Первые пару абзацев я пожалуй пропущу для душевного спокойствия.
широкое светлое начертание обыкновенной гарнитуры включили в стандарт лишь условно
Это о чем? В стандарт (ОСТ 1337) из т. н. обыкновенных шрифтов временно включили Альдине полужирный, Альдине полужирный курсив и курсив гарнитуры 16 — до замены Обыкновенного плотного (гарнитура 2) и Обыкновенного (гарнитура 6) вновь выработанным шрифтом.
С первого взгляда они похожи друг на друга, так же на них похож и самый распространенный в нынешней России шрифт — таймс.
http://ru.wiktionary.org/wiki/похожа_свинья_на_ёжа,_да_щетина_не_та
С 30-ых годов начинается собственно советская разработка шрифтов (сосредоточенная в отделе новых шрифтов Всесоюзного научно-исследовательского института оборудования для печатных изданий, картонной и бумажной тары – ВНИИОПИТ)
В тридцатые годы не существовало ни Отдела новых шрифтов, ни ВНИИОПИТа.
перестройка, в результате которой ВНИИОПИТ захирел, а у советских шрифтов, считавшихся государственной собственностью, появились хозяева. Российское законодательство приравнивает шрифт к произведению графики и таким образом строже американского, изымающего рисунок шрифта из числа объектов авторского права.
К Перестройке ВНИИОПИТа уже не было. А был ВНИИПолиграфмаш.
В СССР (как и затем в РФ) шрифты регистрировались как промышленные образцы (первое выданное свидетельство относится к 1969 г.). И в США, нужно отметить, было то же самое, плюс шрифт иногда мог быть признан изобретением.
Таким образом собственниками шрифтов стали их оцифровщики. Главным из них в России была фирма «ПараГраф» и ее приемник «ПараТайп», генетически связанные с лабораторией новых шрифтов. Цена этих шрифтов измеряется тысячами рублей. Для самодеятельного издательского дела приличный комплект начертаний фактически неподъемен.
Тут смотря о каких шрифтах речь. Если говорить, к примеру, о дореволюционных образцах, то тут автор, естественно, обладает правами на свою оцифровку, но никто не помешает кому-нибудь еще сделать собственную.
И что имеется ввиду под «приличным комплектом начертаний», чтоб оно было неподъемным?
Вторым бедствием оказалось появление массы западных персональных компьютеров, на которых стояли западные же программы. Для использования в этих программах их разработчиками были куплены у западных же компаний-монополистов западные же шрифты.
Речь же про восьмидесятые. Западные шрифты покупались и использовались в СССР практически на всем протяжении его существования: сначала для линотипов, АПЛ, монотипов в тридцатые, потом для фотонабора — вместе с фотонаборными автоматами, а потом и для компьютеров, да, но уже на рубеже существования страны. Тут можно вспомнить, например, известный пакет Glasnost.
Эти шрифты были постепенно кириллизированы, но с традиционной советской типографикой они не имели почти ничего общего. Центром этой новой типографики стали гарнитуры таймс
В Союзе еще в конце семидесятых была создана для фотонабора своя гарнитура Тип Таймс.
версия шрифта кэзлон [Caslon], бытовавшего в СССР в качестве заголовочной газетной гарнитуры
Созданная в 1962 г. Заголовочная газетная гарнитура действительно была создана на основе Caslon, но Caslon производства Linotype «бытовал в СССР» с середины тридцатых.
Но все это мелочи, в принципе. Хотя не совсем понятно, зачем такие сведения «таким же неспециалистам, как и автор». В смысле, почему, например, так подробно описываются одни шрифты и вообще не упоминаются другие? Хотелось бы также осознать, в чем заключается основная мысль этой статьи. В том, что шрифты должны быть бесплатными? Да, у многих почему-то возникает вопрос, почему за шрифты нужно платить. Обычно, ответ на него приходит после создания пары-тройки собственных нормальных шрифтов — ну, таких, которые можно продать. Или в том, что нужно создать некий центр по производству бесплатных шрифтов? А на что будут существовать его сотрудники? Кто будет определять план работ? И каким именно образом это объединит «наше до предела атомизированное и недоверчивое общество»?
На самом деле, на сегодня существует довольно много бесплатных кириллических шрифтов самого различного качества, известнейший пример из последних —
http://www.paratype.ru/public/
Можете также ознакомиться с блогом Ивана Гладких, где он периодически выкладывает беспланые шрифты и делится своими взглядами на это дело:
http://lemonad.livejournal.com/.
Если очень нужны бесплатные исторические образцы, у Александры Гофманн есть куча оцифровок дореволюционных шрифтов.
Ну и так далее. «Для небольших (в том числе самодеятельных) типографий» вполне можно подобрать ассортимент. Было бы желание.