Спектральные данные, визуализация.

  • Автор темы Автор темы Clifford
  • Дата начала Дата начала
Статус
Закрыто для дальнейших ответов.
Хотя, одна цветная фотка грунта, доставленного "Луной-16", кажись, из этой же фотосессии, в сети таки имеется. Общего плана (взята с какой-то книги). Но она низкого качества. Не в резкости, и с каким-то подозрительным "пятном" посредине; и т.д.
41747_900.jpg


Есть ещё несколько, фрагментарных цветных снимков качества получше.

Grunt-Luna16-2.JPG


44165_original.jpg


Не из этой ли они фотосессии, что в упомянутой выше статье? И не фрагмент ли это семиметровой панорамы?

Кстати, я задался было задачкой, как выглядят со стороны на удалении эти все выбранные реголитульки, что на цветных фотографиях в статье "В кадре - лунный грут", если их набрать в такой же пропорции в большую кучу. Ну и какой я цвет получил? Да почти такой же, о котором говорит Коновалов. А вот что Вы видели в детстве - это ещё вопрос, настоящий ли то был грунт? А если и да, то не самая ли серая его часть, да еще и при специально подобранном освещении?
 
Последнее редактирование:
На первой фотографии образец лунного грунта, доставленного аппаратом "Луна-20". Общий план. На тех же, что ниже - грунт "Луны -16". (На данный момент ищу источники, откуда взяты эти фотографии. Пока что здесь.)
 
Последнее редактирование:
Кстати, по поводу ощущений от окрашенной поверхности. Многократно замечал затруднения при подборе цвета под образец, если размер нужного поля был менее 2 мм. Использование 40х микроскопа только усугубляло проблему, на меньшее увеличение не удалось найти оптику. Что ещё я заметил - глубокий чёрный после цифровой печати (да и после офсетной), под большим увеличением выглядят, мягко говоря, не контрастно. Хотя под обычным взглядом этот участок был явно темнее сплошной запечатки чистым К.

Поэтому бесполезно пытаться выяснить цвет объекта под микроскопом. Если там смесь частиц разных оттенков, то самое правильное - использовать прибор с большой апертурой и сферической камерой для усреднения, а визуально баланс оценить под эталонными источниками света.
 
Я как раз придерживаюсь противоположного убеждения, что колориметрию интересует в первую очередь восприятие цвета человеком, а не то, как цвет интерпретируют другие виды и механизмы. Если человек говорит что видит серое - задача фотографа состоит в том, чтобы и снимок был серым, а не как удастся передать пленке или матрице. Мой айфончик делает голубое небо фиолетовым, я его поправляю. Мой зеркальный Никон делает одно черное пальто с техногенным спектром при любом освещении красным. Это не значит, что пальто перестало быть черным. Сохранить баланс серого на всех этапах репродуцирования не просто, даже зная, что речь идет именно о сером. А если не знать где серый а где нет - удержать баланс вслепую вообще почти не реально. Так что доверия к рассказу фотографов, что цвет серый, у меня много крат больше, чем доверия к цветной пленке 70-х годов.
Померить экспонат в музее за стеклом не думаю что просто так дадут. Фоткать бесполезно - это недостоверно. Можно попробовать договориться с музеем померить спектр сферическим спектрофотометром, думаю.
 
  • Спасибо
Реакции: IPTIV и ch_alex
Там по ссылке и красные снимки грунта и откровенно зеленые http://mentallandscape.com/C_Luna20_Sample.jpg
C_Luna20_Sample.jpg

Я бы не стал по ним судить все же о цвете.
Кстати сравните с фоткой тремя постами выше. Это один снимок, но там он розовый а тут зеленый. Там из книжки, тут типа скан пленки. Репродуцирование наобум.
 
