В 1722 г. последовал указ Петра I, уточнявший судьбу "зазорных", наряду с тем, как относиться к лицам без определенного места жительства и занятий: "Слепых, дряхлых, увечных и престарелых, которые работать не могут, ни стеречь (то есть служить в сторожах), а кормятся миром и не помнят, чьи они были, отдавать в богадельни. Малолетних, которые не помнят, чьи они были, которые 10 лет и выше, писать в матросы". Меньших - отдавать тем, кто захочет. Если таковых не найдется - в "гошпитали", а по достижении 10 лет "писать в матросы". Дополнение в последующих указах: "записывать в художники" <19>. -------------------------------- <19> Воинский Устав 1716 г. С. 380.
Древнерусское слово "художник" имело более широкое значение, чем ныне: умелец, рукодельник. В общем, если матросов не хватало, то Петр боролся за обязательное образование дворянских и поповских детей, а заодно и всего населения. Людей, только что окончивших разные новые петровские школы в столицах, посылали учить отроков по городам. Да и еще учась в школе, преподавали азы младшим. Так система образования сама себя должна была поднимать за волосы... Но царь столкнулся с парадоксальным явлением: Русь, издревле самая читающая и пишущая страна, одновременно оказалась чуждой учению. Причем речь шла всего-то о чтении и письме, арифметике и геометрии, первых знаниях по Закону Божию. Да еще - для будущих приказных дьяков и подьячих - основах делопроизводства. Впрочем, этот слой был более склонен к учению, ибо оно было непременным условием социального самовоспроизводства <20>. -------------------------------- <20> См.: Лобачев В. Указ. соч. С. 2.