитора (если он существует в природе).
Об остальном Вами написанном - зачем Вы здесь (в этом форуме) пишете азбучные истины, притом с какими-то своими странными добавлениями?
 
Ответ: Дисплеи: Спектрометр vs оптимизированного колориметра

Кстати, я разобрался, почему при замерах отдельных R/G/B-стимулов (и не только отдельных стимулов) разница в показаниях между спектрометрами и оптимизированными колориметрами была невелика, в то время как ахроматической зоне доходила до внушительных величин. Дело тут не в приборах и теориях, а оказалось, что я сам по недомыслию виноват - иcпользовал формулы deltaE по спецификаицям CIE1994 и CIE2000, а не по рядовой CIE1976.
Поэтому, например, получалось, что deltaE76=4.44 для RGB=255/0/255 превращалась в deltaE00=0.74, в то время как deltaE76=5.64 для RGB=255/255/255 превращалась в deltaE00=7.24.
 
Ответ: Дисплеи: Спектрометр vs оптимизированного колориметра

Формула deltaE 2000 не предназначена для расчетов отклонений более 5.
 
Ответ: Дисплеи: Спектрометр vs оптимизированного колориметра

В статье говорится, что, используя матрицы пересчёта, копеечный колориметр можно сделать точнее спектрометров уровня i1Pro. Некоторое время назад я приобрёл один колориметр от компании NEC, который является оптимизированной (с помощью матриц пересчёта) версией i1Display 2 для мониторов NEC в программе SpectraView II.
Так вся эта «оптимизированность» — исключительно программная фича? Точнее, даже не программная, а просто набор новых данных для драйвера? И в приборе нет никаких особых светофильтров, подогнанных под конкретную подсветку/матрицу? Гы-ы-ы, лол.


Формула deltaE 2000 не предназначена для расчетов отклонений более 5…
… dE76. То есть формулу dE00 можно применять, только когда предварительный расчёт dE76 оказался ниже 5,00.
 
Ответ: Дисплеи: Спектрометр vs оптимизированного колориметра

Так вся эта «оптимизированность» — исключительно программная фича? Точнее, даже не программная, а просто набор новых данных для драйвера? И в приборе нет никаких особых светофильтров, подогнанных под конкретную подсветку/матрицу? Гы-ы-ы, лол.
Угу, примерно так. В других программах (я сам проверял кучу программ включая самые навороченные) НЕКовский колориметр, имеющий обозначение NEC MDSVSENSOR2, ведёт себя также как обычный i1Display 2 (именно как i1Display 2, а не как i1Display LT - это хорошо видно в i1Match). Справедливости надо сказать, что в этих программах он ведёт себя поточнее, чем "взятые с полки" i1Display 2, - наверное, как и некоторые другие производители, NEC делает предварительный отбор колориметров. Или предъявляет к X-Rite доп. требования. Поэтому я некоторым советывал приобретать колориметры NEC даже если монитор не от НЕК или используется не SpectraView II.

На одном из форумов прочитал, что со слов сотрудника NEC, в программе SpectraView II сделан следующий алгоритм: если SVII видит, что к компьютеру подключен монитор NEC с расширенным охватом и если подключен колориметр NEC MDSVSENSOR2 (это определяется по серийному номеру прибора - у этих колориметров совсем другие серийники, чем у рядовых i1Display2), то в SVII активируется специальная матрица пересчёта.
 
Ответ: Дисплеи: Спектрометр vs оптимизированного колориметра

Что -то мне кажется, что это сильно сложно. Вероятно, производитель пошел более простым способом, изменив немного драйвер устройства.
 
Ответ: Дисплеи: Спектрометр vs оптимизированного колориметра

Почему сложно? Что-то похожее видел в софте Quato, только там вручную можно поставить галочку расширенный охват и указать модель монитора.
 
Ответ: Дисплеи: Спектрометр vs оптимизированного колориметра

Все может быть.

Коллеги, вопрос немного не в тему, но все таки. Никто не пробовал калибровать большие мониторы софтом и приборами для калибровки проекторов?
 