Последнее редактирование:
Я как раз придерживаюсь противоположного убеждения, что колориметрию интересует в первую очередь восприятие цвета человеком, а не то, как цвет интерпретируют другие виды и механизмы. Если человек говорит что видит серое - задача фотографа состоит в том, чтобы и снимок был серым, а не как удастся передать пленке или матрице. Мой айфончик делает голубое небо фиолетовым, я его поправляю. Мой зеркальный Никон делает одно черное пальто с техногенным спектром при любом освещении красным. Это не значит, что пальто перестало быть черным. Сохранить баланс серого на всех этапах репродуцирования не просто, даже зная, что речь идет именно о сером. А если не знать где серый а где нет - удержать баланс вслепую вообще почти не реально. Так что доверия к рассказу фотографов, что цвет серый, у меня много крат больше, чем доверия к цветной пленке 70-х годов.
Померить экспонат в музее за стеклом не думаю что просто так дадут. Фоткать бесполезно - это недостоверно. Можно попробовать договориться с музеем померить спектр сферическим спектрофотометром, думаю.
А что не дадут-то, в режиме радиометрии. А спектр освещения по заведомо белому (проверка уже под А спектрофотометра) листу мерять, если оно не смешанное, конечно.
 
Статья Коновалова - чушь, конечно. Там просто огромное количество манипуляций и косяков (вот не знаю - человек искренне заблуждается или сознательно врет?) Совершенно очевидно, что несмотря на все свои должности и регалии, автор слабо разбирается в колориметрии как точной науке. Он преподает некое "цветоведение" - подозреваю, что это некая адаптация для художников и гуманитариев. Ну примерно как "высшая математика" на экономических факультетах, с которой мехматовец может только поржать.
 
