Ответ: Вопросы по основам
Igors
Наш с вами спор побудил меня (как и Вас два года назад) более внимательно рассмотреть вопросы растрирования, и я вынужден признать Вашу правоту…
По порядку о сделанных мною «открытиях».
Вначале пару слов для ясности о «каноническом» АМ - растрировании. Под «каноническим» я подразумеваю растр, состоящий из точек одинаковой формы и разного размера, упорядоченных по сетке с определенной линиатурой, и известный еще докомпьютерных времен.
«Каноническое» растрирование действительно является преобразованием в цифровую форму с пространственной частотой дискретизации, равной линиатуре и разрядностью 8 бит (в идеале). Такое преобразование происходит в полном соответствии с теоремой Котельникова и пространственные частоты полученного изображения не могут превышать ½ частоты дискретизации. В этом случае, действительно, можно применять «корень из двух» при расчете требуемого разрешения исходного изображения.
Но, используемый сегодня алгоритм АМ - растрирования, действительно, с «каноническим» АМ - растрированием имеет мало общего. Если пытаться сформулировать общий принцип преобразования в цифровую форму, спрятанный под термином halftone, то это очень похоже на преобразование с адаптивно изменяющейся частотой дискретизации. Если в каком-то участке изображении мы имеем только низкочастотную составляющую – частота дискретизации равна линиатуре. Если появляются более высокочастотные компоненты – частота дискретизации поднимается вплоть до 1\2 разрешения ФНА (1200 и более). Визуально это приводит к тому, что «каноническая» круглая точка искажается, стараясь максимально точно аппроксимировать контуры и линии растрируемого изображения.
Визуально оценить разницу между «каноническим» и современным растром, можно открыв файлы, содержащие отрастрированые изображения.
ftp://user@212.158.171.180:21
Test_1 – «канонический» растр 150 lpi, 2400 dpi, 45 град.
Test_2 – Фотошоповский halftone 150 lpi, 2400 dpi, 45 град
Растрированию подвергалась полутоновая картинка с очень высоким разрешением (2400 dpi), полученная, в свою очередь, из векторного файла – т.е. картинка, идеальная по четкости и содержащая очень высокие пространственные частоты.
Как видно, в первом случае резкость безвозвратно потеряна, края линий и букв – рваные… Во втором – все значительно лучше.
Основной вывод, который я сделал для себя:
Полоса пропускания достижимая при данном способе растрирования на контрастных участках весьма высока и приближается к 1\2 разрешения ФНА. Т.е. «четкость» напечатанной картинки ограничивается реальным разрешением исходного изображения, а не линиатурой растра, как это было раньше.
Вот так, с ног на голову…
Осталось только подобрать новые критерии выбора разрешения исходного изображения.
Очевидно, что «ограничение сверху» можно установить исходя из разрешающей способности человеческого зрения, и это будет примерно 400 … 600 dpi. Разницу между 600 и 1200 dpi, на изображении с НЕПРЕРЫВНЫМ тоном (фото или слайд) человек уже не увидит.
«Ограничение снизу» - видимо, нужно устанавливать отталкиваться от визуальной оценки, если у нас имеется запас по разрешению, или тупо ставить не менее 300 dpi. (Компьютеры нынче быстрые, диски – емкие, память – дешевая, поэтому – переварится)
З.Ы. Действительно, подробностей на эту тему в русскоязычной литературе нет...