Ответ: Дисплеи: Спектрометр vs оптимизированного колориметра

Что -то мне кажется, что это сильно сложно. Вероятно, производитель пошел более простым способом, изменив немного драйвер устройства.
Проверял ранее. Не похоже, что NEC что-то делал с драйверами - я вообще использую драйвер из последнего варианта i1Match v.3.6.2 (который включает поддержку Windows 7), а не древний драйвер из комплекта SpectraView II (2007 года выпуска).
 
Ответ: Дисплеи: Спектрометр vs оптимизированного колориметра

Со слов сотрудника NEC, если программа видит, что к компьютеру подключен монитор NEC с расширенным охватом и колориметр NEC MDSVSENSOR2 (это определяется по серийному номеру прибора), то в программе активируется специальная матрица пересчёта.
Именно по серийному номеру? Мне представлялось, что они какую-нибудь «лицензию» встраивают для этого дела. Сути не меняет, конечно, — просто любопытно.

Мне кажется, что это сильно сложно. Вероятно, производитель пошёл более простым способом, изменив немного драйвер устройства.
Как раз менять драйвер — это сложно; по-хорошему, его ещё надо каждый раз в Microsoft $$$ертифицировать. Да и не его это дело — обрабатывать колориметрические данные. И, если не ошибаюсь, драйверы libusb/Argyll устроены аналогично: где-то я там вроде медитировал над модулями пользовательского приложения, в которых фигурирует эта самая матрица для выбора режима ЭЛТ/ЖК. Драйвер же тупо передаёт данные между USB-устройством и библиотекой EyeOne.dll либо конечным приложением типа Argyll, которое работает с драйвером напрямую.


Никто не пробовал калибровать большие мониторы софтом и приборами для калибровки проекторов?
Не пробовал, но по опыту с софтом Spyder2/3 и ColorMunki могу предположить, что ничего интересного не получится. Во-первых, нужно выключить свет, так как его наличие во время калибровки, вопреки ожиданиям, приводит к результату худшему, чем если калиброваться без света, а потом работать со светом.

Во-вторых, с точки зрения софта, процесс ничем особым не отличается от калибровки ЖК-монитора. Причём в некоторых случаях это автоматически означает профилирование в режиме табличной модели (необходимо для DLP-проекторов, у которых более чем 3 базовых стимула), а в иных случаях вам всё-таки позволяют выбрать тип профиля. Плюс, программа может предполагать, что у проектора отсутствуют некоторые органы управления, поэтому некоторые этапы настройки придётся пропустить.

В общем, даже при лучшем раскладе мы получим то же самое, только медленнее и корявее. Либо просто ограничим себя в части фич.
 
Ответ: Дисплеи: Спектрометр vs оптимизированного колориметра

Наверное, многие читали статью «Display Calibration Devices: Methods, Accuracy, and Cost», где в частности говорится, что используя матрицы пересчёта, копеечный колориметр можно сделать точнее спектрометров уровня i1Pro.
Прочитал и, кажется, понял, для чего была написана эта статья. Если бы не присутствие логотипа X-Rite, её можно было бы считать публичным признанием на тему: «Сделать настоящий XYZ-колориметр сложно, поэтому мы и не пытаемся, а производим дешёвые имитации, тем более что пипл и так хавает».

Но официозность бумаги настраивает на иной лад. Сначала на протяжении трёх с лишним страниц читателю скармливаются утверждения, с которыми трудно не согласиться, — мне, например, всегда было очевидно, что колориметр с небольшим количеством крупных датчиков гораздо проще сделать более чувствительным и стабильным, нежели спектрометр, который на порядок дороже. И вот после всей этой дозы очевидностей, автор вбрасывает совсем не очевидный — напротив, весьма спорный, — тезис про то, что коррекционные матрицы не просто способны сделать из «фотоаппарата» более-менее правдоподобный XYZ-колориметр, но и что такой прибор будет точнее дешёвого спектрометра, особенно если матрица будет подогнана под конкретный монитор.

