На мой взгляд, в ряду, экранизаций, кроме деления на книги и игры, мультипликации, а также комиксы, есть как минимум деление на по тексту и вольной интерпретации, что в свою, очередь не я является, окончательным но существенно меняет восприятие продукта. То есть не всегда переданная слово в слово вещь, живет и передает дух первоисточника.
Вот приведу десятку экранизаций, которые мне 1) понравились и десятку, 2) непонравившихся (разумеется, все ИМХОвое). Расписывать второе не буду, может ниже когда будет время или кто-нибудь поможет из софорумчан.
Понравившиеся, по книгам и играм:
1. «Нечто» (Рассела Карпентера) - фильм не просто пугает, а я в детстве смотрел его в видеосалоне, с другом через рукав курткиJ. Этот кинофильм является экранизацией почти 30ти листового рассказика «Кто идет?» Джона Кемпбэла. Несмотря на простые по нынешним временам спецэффекты, фильм вызывает Ловкрафтовский ужас. И рассказ, и фильм были написаны и сняты под явным влиянием корифея. Ну, еще могу сказать, что там снимается молодой Курт Рассел, а любителям спейсхорораи режиссер в представлениях не нуждается.
2. «Солярис» (Андрея Тарковского) – по одноименному произведению Станислава Лемма (одно из любимейших произведений), фильм, как и книга, требует настроя на мыслительный процесс, и во многом передает ту атмосферу - неверия, эгоизма, страха перед исполнением собственных желаний, одновременно показывая, какие мучения может вызвать несоответствие между тем, что хочется, и тем чего желаешь. Мечта, любовь и предательство этой любви, и неминуемая расплата за желание быть как все. (Есть современная американская версия с Джорджем Клуни, но, признаюсь, смотреть её не стал...).
3. «Чужой», «Чужие» объединил в одно так как, несмотря на разных режиссеров, в первом случае Ридли Скотт, а во втором, Джеймс Кэмерон, романы написал Алан Дин Фостер. Фильмы посмотрел раньше прочтения романа, НО проглотил книгу с ОГРОМНЫМ удовольствие, ИМХО книга и фильм на самом деле о том, что люди хуже монстров, чужие не убивали из любопытства, жадности, ненависти, монстр не будет прикидываться твоим другом. Конечно атмосферно хорор Скотта, отличается от экшена Кэмерона, однако оба фильма для меня являются одним из образцов фантастики и экранизации литературы.
4. «Королевская битва» - режиссер Кинджи Фукасаку, (многие считают, что, режиссер Такеши Китано, но это, не так, просто классик умер на съемках и Китано как приглашенный на роль актер возложил на себя миссию и доснял 20 минут концовки) – по роману Кюсуна Таками который был написан явно под впечатлением от 1984того Джоржа Оруэлла, но от этого он не менее самобытен.
Фильм не смотреть и книгу не читать слабонервным, просто, несмотря на всю кровь (которая льется рекой, потому что подростки мочат подростков), фильм о любви, разной, о человеках, J о том как в экстремальной ситуации кто себя ведет, короче это один из любимых фильмов и романов просто нужно увидеть в нем ТУ красоту и эстетику.
5. «Собачье сердце» - Ну Булгакова я думаю презентовать не надо? Просто я в восторге и от произведения, и от экранизации вот она 100% передача духа. Для меня это эталон. Больше добавить нечего.
6. «Приключения Шерлока Холмса и Доктора Ватсона» - это самая классная экранизация, серии вообще, и Конана Доэля в частности. Гораздо более английская, чем у самих англичан, а неподражаемый юмор и лучший дуэт из всех Ватсонов и Шерлоков это верхушка торта. Просто объеденье, то есть загляденье.
7. «Сайлент Хилл» - ВОТ, вот именно так надо экранизировать игры, Увэ Бол маст дай. Давно являюсь поклонником серии игр, и разумеется пошел на премьеру, но пошел так как-то, без искры в глазах, как на зачет, ибо перед этим были премьеры Дума и Бладрэйна(ну до них я доберусь позже в аЦтойной десятке), и был очень приятно удивлен, даже пару раз дернулся. Сказка волшебная и страшная, ожила, и наполнилась не только моим воображением, но всеми цветами кинематографа, ничегошеньки не испортили, а монстры, так просто лапочки и выделить из них никого нельзя все по-своему омерзительно-прекрасны. Игра передана не безупречно, но с любовью, посему зачет по полной программе.
8. «Дракула Брема Стокера» Фрэнсис Форд Коппола снял очередной шедевр ( ну есть такие режиссеры снимающие исключительно такие фильмы которые становятся классикой)по роману Брема Стокера. Имхо два самых красивых фильма о вампирах – это «Дракула Брема Стокера» и «Интервью с вампиром». Про второй не ведаю, а первый является признанным образцом экранизации, да и лично мне нравится.
9. «Сталкер» (Андрея Тарковского) – по сильнейшему произведению «Пикник на обочине» А.и Б. Стругацких. Несмотря на почти полное несоответствие первоисточнику, экранизация на высоте и фильм по праву входит в мировую сокровищницу кинематографа, к сожалению, у меня не хватает красноречия описать то, что я чувствую, пересматривая его в который раз.
10. L столько еще хочется написать, но я сам предложил только 10тку, посему было очень трудно выбрать последнего, но все же внесу, для пестроты экранизацию комикса. Наверное если выбирать из одной это Бэтмэн, всетаки одна из самых самобытных и длинных(но от этого не скучных) серий. Ну что тут добавить Бэтмэн он и есть Бэтмэн и на экране и в комиксах, и в мультиках...
и в жизниJ.