Ответ: Регулировка точки черного на дисплее
Важно: приношу извинения Андрею Френкелю за высказывание про аппаратно-зависимое мышление. Кто же, как не он, совместно с коллегами, многие из которых присутствуют на форуме, внёс существенный вклад в становление аппаратно-независимых принципов работы с цветом! Понимаю, что был излишне резок в своём минутном суждении.
К делу:
Вижу проблему даже не в ПО управления цветом, а в противоречии данных матричных профилей абстрактных колориметров (AdobeRGB1998, sRGB) и подразумеваемых "стандартных" яркостей точек чёрного дисплея. Например, в профиле AdobeRGB1998, загруженном с Adobe.com есть тэг bkpt. Но все три значения в нём - нули, хотя в описании профиля на том же сайте сказано, что яркость точки чёрного должна быть 0.34731% от белого. Вероятно профили дисплеев с нулевым или отсутствующим bkpt тоже создают проблемы - разработчики ПО мечутся между двух огней - идеальные, но недостижимые нули или "средняя яркость по всему миру" (0.347%).
Не знаю почему, но интуиция мне подсказывает, что табличные профили дисплеев есть лекарство.
Лично я для просмотра изображений использую вьюверы без управления цветом, а преобразования изображений к профилю дисплея выполняю средствами Argyll. Профили диспеев - табличные, так как использую преимущественно дешёвые LCD.
Проверял специально, точка чёрного в табличном профиле дисплея от Argyll реальная. Argyll CMS даёт абсолютно корректное отображение теней на дисплее. То есть, если при выводе на дисплей выбран метод "absolute colorimetric", тени темнее яркости точки чёрного дисплея отсекаются (это например если смотреть изображения с исходным профилем AdobeRGB и наличием абсолютной черноты вроде R,G,B=0,0,0). Но отсекаются не в 0,0,0 на видеоадаптере, а 1.92,0,0 для сохранения ахроматичности чёрного (хотя, вероятно, это недоработка или особенность калибровки). Если же задаю любой цвет светлее чёрного - результат предсказуем с погрешностью 1-2.5 dE (измерял прибором). То есть, если яркость и баланс белого дисплея согласованы с яркостью и цветовой температурой просмотрового места - результат - совпадение (в пределах охвата монитора, разумеется) отпечатка с экраном. И яркость чёрного никогда не подстраивал специально - старался, чтобы она была минимальной для получения большего возможного контраста.
Мой вывод - не нужно подстраивать точку чёрного. Сделайте её максимально чёрной и при этом, по возможности, ахроматичной относительно точки белого. Остальное должна сделать CMS.
Нюанс - есть погрешность, вносимая отражённым от дисплея светом (освещение комнаты, например). Глубокие чёрные получаются всё же не такими точными при одновременном сравнении. Если учесть засветку при профилировании дисплея, возможно результат будет ещё точнее. Думаю, как эффективнее это сделать? Хочу попробовать измерить коэффициент отражения дисплея, рассчитать яркость выключенного дисплея в освещении комнаты и прибавить получившиеся значения к измеренным значениям патчей при профилировании. Разумеется, в линейном XYZ для сохранения аддитивности. Что думаете?
По поводу CIECAM'02: Argyll CMS хотя и не умеет работать с профилями ICC v.4, но в обоих своих программах профилировки, одна для профилирования устройств, другая - для создания "линков", имеет способность учёта условий просмотра и способов преобразования.
Способы преобразования цветов, доступные в Argyll CMS:
- Absolute Colorimetric (in Jab) [ICC Absolute Colorimetric];
- Absolute Colorimetric (in Jab) with scaling to fit white point;
- Absolute Appearance;
- White Point Matched Appearance [ICC Relative Colorimetric];
- Luminance axis matched Appearance;
- Perceptual (Preferred) [ICC Perceptual];
- Saturation;
- Enhanced Saturation [ICC Saturation];
- Absolute Colorimetric (Lab);
- White Point Matched Appearance (Lab).
Учёт условий просмотра и параметры CIECAM'02 в Argyll CMS:
условия
- Practical Reflection Print;
- Print evaluation environment;
- Monitor in typical work environment;
- Bright monitor in bright work environment;
- Monitor in darkened work environment;
- Projector in dim environment;
- Projector in dark environment;
- Photo CD - original scene outdoors;
- Original scene - Bright Outdoors;
- Cut Sheet Transparencies on a viewing box.
параметры
- Surround (average, dim, dark, transparency);
- Adapted white point as XYZ;
- Adapted white point as x, y;
- Adaptation luminance in cd.m^2;
- Background % of image luminance;
- Flare light % of image luminance;
- Flare color as XYZ;
- Flare color as x, y.
Набор возможностей лично меня впечатляет. То, что предлагали профилировщики типа Profile Maker и Monaco Profiler в начале 2008г (может, плохо смотрел, не слежу с тех пор), кажется куцым по сравнению с возможностями Argyll. И Argyll работает.
Жаль, не попадались описания CIECAM'02, знаю о CIECAM только из документации Argyll.