Мне кажется, данная статья — чистой воды пиар, призванный защитить рынок колориметров. Хотя, с одной стороны, некоторые потенциальные покупатели i1Pro могут отказаться от спектрометра в пользу i1Display2, зато, с другой стороны, удастся не потерять ещё большее количество покупателей, сомневающихся в способностях колориметров, но не имеющих возможности купить себе спектрометр. Но, самое главное, эта статья направлена на успокоение VIP-покупателей, тратящих деньги на «оптимизированные» версии колориметров.

Судите сами. Если всё, на чём держится «оптимизированность» колориметров, — это просто дополнительный набор поправочных коэффициентов, выбираемых в конечной программе калибровки, то при наличии спектрометра никакой «оптимизации» вообще не потребовалось, да и родственные модели колориметров могли бы использовать «чужие» коэффициенты. Но фирменный софт монитора не позволит вам использовать абы какой прибор — ему нужен вполне конкретный, лицензированный под это дело. И причина тут не только в защите авторских прав, иначе бы вам никто не мешал просто подключить «нужный» прибор для проверки лицензии, а потом пользоваться любым другим измерителем.

Более того, если всё дело только в коэффициентах, ничто не мешает реализовать возможность выбора оных в софте общего назначения. Да, я понимаю, что возможных комбинаций ЖК-матриц и подсветки существует много (в отличие от типов фосфоров ЭЛТ), но не так уж и катастрофически много. А при кооперации с производителями мониторов, можно было бы реализовать возможность запроса типа матрицы и подсветки по DDC, чтобы не возлагать эту задачу на пользователя. Но разработчики никогда на такое не пойдут, потому что тогда у VIP-покупателей останется ещё меньше поводов платить втридорога за тот же прибор.


А вообще, интересный вопрос. Если всё дело только в коэффициентах, и их выбирает фирменная программа, когда обнаруживает совместимый монитор, — то что происходит с этим же колориметром на том же мониторе, когда измерения ведутся из сторонней программы, пусть даже того же производителя? То есть, откалибровавшись и построив профиль в фирменной софтине, сможем ли мы адекватно проверить калибровку и профиль или построить новый профиль дополнительными утилитами?


PS. Приведённые в статье схемы спектрометров напомнили мне о старом замысле: соорудить такой вот большой монохроматор, чтобы из обычного света получать отдельные узкополосные спектры, и затем натравить на них приборы — сначала спектрометр для эталонной оценки мощности излучения на данной длине волны, затем колориметры, чтобы хотя бы приблизительно определить их спектральную чувствительность, и насколько она далека от XYZ:1931. Но слабо представляю, как такое провернуть «в домашних условиях».
 
Ответ: Дисплеи: Спектрометр vs оптимизированного колориметра

Вы попробовали подход, описанный в документе «Color matching between sRGB monitors and wide color gamut monitors»? См. также «Modern displays: a challenge to traditional colorimetry». Разумеется, желательно пробовать с помощью спектрометра. Единственное препятствие в том, что очень немногие программы калибровки поддерживают 10-градусного наблюдателя.
Если не возражаете, прокомментирую в этом топике, дабы не засорять тот.

