Изначальное предназначение слайдов среднего формата

Статус
Закрыто для дальнейших ответов.
Ответ: Изначальное предназначение слайдов среднего формата

Alexey Shadrin сказал(а):
До тех пор, пока идут эти долбаные "кросс-работы", я не смогу подробно рассказать о том, почему градации падают.
Так я, к примеру, никуда не тороплюсь.
 
Ответ: Изначальное предназначение слайдов среднего формата

Alexey Shadrin сказал(а):
...Отмечу только, что если гармотно-оцифрованный слайд подвергнуть проекционному показу на хорошем цифровом проекторе, то теоретически падение градаций (как цветовых, так и тоновых) должно быть незаметным.
Ой не верится... Разве придумали люминофоры, дающие такие же параметры? Уж об остальных стадиях цифрового проецирования не говорю.
Все же я рассматриваю слайд, прежде всего, как источник для проектора. Эмоциональное восприятие такого показа, имхо, еще долго не сможет сравниться с другими технологиями.
Оцифровка меня интересует исключительно в бытовом смысле - сделать фото со слайда. Много бракованных слайдов, которые легко могут быть отшопленными (во придумал :) ). Но выхода на нормальный сканер пока нету. Есть возможность на 4990, но очень дорого и, с учетом оператора, не достаточное качество сканов.
 
Ответ: Изначальное предназначение слайдов среднего формата

Konsta сказал(а):
Ой не верится... Разве придумали люминофоры, дающие такие же параметры?
Ой, ребята, -- долгий разговор, а с диалапом я по миру пойду :). Кратко: дело в хантовском эффекте (рост полноты цвета по мере роста светимости -- следовательно, рост цветового охвата). Цветовой охват мониторов, выдающих 300-400 cd/m2 огромен и с лихвой кроет цветовой охват слайдов. Проблема в том, что мы не можем себе позволить подниматься выше 100-120 cd/m2 и поэтому держим охват аддитивных трехстимульных систем на низких цифрах. Люминофоров, обладающих такой спектральной чистотой, которая обеспечила бы большой охват на малых интенсивностях, разумеется, пока нет (и, видимо, не будет).
Вместе с тем, замечу, что гонка за охватом бессмысленна -- цветовые охваты обычных сцен, лишенных антропогенных объектов, не вылезают за sRGB, причем даже много меньше его.
Пока все.
 
Ответ: Изначальное предназначение слайдов среднего формата

Konsta сказал(а):
Алексей, дайте ссылку на даташит. Попробую вытащить. Не совсем понял – в чем проблема измерить контраст? Делал это с помощью экспонометра «Свердловск», дополненный диафрагмой из черной бумаги.

Ну вот на фотовебе подборка: http://www.photoweb.ru/2allpdf.htm
(не самые свежие, но чтобы убедиться что никаких отдельных характеристических кривых для LF нету - достаточно).
А так, и у Кодака и у Фуджи на сайте все лежит, по всем пленкам.

Проблемы измерить контраст - нет. Можно, в конце концов, это сделать и сканером. И, повторяю, для 135 и 120 - я разницы не видел, а на формат не снимал.

В-принципе, удобство форматной пленки в том, что каждый кадр можно проявлять отдельно, а так как это - исключительно под сканирование, то для нужных кадров можно получить пониженный контраст режимом проявки. Многие так делают.

Я, естественно, толкую про одинаковую проявку :)
 
Ответ: Изначальное предназначение слайдов среднего формата

Konsta сказал(а):
С вашим уточнением согласен. Правда, 35мм слайд лучше оптимизирован (по контрасту) для проекции.
Ну вот я снимал (уже нет) 135 и снимаю 6x7.
_нету_ разницы в контрасте если проявляем в одном баке.

Konsta сказал(а):
А вот это вряд ли. Широты слайдов матрицам еще долго не переплюнуть. Да и по цветам...
Широта (!) - в смысле фотографической широты т.е. "динамического диапазона" - у матриц больше чем у слайдов. На ступень-полторы-две (смотря какая матрица).

Цвета сравнивать сложно - изображение с матрицы мы можем вывести на монитор или бумагу с контрастом 1:200 максимум. А у слайда - 1:2000-4000 - вполне достижимы.

