Оценка качества освещения

Почему бы не воспользоваться бесплатной программой Eye-One Share?
Проблем с сохранением результатов измерения там нет.
 
Кстати, классная программа i1Share последний раз обновлялась в 2005 году, она к сожалению не знает современных метрик оценки качества света CQS, IES TM-30-15, TLCI-2012.

Вот что у нас кстати получается по любимым лампам Philips 950, немного подсевшим (постаревшим):

ID образца иллюминанта: 3 Philips_950_Workarea. CCT = 4455K, Tint = -4.8, 3378 Lux
Color Rendering Index - CRI:
Ra = 97.2
Ra(14) = 95.9
Ra(15) = 96.0
Индивидуальный CRI для 15 образцов от R1 до R15:
99 99 93 97 99 98 97 96 85 94 99 93 99 95 98
Color Quality Scale - CQS:
Qa = 97.2
Qf = 96.6
Qp = 98.7
Qd (Relative Gamut Area) = 101.0
Индивидуальный CQS для 15 образцов от Q1 до Q15:
94 99 98 98 99 98 99 100 98 97 96 99 99 96 95
Method for Evaluating Light Source Color Rendition - IES TM-30-2015:
Gamut Index Rg = 99.9
Fidelity Index Rf = 96.8
Rf by hue: 98.0 96.0 97.5 98.1 98.1 97.4 97.9 98.1 98.1 97.5 98.2 95.3 93.4 91.2 97.3 94.0
Rf by type: Nature=94.9 Skin=99.3 Textiles=95.5 Paints=97.1 Plastic=98.2 Printed=97.7 Color System=98.1

TLCI-2012 - Television Lighting Consistency Index:
Qₐ(18) = 72.8
Qₐ(24) = 69.9
Rₐ(18) = 90.4
Rₐ(24) = 89.8
Индивидуальный TLCI Qₐ и Rₐ для 24 образцов ColorChecker:
Qₐ 62.0 57.2 70.3 70.1 68.5 60.3 85.6 84.3 62.1 68.4 78.8 86.1 93.0 70.9 68.1 87.0 62.7 74.7 53.3 55.6 58.5 62.0 66.4 71.9
Rₐ 88.1 87.1 89.9 89.8 89.5 87.8 93.1 92.8 88.2 89.5 91.6 93.2 95.1 90.0 89.4 93.4 88.3 90.7 86.3 86.8 87.4 88.1 89.1 90.2

Фотосинтетически активная радиация (ФАР) - Photosynthetically active radiation (PAR):
LER = 279.0 лм/Вт; η_фотоны = 4.63 мкмоль/Дж; PPF = 4.515 мкмоль/с/Вт; YPF=3.904 эфф.мкмоль/с/Вт; PPFD=54.67 мкмоль/с/Вт/m²; YPFD=47.28 эфф.мкмоль/с/Вт/m².

Philips_950.png


Здесь как бы наглядная иллюстрация того, что отмечают в BBC Research Department: не очень надежный индекс CRI или Rₐ высокий, тогда как для телекамеры индекс TLCI Qₐ - низкий. То есть мы можем при таких лампах хорошо рассматривать отражонку глазами, но снимать кино или фотографировать будет не очень хорошо. Такие чисто профессиональные фишки фотографов и телевизионщиков. Понятно, что и нас - полиграфистов - тоже касается качество захвата изображения матрицей камеры. На графике ниже наглядно отношение CRI к TLCI для разных осветителей: что хорошо для камеры может быть плохо для глаза, и наоборот. Именно поэтому мне показалось важным дополнить джентльменский набор колориста исследователя метрикой TLCI-2012, помимо уже имеющихся CRI, CQS, IES TM-30-15.
 