По поводу брошюрки Eizo возникают одни сплошные вопросы.
  • Большое подозрение вызывают статьи, где в самом начале формулируется некая проблема и анонсируется некое загадочное решение с намёком на панацею, затем идёт много-много текста на отвлечённые темы, и вдруг в самом конце неожиданно выскакивает «чудесный спасительный круг», суть которого можно было бы сформулировать одной единственной фразой в аннотации, дабы читатель не тратил своё драгоценное время.
  • Не меньшее подозрение вызывают материалы по цвету с претензией на научность, где цветовой охват иллюстрируется на 2-мерных диаграммах цветности, и на основании этих «треугольных» сравнений делаются далеко идущие выводы.
  • Приводится сравнительная фотография двух разно выглядящих экранов, «настроенных на одинаковую яркость 100 кд/м², температуру 5000 К и гамму 2,2».
    • Кто сказал, что разность на снимке вызвана не фотокамерой? Ведь они сами говорят, что в этих мониторах разные лампы и матрицы, а фотокамера — тоже не фонтан по части соответствия критерию Лютера-Айвса.
    • Кто сказал, что различие на снимке не может быть вызвано спектральным сдвигом ЖК-картинки при изменении угла обзора? Ведь, судя по перспективе предметов в кадре, камера была расположена довольно близко к экранам.
    • «Температура 5000 К» может иметь целый ряд коррелированных хроматических значений; впрочем, из дальнейшего текста вроде как следует, что калибровка происходила по цветности, а не только по CCT.
    • Зачем было указывать целевую гамма-коррекцию, если и ежу понятно, что она никак не влияет на отображение белого экрана?
  • Приводится пример расчёта колориметрических координат XYZ и LMS, однако вместо колбочковых чувствительностей приведён тот же график XYZ, и, главное, вместо конкретных конечных значений во втором случае указаны просто буквы-переменные. Поверить, что автор не смог найти данные по одной из моделей LMS, мне трудно. Поэтому ещё труднее не задаться вопросом: а действительно ли во втором случае получились бы разные ответы, или автор, увидев одинаковые числа, которые противоречат его теории, решил просто от них избавиться? (Возможно, это произошло потому, что он использовал LMS-функции для такого же 2-градусного наблюдателя.)
  • Потом, если уж говорить о визуальном сравнении крупных предметов, то не помешало бы вспомнить и про адаптацию. А в статье про это ни слова.
  • И вообще, интересный пассаж. Сначала говорится, что XYZ — это не то, как видит глаз, и поэтому надо считать в LMS. А в итоге предлагают использовать модель XYZ10, которая ничем не хуже XYZ и ничуть не ближе к LMS, — просто рассчитана на другой размер объектов.
  • Написано: «На расстоянии 1 м, экран 21…24-дюймового монитора имеет размер 22–25°, поэтому более соответствует 10-градусному наблюдателю». Но если мы сидим ближе 1 м, то угловой размер получается ещё больше, — почему же тогда не используется модель 40-градусного наблюдателя, к примеру? Ведь они сами говорят, что переход от 2° к 10° обоснован уже при размере 4° и более, — значит, при размере 25° вполне разумно применять 40°-модель. И вообще, существуют модели под произвольный угол обзора и даже под возраст наблюдателя (см. CIE 170-1:2006).
То есть вроде и не скажешь, что чушь написана, однако стиль изложения заставляет усомниться в компетенции автора и в том, что цель статьи — реально помочь людям, а не продвинуть какую-нибудь маркетологическую идею, на которой потом можно будет срубить бабла.

Почему столь негативное впечатление? Потому что, во-первых, неадекватность модели 2-градусного наблюдателя для колориметрии крупных предметов была продемонстрирована ещё полвека назад — компания Eizo тут Америку не открыла. Во-вторых, потому что 10-градусный наблюдатель прекрасно применим ко всем видам мониторов — мониторы с широким охватом здесь ничем не выделяются, и никакой «новой проблемы» не выявили.

В-третьих, использование спектрометров для получения XYZ:1964-координат не обязательно, если верить тому, что колориметры выдают XYZ:1931-координаты только после применения корректирующих матриц, — значит, с таким же «успехом» мы можем создать матрицу коррекции под 10-градусного наблюдателя, или создать матрицу для преобразования готовых 2-градусных координат в 10-градусные. Логично?

В-четвёртых, статья не отвечает на принципиально важный вопрос: что получится при экранной цветопробе? Да, визуального сходства экранов после калибровки мы добьёмся. Но потом, когда мы перейдём в программу просмотра и запросим в ней имитацию бумаги, — что мы увидим на экране? Все расчёты в CMS выполняются на основе 2-градусных значений (в статье так и сказано, что в профиль пишутся 2-градусные данные), и потому разные модели мониторов скорее всего покажут разный цвет. Итого возвращаемся к тому, с чего начали: вид одинаково настроенных экранов немного не совпадает.
 
Ответ: Дисплеи: Спектрометр vs оптимизированного колориметра


Не по теме:
Ох, уж это ограничение на длину поста…


В-пятых, что с промежуточными градациями? Если мы и их калибруем по 10-градусной модели, то какая передаточная кривая будет записана в профиль? Да, мы можем записать произвольную кривую в виде массива значений, но многие программы в упор не хотят понимать никаких других кривых, кроме x^y, да и программы профилирования часто этим не заморачиваются, записывая x^2,2, хотя там гаммой 2,2 не пахнет (например, при балансировке по серому). Аналогично, ничего конкретного не сказано про чёрный, — а эту характеристику игнорирует вообще подавляющее большинство софта, как профилировочного, так и прикладного.

