Ответ: Профессиональное образование
magneto сказал(а):
Полагаю, знания нужно структурировать не только тематически но и по глубине, причем таким образом, чобы некоторая глубина была достаточна для решения вполне конкретного круга задач. (Не всем нужно нырять за пятачками на глубину 120 метров)
Рассуждения, имхо, на 100% справедливые для человека XX-го столетия, то есть для члена индустриального общества. Однако ведущие западные и российские политологи и социологи в один голос говорят о том, что общество стремительно преобразуется из индустриального в постиндустриальное, то бишь -- информационное, и что XXI век -- это век знания. То есть, в информационном обществе главным и самым дорогостоящим товаром становится
знание (Рассел, 1999). Чтобы расуждать дальше, дадим определение знания: знание -- это отрефлексированная информация, информация осмысленная и систематизированная человеком.
Общество, в котором знание выходит на уровень высших ценностей, остро нуждается в достоверности передачи визуальной информации, то бишь в четкости и бессбойности процесса репродуцирования изображений. Если XX век обеспечил точность передачи текстов и гипертекстов, то век XXI-й призван сделать то же в отношении изображений. Задача сия на многие порядки сложнее, чем предыдущая и требует от разработчиков и эксплуататоров (!) систем image media на порядок больших знаний, чем есть сегодня.
Системы image media -- это не только полиграфия; это:
-- телевидение;
-- кинематограф;
-- фотография;
-- WEB
Специалисты четырех последних областей должны обладать не меньшим пакетом знаний, чем мифический "главный колорист", о котором я говорил. Отмечу, что в фотографии задействовано не меньше (если не больше) народу, чем в полиграфии.
Из всех этих рассуждений я делаю вывод, что, безусловно, знания должны буть структурированы и концептуализированы тематически (согласен с Вами полностью), но не по глубине, бо решение утилитарных, узкопрофилированных задач уходит в прошлое. Глубина определяется мерой исследованности в данной сфере и способностью обучаемого -- его рвением, интересом и пр. При полном объеме сегодняшнего знания в сфере image&color science cегодня ты главный колорист полиграфической конторы, но завтра, если захочешь, ты ведущий специалист цифровой фотостудии, послезавтра работаешь в кино и пр. Более того: налицо тенденция слияния отраслей -- офсет, флексография, высокая печать и пр., как отрасли, базированные на несовершенных и корявых технологиях, и, следовательно, требующие "специальной технологической подготовки" работников, постепенно исчезнут -- останется лишь общая ветвь -- image media. И какова будет участь тех, кто пять-шесть лет потратил на изучение офсетных шестеренок?
Уже сегодня в среднем сотрудник не задерживается на том или ином предприятии больше чем на пять-шесть лет (данные ВЦИОМ, 2002). Что мы наблюдаем? "Специалист", натасканный на офсетных примочках, оказывается совершенно беспомощен в цифровой фотостудии или во флексографии. Фундаментальные знания дают человеку мобильность и свободу действий во всех областях image media, бо законы, на которые опираются все отрасли -- одни и те же.
Итак, мы подошли к вопросу о том, что нужно? Профессия или образование? Мой ответ однозначный: образование.