Вложения

  • TLCI_vs_CRI.png
    TLCI_vs_CRI.png
    195.5 КБ · Просм.: 113
Формат файлов CxF первой версии (образец) спектральный калькулятор парсит нормально для полной совместимости со старым полезным софтом i1Share для удобного снятия спектральных данных осветителя с измерительного прибора.
На картинке - оценка по всем важным методикам приведенного по ссылке образца света из CxF.
И есть перепаковка устаревшего CxF в стандартный CGATS для лучшей совместимости с разным софтом:
Код:
ORIGINATOR    "https://cielab.xyz/spectralcalc.php"
CREATED    "2005-02-05/12:43:29"
ILLUMINATION_NAME    "Emission"
OBSERVER_ANGLE    "2"
KEYWORD    "SampleID"
KEYWORD    "SAMPLE_NAME"
NUMBER_OF_FIELDS    38
BEGIN_DATA_FORMAT
SampleID    SAMPLE_NAME    nm380    nm390    nm400    nm410    nm420    nm430    nm440    nm450    nm460    nm470    nm480    nm490    nm500    nm510    nm520    nm530    nm540    nm550    nm560    nm570    nm580    nm590    nm600    nm610    nm620    nm630    nm640    nm650    nm660    nm670    nm680    nm690    nm700    nm710    nm720    nm730
END_DATA_FORMAT
NUMBER_OF_SETS    2
BEGIN_DATA
1    Philips950Verh    1.71316    2.7036    10.7094    11.2771    6.70485    23.8816    33.5139    15.7878    19.2439    24.1668    28.6009    31.6046    29.2682    25.8735    22.7297    21.1254    35.6832    43.4292    23.7361    24.5146    31.1022    30.9923    32.2975    36.0067    37.7019    35.5864    30.9476    26.5228    21.8302    17.3503    13.578    10.4117    7.95705    6.3192    4.74848    3.65313
2    Phililps950Stol    0.326465    0.432095    1.61021    1.66934    1.0187    3.63847    5.13975    2.43077    2.92643    3.73228    4.39203    4.88166    4.60175    4.07565    3.57072    3.26712    5.5091    6.74205    3.67739    3.77285    4.90988    4.83875    5.10517    5.64152    5.84994    5.56358    4.88467    4.20737    3.36102    2.78052    2.14936    1.5788    1.25972    0.949021    0.578129    0.339913
END_DATA
 

Вложения

  • CxF_parsing_i1Share.png
    CxF_parsing_i1Share.png
    356.6 КБ · Просм.: 104
Добавил индивидуальные индексы качества спектра осветителя на инфографику, сегодня мне кажется так поинформативнее.
Пример привожу с полиграфическим новым просмотровым столиком Just NormLight 5000. Хорошая вещь судя по всем индексам, не зря много денег стоит.
 

Вложения

  • JustLightBoxD50_a.png
    JustLightBoxD50_a.png
    394.8 КБ · Просм.: 122
  • JustLightBoxD50_b.png
    JustLightBoxD50_b.png
    36.4 КБ · Просм.: 123
Мои заметки:
1. i1Share работает по крайней мере с i1Pro 2 путём замены библиотеки: i1Share does not see i1 on Windows 64 bit systems
2. Не видел пока светодиодов, которые адекватно эмулируют дневной свет из окна (считай - около D50, у меня примерно так и выходит утром в ясную погоду) просто из-за угробленной "багровой" части спектра. В голубой части спектра практически всегда есть яма, а здесь же пик голубой краски. Фиолетовая у большинства не алё. Да ещё есть оптические осветлители, которые, судя по всему, поглощают не только ультрафиолет, но и непосредственно фиолетовый, фиолетово-синий свет, а там у светодиодов - где пик, где ноль. Возможно, последние Yuji уже что-то дают, а вот единственный в своём роде Medialight D65 CRI98 меня разочаровал.
3. Феномен люминесцентных ламп, спектр которых состоит из пиков, предполагаю, состоит в том, что пики подчёркивают характерные участки спектра офсетной краски. Также стоит взять во внимание низкое содержание осветлителей в стандартной меловке. Такие лампы делались для соблюдения технологических условий ушедшей эпохи, с современными материалами и красителями они могут не дружить.
4. Я всё думаю проверить светильник из светодиода и менее яркой лампы накаливания, но тут возникает проблема, хорошо известная тем, кто занимался фоторепродукцией: неравномерность освещения. Ладно бы по яркости, тут не то что оттенок, спектр разный легко получить, даже с софтбоксом. И на практике я не один раз замечал разные цвета слева и справа листа при размещении разных ламп на потолке. Сделать можно, но надо постараться.
 
Последнее редактирование:
5. Не забываем, что практические условия просмотра снимка в наше время - скорее светодиодные, чем естественные. И здесь мой опыт подсказывает, что надо настраиваться на +/- 5000К, а не на тёплый. Мы действительно не адаптируемся к тёплому как к белому и не ждём от оттиска адаптированных цветом, ждём всё жёлтенькое.
 
6. И при всём этом белый на экранах разного типа, выставленный по спектрофотометру и рассчитанный согласно условиям для наблюдателя того-иного стандарта может выглядеть разным и вовсе не похожим на белый под high-CRI LED-освещением. Проверял, даже регулярно сталкиваюсь. Пока могу предположить, что формула расчёта эквивалентной ЦТ (да, эквивалентной, потому что ЦТ - это по смыслу реальная температура тела каления) попросту не справедлива для неполноспектральных источников (в перцепционном плане), но могут быть и другие хитрости. В случае, когда надо близко свести оттиск с экраном в условиях фотостудии, я подгоняю белый экрана под белый оттиска и включаю эмуляцию контраста материала в цветопробе. Однако, при росте/падении освещённости оттиска при его перемещении/вращении оттенки могут разойтись.
 
Последнее редактирование: