Как заставить сканер воспроизводить цвета близко к оригиналу?

  • Автор темы Автор темы carry
  • Дата начала Дата начала
Статус
Закрыто для дальнейших ответов.

carry

Топикстартер
15 лет на форуме
Сообщения
2 650
Реакции
1 015
Моя постоянная головная боль - цветокоррекция иллюстраций после сканера. Обычно это оригиналы, нарисованные тушью, и красками на окаянном гоззнаковском ватмане, который после 10-15 лет приобретает глубокий оттенок слоновой кости ('hell').
Сканеры вполне вменяемые, новые, качественные. С современными оригиналами справляются удовлетворительно, хотя некоторые цвета могут и поплющить (бирюзовые и синие в один среднебольничный).
Вопрос, как бы это сделать цветокоррекцию и сканирование "ближе к телу", т.е. к оригиналу. И чтобы проконтролировать этот процесс можно было и без участия оригиналов. Окончательная тонкая подгонка - это еще ничего, но периодически все цвета из-за особенности материала сносит в даль светлую, и потом приходится долго маяться, загоняя их на место.
Возникла идея использовать цветовые шкалы для фотографов, засосывая их вместе с картинкой в сканер, и потом выправляя по ним в Фотошопе.
Обнаружена была такая вот научная работа : http://www.dimi.ru/dc/images/Sudak13/Методика2013-ДиМи.pdf

Кратко говоря, в работе предлагается использовать именно фотографичечкие цветовые и тоновые шкалы для калибровки сканера.
Есть ли у кого-нибудь опыт использования шкал для выведения цвета при закладывании шкалы вместе с оригиналом (как при фотографировании картин)? И нету ли какой-нибудь программы, которая автоматом подправляла бы цвета после сканера, ориентируясь на показания шкалы?
Я бы хотела в издательстве попробовать внедрить что-нибудь такое.
 
который после 10-15 лет приобретает глубокий оттенок слоновой кости
Правильно я понял, что Вы хотите получить сканы, в которых цвета выглядели бы так, как они выглядели давно, до пожелтения бумаги?
Или Ваша проблема не в этом?
 
  • Спасибо
Реакции: Валера1966
Я хочу получить сканы, которые можно было было бы легко и быстро подогнать под цвет оригинала. Дальнейшие манипуляции я проведу и вручную, но когда происходит несколько "сносов" цвета, но попытаться потом обнаружить изначальный цвет не глядя на оригинал, очень сложно.
 
можно было бы легко и быстро подогнать под цвет оригинала
То есть проблема не в измененном цвете бумаги, так?

Сканеры, которые Вы упоминаете, и процесс сканирования находятся в вашем ведении? Или к Вам приходят уже готовые сканы?
По идее, если сканер нормально откалиброван (отпрофилирован), то большего Вы от него не добъетесь. Если нет - то будет вечная головная боль.

Монитор, на котором вы сравниваете сканы и оригиналы, откалиброван, условия освещения оригиналов соответствуют настройкам монитора (цветовой температуре)? Если нет, то говорить о точности цветопередачи нет смысла.

Но это по идее - я не спец по цветопередаче, так теории нахватался ))
 
  • Спасибо
Реакции: Валера1966
@carry, так цвета оригинала зависят от состояния подложки, ее пожелтение приводит к сдвигу всех красок. Поэтому нужно делать маски, чтобы убирать эту сепию только с пустых мест.
 
А ваш сканер профилируется в принципе ?
 
Находится он не то, что в прямом моем ведении, но в наладке дела я вполне могу участвовать.
Я с этого сканера с полностью отключенными профилями получаю картинку с цветами левыми, но "упавшими" все в одну сторону. Такие картинки не сложно выправить, при некоторой сноровке все цвета очень быстро приходят к оригиналу. Хуже, когда после подключения всех "корректирующих" профилей получается фигня, в которой каждый цвет перекошен в свою сторону. После этого вытягиваешь зеленый - уезжают голубые тона, желтый правишь - красный портится. Приходится все цвета дергать по очереди, чтобы получить то, что должно быть .
Пример.
Картинка прямо со сканера. Бумажка желтая, краска акварельная, лежала лет 10. А может и 20.
рис012-2.jpg

После всех плясок с бубном. Причем зрительно цвета соответствуют оригиналу. Все эти желтенькие, красненькие и оранжевенькие - они появились.
рис012-2-s.jpg

Желтая основа, конечно гадит, но общее-то взаимоотношение цветов хотелось бы видеть как в оригинале.
Вот я и думаю, если я в сканер заложу шкалу для фотографий, получится ли потом по ней восстановить картинку, не бегая к оригиналу.
 
Обычно это оригиналы, нарисованные тушью, и красками на окаянном гоззнаковском ватмане
это серии иллюстраций, выполненные на одной бумаге одинаковыми красками или шопопало?
 
мишень для баланса ?
 
  • Спасибо
Реакции: garif
Серии, хотя художники наши по нищете, использовали любые клоки бумаги, так что в иллюстрациях к одной книжке может всякое встречаться. В том числе бумага, пожелтевшая по разному. И материалы тоже разные - кто карандашами шпарит, кто акварелькой, кто акрилом. Поскольку в издательстве сканируется по 3-4 книжки в неделю, то строить профиль для каждой, да еще с учетом всех материалов - убьешься. Хочется универсального решения.
 
Я делал экшн в Фотошопе — Selective Colors+Levels+Vibrance/Saturation+Резкость.
 
Мне часто попадались заказы "обрезать изображения".
И часто рядом с изображением лежала шкала CMYK — чистые цвета.
Чтобы можно было после сканера, в Фотошопе установив "контрольные точки", выводить цвета к чистым.

Я сам так не делал, но подозреваю, что точной точки на отсканированной шкале не найти, нужно сначала "размыть" по Гауссу или ещё как квадратик на шкале с тем, чтобы фактура самой шкалы не сказывалась на точности цвета точки. И уже в размытый (т. е. усреднённый) квадратик и ставить контрольную точку, которая ниже "пипетки" в её меню.

P. S. А вот в меню "кривые" есть "Точка белого". Что если начинать всю цветокоррекцию с того, что установить "Точку белого" на фоне (который должен быть белым).
 
Серии, хотя художники наши по нищете, использовали любые клоки бумаги, так что в иллюстрациях к одной книжке может всякое встречаться.
это да, проходили много раз

Возникла идея использовать цветовые шкалы для фотографов, засосывая их вместе с картинкой в сканер, и потом выправляя по ним в Фотошопе.
а что это даст? шкала всегда будет в норме... по идее ее можно отсканировать вообще один раз... сканер же не меняет свои настройки под сканируемый материал... а фотографы используют шкалу для коррекции баланса белого, освещения и т.п... т.е., с искажениями при съемке такие же искажения приобретает шкала и затем выведя в норму шкалу, получим качественный оригинал... а тут такой связи нет... или есть?
 
На мой взгляд диванного дилетанта непонятно, все же, с чем же Вы боритесь. То ли с пожелтением оригиналов, то ли с тем что Ваш сканер неоткалиброван.
строить профиль для каждой
- конечно не нужно. Профиль строишь один раз и надолго. После этого сканер дает те цвета, которые Вы ему даете на вход в виде оригиналов. Настолько насколько он это может. Даешь ему новый оригинал - он будет как новый. Даешь выцветший - будет выцветший.

Если то, что Вы ему даете на вход, уже съехало по цветам (пожелтело, выцвело), то настройками сканера Вы это никак не исправите, это и не нужно. И подсовывание в сканер шкал вместе с иллюстрацией Вам не поможет - ведь у Вас нет шкал, которые выцвели так же как и иллюстрации...

Если Ваша задача получить файлы, в которых цвета такие же, как они были в оригинале до выцветания, то мне последовательность действий видится такой:
0. Взять пачку иллюстраций имеющих сходные признаки выцветания.
1. Взять откалиброванный сканер.
2. Отсканировать первую иллюстрацию. Если сканер позволяет задать вручную экспозицию - то задать ее вручную.
3. Руками в фотошопе вывести цвета так, как они вам кажутся правильными. Записать в фотошопе эти действия как экшн.
4. Отсканировать остальные иллюстрации - с теми же настройками экспозиции.
5. Применить к ним этот экшн.
 
0. Взять пачку иллюстраций имеющих сходные признаки выцветания.
1. Взять откалиброванный сканер.
2. Отсканировать первую иллюстрацию. Если сканер позволяет задать вручную экспозицию - то задать ее вручную.
3. Руками в фотошопе вывести цвета так, как они вам кажутся правильными. Записать в фотошопе эти действия как экшн.
4. Отсканировать остальные иллюстрации - с теми же настройками экспозиции.
5. Применить к ним этот экшн.
именно... к этому и я клонил))

пункт 1 я бы не учитывал
 
Мне часто попадались заказы "обрезать изображения".
И часто рядом с изображением лежала шкала CMYK — чистые цвета.
Чтобы можно было после сканера, в Фотошопе установив "контрольные точки", выводить цвета к чистым.

Я сам так не делал, но подозреваю, что точной точки на отсканированной шкале не найти, нужно сначала "размыть" по Гауссу или ещё как квадратик на шкале с тем, чтобы фактура самой шкалы не сказывалась на точности цвета точки. И уже в размытый (т. е. усреднённый) квадратик и ставить контрольную точку, которая ниже "пипетки" в её меню.

P. S. А вот в меню "кривые" есть "Точка белого". Что если начинать всю цветокоррекцию с того, что установить "Точку белого" на фоне (который должен быть белым).
А вы не пробовали по этой шкале выверить цвета? Т.е. использовать белый со шкалы, черный и пр.? Меня как раз интересует подход с этой стороны.
Сканер калибровали. И даже неоднократно, с вызовом спеца и все такое. Не помогает. В каждой работе лезут свои тараканы, и лучше вообще без профиля, чем с неподходящим.
 
Я чего-то не догоняю задачу... Если вы собираетесь сканер калибровать, чтобы иметь скан близкий к оригиналу, то и получите оригинал. Оригинал (то, что в сканер закладывается) с желтым фоном. И скан будет с фоном, как и положено. Если фон надо убрать, то ставите точку белого по бумаге, точку черного по черной, сканируете, в фотошопе доводите. Трудозатрат не так и много, как может показаться. Там почти все автомат выравнивает фотошоповский, Levels - Auto - Show Options - Find Dark and Light Colors, можно дополнительно убирать сдвиг, если по Midtones кликнуть. Потом как дефолт все это сохраняете и понеслась.
 
  • Спасибо
Реакции: karlusha70
Не по нищете. В СССР хорошая бумага была труднодоступна. И выбора не было. Три-четыре сорта (не одновременно).
 
Это тоже своего рода нищета, только как бы сказать - в возможности потребления?
 
Я чего-то не догоняю задачу... Если вы собираетесь сканер калибровать, чтобы иметь скан близкий к оригиналу, то и получите оригинал. Оригинал (то, что в сканер закладывается) с желтым фоном. И скан будет с фоном, как и положено. Если фон надо убрать, то ставите точку белого по бумаге, точку черного по черной, сканируете, в фотошопе доводите. Трудозатрат не так и много, как может показаться. Там почти все автомат выравнивает фотошоповский, Levels - Auto - Show Options - Find Dark and Light Colors, можно дополнительно убирать сдвиг, если по Midtones кликнуть. Потом как дефолт все это сохраняете и понеслась.
И получаете потом истерику от иллюстратора и редактора и переделку всего этого хозяйства как надо. Если бы все можно было бы вот так просто, вопросов не было бы.
 
Статус
Закрыто для дальнейших ответов.