И в чём тогда смысл затеи? Просто продемонстрировать, как два монитора почти одинаково показывают белые обои?
 
Ответ: Дисплеи: Спектрометр vs оптимизированного колориметра

Теперь по статье «Modern displays: a challenge to traditional colorimetry, an opportunity to move beyond the standard».


Уже само название — «возможность выйти за рамки стандарта» — настраивает на ироничный лад. Да и «вызов традиционной колориметрии» — тоже сильно сказано, учитывая, что в статье рассматривается лишь проблема вариативности зрительных свойств реальных людей по сравнению с усреднённым наблюдателем. Ну, и при чём тут современные дисплеи — тоже не понятно.

Точнее, про дисплеи всё же чуток ясно: автор предлагает вместо единой CMF-модели наблюдателя использовать одну из 7 моделей под конкретного зрителя — но только применительно к отображению картинки на экране, а не при выводе на печать (полиграфисты облегчённо выдохнули). Почему только мониторы должны удостоиться такой чести? Потому что, по мнению автора, на отпечатках вариативность зрения не так сильно сказывается, как на современных дисплеях с широким охватом. Причём разнообразие люминофоров старых ЭЛТ и узкополосность их красного стимула для автора, видимо, не показатель.

И вообще, для него, видимо, не показатель, что вся традиционная колориметрия — это и есть одно большое допущение, что любой стимул можно характеризовать комбинацией трёх кардинальных стимулов, зависимость интенсивности которых от длины волны определена с ограниченной точностью на основании усреднения откликов небольшого количества подопытных наблюдателей, и не зависит от абсолютной интенсивности стимула, от окружения и многих других факторов, которые, как мы теперь знаем, очень даже влияют на цветовое восприятие, включая гены и состояние здоровья самого наблюдателя.


Однако допустим, что идея автора была воплощена в жизнь: выработаны 8 наборов CMF, разработаны методики быстрого выявления, к какому типу относится тот или иной человек. Но тогда нужно, чтобы у каждого был свой монитор! То есть описанная в статье ситуация, когда в монтажной рядом сидят режиссёр, кинооператор и ретушёр, и на одном экране каждый видит немного разные цвета, — уже в принципе получается невозможна: каждый должен сидеть за своим собственным монитором (если только они не братья по зрению), и тут уже в дело вступают различия моделей мониторов и экземпляров одной модели.

Потом, разве на одном экране цвет постоянен? Будь то ЭЛТ или ЖК, простой монитор или дорогой с балансировкой яркости по площади экрана, отклонения всё равно имеют место, и отнюдь не пренебрежимо малые. А если ещё и калибровать / профилировать разными приборами и разным софтом — разнобой усиливается. Или вот если монтажёр работает над фильмом в программе монтажа, а режиссёр смотрит в обычном плеере, который использует иную CMS или не использует её вовсе, — это же тоже распространённый источник несоответствия, коли нам так важны десятые доли dE00.

Наконец, зачем это всё делается? Чтобы фильм посмотрели зрители. И как они его должны смотреть в кинотеатре или на домашнем телевизоре, если экран — один на всех? Да и наверняка в ближайшие десятилетия не удастся обеспечить точное соответствие (в рамках 1,0 dE00) между эталонным дисплеем в студии и кинопроектором или телевизором.


Сам эксперимент тоже вызывает вопросы; хотя, возможно, кое-что разъясняется в тех документах, на которые даны ссылки, — я ориентируюсь лишь на текст статьи. Во-первых, не понятно, почему автор зациклен на 10-градусном наблюдателе, — для кинокадров эта модель ничем не лучше 2-градусной (ну, разве что данные 1959 года получены более скрупулёзно, чем в 1920-х годах). Во-вторых, совсем не понятно, почему подопытные наблюдали ЭЛТ через зеркало, а ЖК — напрямую. Разве зеркало не привносит изменения в спектральный состав света? И, интересно, инструментальное измерение спектра монитора производилось тоже через зеркало, или напрямую с поверхности экрана?