  • Спасибо
Реакции: mihas
Наткнулся в авторитетном источнике (ASTM G173-03) на спектр солнца в верхних слоях атмосферы (первая колонка).
Несколькими постами выше я приравнял спектр солнца вне атмосферы к АЧТ, допущение не страшное, но попробуем посмотреть цветность лунных грунтов строго со спектром солнца без влияния земной атмосферы.
Все таблицы далее в фомрмате 340-830 нм с шагом 1 нм.
Вот оцифрованные еще давно шлифы лунного грунта.
Вот отнормированный к 100 в 560 нм (как все иллюминанты) спектр солнца в верхних слоях атмосферы (данные через запятую для корректного ввода в спектральный калькулятор, а то форум подменяет табуляторы в коде на пробелы):
Код:
58.81019,54.031355,56.646137,56.682811,46.673012,52.800672,53.153135,53.267637,52.1257,50.915174,58.709406,57.847144,53.466685,57.539754,63.790594,62.625980,55.547032,47.37262,42.557671,52.915733,59.224524,52.057671,56.075028,59.042553,59.647256,64.420493,71.956887,69.692049,64.470885,69.258119,68.852184,67.357223,62.486002,55.529115,52.055431,58.017917,62.37402,69.882419,78.132699,65.06159,66.713326,66.388578,49.758959,40.508959,50.593505,59.06495,56.523796,57.5028,56.106663,63.740202,70.324748,75.06159,63.583427,37.407615,51.020437,71.93449,56.156215,45.168533,79.3729,92.278835,94.540873,98.096305,101.567749,97.424412,98.712206,96.024636,93.281075,91.265398,95.128779,101.287794,86.058231,96.024636,101.679731,97.379619,95.991041,99.036954,101.62374,98.880179,94.344905,97.928331,89.529675,101.399776,99.776036,96.360582,95.632699,98.264278,95.128779,91.713326,92.441209,85.274356,67.861142,61.534155,102.015677,94.697648,87.346025,95.68869,104.591265,106.382979,93.113102,89.641657,102.463606,100.727884,107.614782,109.12654,106.052632,110.022396,98.303471,111.422172,112.765957,112.038074,115.845465,119.932811,114.613662,105.621501,112.989922,112.038074,115.509518,116.293393,113.773796,112.653975,111.830907,115.55991,116.349384,116.68533,112.821948,111.086226,113.157895,108.118701,112.653975,112.989922,108.566629,110.246361,115.901456,111.321389,112.653975,116.461366,112.653975,113.381859,116.797312,114.221725,115.789474,115.397536,115.470325,113.717805,111.366181,110.806271,89.641657,100.167973,108.342665,102.038074,113.773796,109.12654,103.919373,111.030235,108.281075,114.837626,109.12654,110.862262,107.726764,107.670773,107.278835,104.031355,104.143337,109.12654,102.631579,109.025756,113.381859,108.365062,105.263158,110.022396,106.942889,108.678611,111.366181,104.479283,102.12766,104.983203,105.879059,86.170213,98.488242,95.408735,104.143337,104.871221,107.222844,101.007839,108.678611,107.950728,104.927212,91.881299,105.263158,110.246361,105.93505,111.702128,109.630459,97.816349,104.647256,106.103024,110.526316,102.12766,107.110862,104.367301,100.783875,97.088466,105.711086,103.639418,107.446809,104.927212,104.193729,105.37514,102.239642,105.263158,104.31131,104.087346,106.159015,103.135498,105.151176,105.767077,103.975364,101.455767,103.7514,98.264278,100,105.823068,100.839866,104.759239,102.799552,103.527436,97.984323,104.591265,104.087346,102.519597,102.351624,98.656215,104.81523,105.319149,104.871221,102.68757,101.791713,104.255319,100.727884,101.679731,102.68757,102.631579,103.695409,104.31131,103.807391,102.799552,100.335946,102.911534,101.959686,90.929451,96.405375,101.287794,100.111982,100.335946,100.167973,99.552072,100.55991,101.119821,99.216125,98.768197,99.104143,97.536394,96.024636,97.928331,99.608063,99.272116,98.432251,98.656215,98.040314,97.088466,96.528555,95.856663,97.200448,95.744681,92.665174,95.856663,93.169093,91.881299,95.296753,95.68869,95.800672,96.528555,93.975364,94.176932,93.337066,92.049272,91.825308,94.792833,94.792833,94.456887,93.225084,92.889138,89.031355,93.729003,91.657335,92.4972,90.106383,93.00112,93.225084,92.553191,90.31355,90.145577,90.089586,90.985442,90.369541,91.097424,89.081747,89.921613,89.697648,86.842105,85.442329,90.31355,89.081747,89.473684,88.18589,85.274356,74.092945,77.491601,86.170213,86.338186,87.234043,87.681971,87.961926,87.513998,87.010078,87.737962,87.066069,85.968645,85.93505,87.234043,85.890258,85.610302,84.322508,84.93841,84.714446,83.930571,84.826428,83.986562,84.378499,83.594625,83.650616,83.258679,83.594625,82.642777,82.082867,82.026876,80.235162,82.418813,82.642777,82.754759,82.81075,82.194849,81.410974,81.634938,81.578947,80.347144,80.739082,80.515118,79.339306,80.291153,79.619261,79.120941,78.31467,78.919373,79.43449,80.235162,79.160134,78.611422,78.331467,77.827548,78.611422,78.219485,77.368421,76.718925,77.37402,75.599104,76.674132,76.427772,75.979843,72.844345,75.515118,75.475924,76.147816,75.643897,76.18701,75.391937,75.19037,75.274356,74.860022,71.646137,74.787234,73.370661,74.652856,73.393057,74.972004,74.305711,73.348264,73.460246,72.788354,70.806271,71.836506,71.147816,70.823068,72.183651,72.536394,72.340426,72.183651,72.172452,71.713326,71.444569,71.332587,70.996641,71.220605,70.828667,71.718925,71.506159,70.604703,70.537514,70.996641,69.988802,70.492721,69.916013,69.764838,70.229563,70.358343,69.720045,67.18925,67.861142,68.924972,67.984323,68.006719,67.597984,67.861142,67.74916,67.693169,67.637178,67.760358,67.346025,67.267637,67.56439,66.797312,66.618141,66.909295,66.606943,66.12542,66.483763,66.573348,66.50056,66.069429,66.136618,65.531915,65.128779,64.389698,64.104143,63.045913,63.157895,63.980963,64.837626,64.395297,63.549832,62.978723,63.980963,63.952968,62.93953,63.505039,61.595745,63.320269,62.87794,62.4972,61.478163,62.150056,62.390817,62.486002,62.597984,62.56439,62.099664,61.870101,62.054871,60.81187,60.12318,60.134378,60.246361,59.12654,60.246361,59.994401,59.904815,60.240761,60.257559,60.18477,59.462486,59.143337
Считаем координаты цветности для земной атмосферы (D50) и для освещения солнцем вне атмосферы (Custom Input Spectr - вводим приведенный спектр солнца в калькулятор), получаем для наблюдателя на Земле координаты цветности четырех образцов:
Код:
ORIGINATOR    "https://cielab.xyz/spectralcalc.php"
BEGIN_DATA_FORMAT
SAMPLE_ID    XYZ_X    XYZ_Y    XYZ_Z
END_DATA_FORMAT
BEGIN_DATA
brekcia_10048    22.0549    22.6280    15.1952
krupnozern_bazalt_10047    28.8867    29.2064    18.7159
melkozern_bazalt_12018    40.4109    41.1229    26.3575
brekcia_12034    63.5281    64.3556    43.3705
END_DATA