Если сравнивать то что получается на бумаге, то я узкому слайду предпочту узкую же матрицу. И уже предпочел, избавившись от узкопленочной техники :)
 
Ответ: Изначальное предназначение слайдов среднего формата

atutubalin сказал(а):
В-принципе, удобство форматной пленки в том, что каждый кадр можно проявлять отдельно, а так как это - исключительно под сканирование, то
Это сегодня исключительно под сканирование -- таков контекст момента. А для чего форматные слайды производились до 1986 г.? Только лишь "под полиграфию"? Хант, который 36 лет был замдиректора Kodak Reseach Laboratories, надо полагать в курсе дела, а пишет при этом, что форматный слайд изначально предназначен для рассматривания на просмотровом столе и в тусклом окружении. Что мне с этим делать?
Еще раз подчеркну -- помимо сугубо прикладных задач (переход на формат), есть еще задача ПОНЯТЬ, откуда ноги растут. :)
 
Ответ: Изначальное предназначение слайдов среднего формата

atutubalin сказал(а):
Широта (!) - в смысле фотографической широты т.е. "динамического диапазона" - у матриц больше чем у слайдов.
Стоп-стоп-стоп -- фотографическая широта и динамический диапазон -- это совершенно разные вещи, Алексей. Совершенно разные.
Фотографическая широта -- это собственно гамма тонопередачи в светах и тенях. Чем она ниже в светах и выше в тенях -- тем широта больше. Грубо говоря, фотоширота -- это энергетическая дельта, вызывающая один и тот же device responсe, в случае обычной ч/б -- одну и ту же степень почернения.
Динамический диапазон фотопленки -- это энергетический диапазон регистрируемых яркостей сцены, в котором устройство в состоянии давать разные device responces.
 
Ответ: Изначальное предназначение слайдов среднего формата

atutubalin сказал(а):
"динамического диапазона" - у матриц больше чем у слайдов. На ступень-полторы-две (смотря какая матрица).
"Откуда дровишки?" (С) Некрасов. По подробнее пожалуйста, с конкретными цифрами.
 
Ответ: Изначальное предназначение слайдов среднего формата

Удивили. Неужели ДД (а, тем более ФШ) у матриц больше 4D?!!
Но, даже если это так, то как ее воспроизвести? (Для обработки в ФШ это конечно очень полезно).
Alexey Shadrin сказал(а):
Стоп-стоп-стоп -- фотографическая широта и динамический диапазон -- это совершенно разные вещи, Алексей. Совершенно разные.
Фотографическая широта -- это собственно гамма тонопередачи в светах и тенях. Чем она ниже в светах и выше в тенях -- тем широта больше. Грубо говоря, фотоширота -- это энергетическая дельта, вызывающая один и тот же device responсe, в случае обычной ч/б -- одну и ту же степень почернения.
Динамический диапазон фотопленки -- это энергетический диапазон регистрируемых яркостей сцены, в котором устройство в состоянии давать разные device responces.
Возможно, имеет место расхождение понятий. В свое время основательно в этих вопросах разобрался. По советской терминологии:
"динамический диапазон" - это разность между минимальной (вуаль) и максимальной оптической плотностью;
"фотографическая широта" - это величина, характеризующая способность материала (пленки, например) передавать одинаковые различия в экспозиции равными интервалами оптических плотностей и соответствует разности логарифмов экспозиции, соответствующих началу и концу прямолинейного участка характеристической кривой.
Т.е. ФШ лежит внутри ДД.
Для цветных материалов это интегральные параметры, значения которых на каждом конце определяются по худшим значениям.
 
Ответ: Изначальное предназначение слайдов среднего формата

Konsta сказал(а):
Т.е. ФШ лежит внутри ДД.
Здесь есть нюанс: динамических диапазонов два: динамический диапазон плотностей фотоматериала (о котором Вы рассказали) и динамический диапазон регистрируемых светимостей сцены.
В случае негатива высокий динамический диапазон светимостей сцены (обычно 8-9EV --> 2.4-2.7D -- измеряется от точки съемки!!!) впихиватеся в узкий динамический диапазон плотностей (!) негатива. Происходит сильная компрессия тонов. Изображение становится как блин плоским.
В случае слайда высокий динамический диапазон светимостей сцены впихивается в высокий диапазон плотностей слайда (3.2-3.4D). По сути не впихивается, а наоборот -- экспандируется. В результате имеем шикарную пластику.
Однако, когда говорят о динамическом диапазоне фотоматериала, чаще подразумевают динамический диапазон светимостей сцены, который может зафиксировать фотоматериал. Отсюда путаница.
 
Ответ: Изначальное предназначение слайдов среднего формата

Alexey Shadrin сказал(а):
...В случае негатива высокий динамический диапазон светимостей сцены (обычно 8-9EV --> 2.4-2.7D -- измеряется от точки съемки!!!) впихиватеся в узкий динамический диапазон плотностей (!) негатива. Происходит сильная компрессия тонов. Изображение становится как блин плоским.
В случае слайда высокий динамический диапазон светимостей сцены впихивается в высокий диапазон плотностей слайда (3.2-3.4D). По сути не впихивается, а наоборот -- экспандируется. В результате имеем шикарную пластику...
Может в студии... Но на натуре диапазон светимостей сцены может достигать и 8D. Какой уж тут экспандер... Подробнее и для устранения путаницы привожу сканы со справочника Д.С. Гурлева.
Что же до негативов, то ни в одной лаборатории (минилабы) не могут реализовать и половины ФШ :(
 

Вложения

  • curves-0.jpg
    curves-0.jpg
    55 КБ · Просм.: 554
  • curves-1.jpg
    curves-1.jpg
    72 КБ · Просм.: 895
  • curves-2.jpg
    curves-2.jpg
    106.2 КБ · Просм.: 933
  • curves-3.jpg
    curves-3.jpg
    89.3 КБ · Просм.: 818
  • curves-4.jpg
    curves-4.jpg
    114.6 КБ · Просм.: 842
Ответ: Изначальное предназначение слайдов среднего формата

Продолжение
 

Вложения

  • curves-5.jpg
    curves-5.jpg
    126.4 КБ · Просм.: 916
  • curves-6.jpg
    curves-6.jpg
    80.2 КБ · Просм.: 695
Ответ: Изначальное предназначение слайдов среднего формата

Konsta сказал(а):
Но на натуре диапазон светимостей сцены может достигать и 8D.
Вы знаете, я провел серию экспериментов по измерению контраста сцен от точки съемки (Хант подтвердил правильность моей позиции замера от точки съемки). При замере контраста обычно освещенных сцен от точки съемки значение не вышло за границы 9EV-->2.7D даже в ослепительный солнечный весенний день. Если в сцене нет неба, то ситуация ужимается до 8EV. При контровом освещении конечно же ситуация иная.
Если производить измерение не от точки съемки, а ползать по самой сцене с фотометром, то можно выйти на огромные цифры контраста. Но зачем это делать? Ведь интересует нас именно точка съемки...
 
Ответ: Изначальное предназначение слайдов среднего формата

Тут еще влияет техника и технология замера.
Кстати. Еще один нюанс. Слайд обеспечивает большой диапазон яркостей на просвет, но ФШ и ДД у него много меньше негатива (из-за высокого контраста), что и вызывает необходимость точного замера и обдумывания экспозиционных параметров.
 
Ответ: Изначальное предназначение слайдов среднего формата

Konsta сказал(а):
Тут еще влияет техника и технология замера.
Кстати. Еще один нюанс.
Да, конечно. Замер производился спот-метром в 1 градус, что согласуется с нашим зрительным аппаратом (что ценно). Если подойти к сцене вплотную, залезть в кусты со спот метром, измерить тень, а потом подойти вплотную к автомобилю и замерить зеркальное отражение от капота, то наверное контраст выйдет на 8D. Бог весть. Но разве это нужно? Разве такая информация (пусть и достоверная) представляет перцепционную ценность? На слайде мы хоотим видеть то, что видим от точки съемки, со всеми пространственными порогами различения. Поэтому логично и перцепционно оправданно измерять контраст по контрольным точкам в 1 градус и от точки съемки. Тогда мы выходим на "разумные" цифры 2.4-2.7D, что вполне согласуется с результатами съемки -- такой диапазон слайд "съедает" не моргнув. Главное не облажаться с экспозицией.
что и вызывает необходимость точного замера и обдумывания экспозиционных параметров.
Бесспорно. Второй год пользую спот-замер по 9 зонам с усреднением (рассказывал когда-то об этой методике) -- за два года ни одного прокола по экспозиции, ни одной попытки брэкета. Тик-в-тик, что называется. Рекомендую.
 
Ответ: Изначальное предназначение слайдов среднего формата

Кстати говоря: именно путем принудительного разблуривания высчитывается интегральная адаптирующая светимость сцены в модели iCAM (модель восприятия изображений), предложенной в 2004 манселловской лабораторией по цвету.
Мне кажется, что излишний "энергетический академизм" (и неучет неизбежного усреднения светимостей при удалении) в оценке контраста сцены может только повредить, внеся неуверенность в действия фотографа.
 
Ответ: Изначальное предназначение слайдов среднего формата

Сразу поняв, что пленка (по тем временам и негативная) не может уложить в свою широту яркости сцены, выработал для себя правило целевой достаточности. Характерный пример. В кадре глубокие тени леса, высокие света моря и гор, люди в полутени. Ясно, что всего не передать. Но смысловым центром кадра являются люди. Пейзаж - дополнение. Ставил такую экспозицию, чтобы плотности портретной части были чуть выше оптимальных. Так, чтобы не потерять совсем детали в тенях, а, хотя бы обозначить их. При этом сохраняется и приемлемая деталировка в светах. Очень сомневаюсь, что программно усредненный замер мог бы справится с такой задачей. Равно как и применение моделей восприятия. Только Вы, как автор идеи снимка, можете расставить приоритеты в данном конкретном случае, имхо, конечно.
 
Ответ: Изначальное предназначение слайдов среднего формата

Konsta сказал(а):
Только Вы, как автор идеи снимка, можете расставить приоритеты в данном конкретном случае, имхо, конечно.
Да, конечно -- при экспозамере подход контекстный. В Вашей ситуации пять из 9 замеров я сделаю по людям, 2 -- по самым высоким светам, 2 -- по самым глубоким теням. После чего выполню усреднение и получу нужные цифры экспозиции. Смею Вас уверить, описанная сцена ляжет в рамки слайда без проблем. Другое дело, что при неизбежной коррекции после оци фровки придется поддавить света и подтянуть тени, но информация, из которой это можно сделать, в скане будет обязательно (при условии неиспользования Фуджи, особенно Velvia, но только Kodak Ekt. 100G).
 
Ответ: Изначальное предназначение слайдов среднего формата

Konsta сказал(а):
В кадре глубокие тени леса, высокие света моря и гор, люди в полутени. Ясно, что всего не передать.
Отнюдь не ясно, отнюдь: если точка съемки такова, что все перечисленные объекты одновременно видны, то на сетчатку наших глаз будут воздействовать интегральные стимулы сцены. И если мы измерим именно интегральные значения светимостей (а для этого нужно просто измерять спотом в 1 градус от точки съемки), то выяснится, что диапазон-то 2.7-2.8 -- что вполне перевариваемо слайдом :) Другое дело, что при обработке мы не сможем проимитировать эффект всматривания в белизну заснеженных вершин или глубину лесных теней -- то есть не сможем имитировать эффекты локальной адаптации. Ну, что уж поделаешь... тут HDR нужОн... :)
 
Ответ: Изначальное предназначение слайдов среднего формата

Ну, вот смотрите, коллега: яркий солнечный июльский день в горах -- контрастная сцена. Замер по моей методе от точки съемки. Пленка Ektachrome 100 G.
Не вижу проблем -- все захвачено...
Правда, есть одна зацепка -- Север. Впрочем, все исследования мною проводились на широте Петербурга.
 

Вложения

  • Ektachrome.jpg
    Ektachrome.jpg
    282.5 КБ · Просм.: 952
Статус
Закрыто для дальнейших ответов.