В общем, желание «выйти за рамки стандарта» умиляет. Когда в колориметрии и так много проблем посущественнее вариативности наблюдателя, плодить новые сущности на основе старых наивных представлений — занятие малополезное. Какой высший смысл в том, чтобы не иметь возможности смотреть на экран нескольким людям одновременно? И чтобы для каждого типа пользователя выпускался свой тип колориметров — но у них и без этого несогласованность в единицы dE76. Короче, возни много, а толку — капля в море.
 
Ответ: Дисплеи: Спектрометр vs оптимизированного колориметра

...мне, например, всегда было очевидно, что колориметр с небольшим количеством крупных датчиков гораздо проще сделать более чувствительным и стабильным, нежели спектрометр, который на порядок дороже...
Имхо.
Нет там разницы в цене на порядок: если из стоимости комплекта i1 Basic вычесть стоимость пластмассок, поролона, бумаги (аксессуаров) и лицензии на один модуль к i1Match, тогда цена на голый спектрофотометр с подставкой и ЮСБ-кабелем будет стремиться к $400 или даже ниже. А себестоимость спектрофотометра, видимо, в разы меньше (ведь не по себестоимости продают).
 
Ответ: Дисплеи: Спектрометр vs оптимизированного колориметра

Если из стоимости комплекта i1 Basic вычесть цену аксессуаров и лицензии i1Match, тогда цена на голый спектрофотометр с подставкой и ЮСБ-кабелем будет стремиться к $400 или даже ниже. А себестоимость прибора, видимо, в разы меньше.
Производители колориметров свой софт тоже не за «спасибо» отдают. И пусть комплектация там поскромнее, более низкая стоимость продукта означает, что доля накладных расходов в ней выше, то есть себестоимость прибора получается вообще копеечная. Собственно, там ведь никаких оптических элементов нет, никаких источников света, — лишь несколько фотодиодов и USB-клиент. Поэтому простейший колориметр можно собрать дома на коленке из подручных комплектующих.



Возвращаясь к статье про вариативность наблюдателя. Вот ещё что не понятно. В оригинальных опытах Гилда-Райта и Стайлса-Бёрча визуальный колориметр состоял из расположеных бок о бок сравниваемых образцов. А по схеме и описанию в статье создаётся впечатление, что между сравниваемыми изображениями ЭЛТ и ЖК мог иметь место зазор. Тогда появление больших допусков на «приемлемое сходство» не удивительно.
 
Ответ: Дисплеи: Спектрометр vs оптимизированного колориметра

В-четвёртых, статья не отвечает на принципиально важный вопрос: что получится при экранной цветопробе? Да, визуального сходства экранов после калибровки мы добьёмся. Но потом, когда мы перейдём в программу просмотра и запросим в ней имитацию бумаги, — что мы увидим на экране? Все расчёты в CMS выполняются на основе 2-градусных значений (в статье так и сказано, что в профиль пишутся 2-градусные данные), и потому разные модели мониторов скорее всего покажут разный цвет. Итого возвращаемся к тому, с чего начали: вид одинаково настроенных экранов немного не совпадает.

Не думал, что объяснение производителя для пользователей причины появления нового пункта в меню программы Eizo Navigator, с названием Multiple Monitor Matching, может вызвать столь неоднозначный комментарий.

Я хотел уточнить только один пункт, который процетировал, и вопросы мои такие:
1) какая такая программа просмотра может осуществлять по запросу показ имитацию бумаги? Например Фотошоп не может. Еще примеры?
2) Вытекающий из первого, второй вопрос. По всем известным теориям и практикам, в самом начале калибровке монитора для цветопробы, необходимо добиться визуального сходства между цветом бумаги под просмотровым светом и белым цветом монитора. По этой причине мониторы калибруются на 5600-5800К, а не на 5000, при использовании просмотрового устройства с нормализованным светом D50. Или у Вас иная идеология?
 
Статус
Закрыто для дальнейших ответов.