#898275,#9E9180,#B7AA96,#DFCFBD
R 137,158,183,223
G 130,145,170,207
B 117,128,150,189
И координаты цветности вне влияния атмосферы:
Код:
ORIGINATOR    "https://cielab.xyz/spectralcalc.php"
BEGIN_DATA_FORMAT
SAMPLE_ID    XYZ_X    XYZ_Y    XYZ_Z
END_DATA_FORMAT
BEGIN_DATA
brekcia_10048    21.9890    22.5669    18.9141
krupnozern_bazalt_10047    28.7070    29.0951    23.2671
melkozern_bazalt_12018    40.1829    40.9791    32.7577
brekcia_12034    63.2864    64.1474    54.0345
END_DATA

#848284,#989190,#B0AAA9,#D7D0D4
R 132,152,176,215
G 130,145,170,208
B 132,144,169,212
Координаты цветности XYZ так же переведены здесь в стандарт sRGB по одинаковым правилам, как в фотошопе (хромадаптация от D50 к D65 по Брэдфорду). Визуально разница между шлифами лунных горных пород в земной атмосфере и без влияния земной атмосферы выглядит так (снизу вверх - с атмосферой и без):
Earth_top_Moon_bottom.png

Я здесь осознанно остался в рамках координат цветности XYZ и не переходил в Lab ни на одном этапе вычислений, чтобы наглядно представить разницу именно в видении пленочного фотоаппарата, а не человеческого глаза. Глаз адаптируется на опорный иллюминант и Lab это учитывает. Пленочный фотоаппарат не умеет адаптироваться на опорный иллюминант, поэтому я остаюсь в рамках XYZ и производных от них sRGB.

Можно сделать осторожный вывод, что грунт луны в земной атмосфере фотоаппарат фиксирует более коричневым, чем без влияния атмосферы на спектр солнца. Так же красные полосы американского флага будут желтее на земле, чем без влияния атмосферы. Спектров текстиля того самого американского флага у меня нет, но в принципе можно поискать разный красный текстиль в спектрах, чтобы повторить те же вычисления с ними - картина будет везде примерно одинаковая - красный цвет в атмосфере и малиновый под солнечным светом вне атмосферы.
Таким образом получается, что лунные снимки NASA колориметрии никак не противоречат: пленочный фотоаппарат вне пределов земной атмосферы зафиксировал грунт более синим, чем зафиксировал бы его на Земле. Ну нет у пленочного фотоаппарата механизма хромадаптации, как у человеческого глаза, вот и вся премудрость.
 
Статус
Закрыто для дальнейших ответов.