Ответ: Danny Burk
osab сказал(а):
Алексей, не могли бы все-таки поподробнее изложить эту свою мысль. Мне кажется дело не только в зерне. Сторонники 35-мм пленки с цифрами доказывают что на отпечатке 20х30 разницы с 35-мм пленки и СФ быть не должно. Но разница видна даже на меньшем формате. Как раз за счет того что называем "пластиком" и "воздухом".
Трижды садился писать ответ и трижды отменял. Четвертая попытка.
Озвучиваю сугубо рабочую версию.
Итак.
Сцена, если угодно, полнотональна, то есть обеспечивает полный набор яркостей на всех пространственных частотах, что обеспечивает плавность градиентов в объектах любого размера -- от хлебной крошки до Эльбруса.
Это значит также, что сцена в данной точке наблюдения формирует на сетчатке глаза двухмерное изображение самоей себя и определенную картину распределения яркостей.
Если изображение сцены, выполненное каким-то технологическим способом (неважно каким) сформирует на сетчатке глаза картину с тем же распределением яркостей (в том же количестве градаций по каждому объекту и пр.), то мы скажем, что такое изображение идеально по качеству. (Каковы при этом будут его худ. достоинства -- не наше дело и не предмет разговора.)
Чем меньше формат кадра при съемке, тем больше градационных потерь в отпечатке и тем больше несоответствия картины распределения яркостей на сетчатке распределению, созданному сценой. Одна из причин роста градационных потерь при уменьшении формата -- зерно. Одна из. Есть еще минимум две причины: межзерновый эффект и межслойный эффект. Сходные проблемы в цифре.
Технологически ровно те же проблемы касаются и форматных пленок. Но приходятся эти проблемы (и, соответственно, градационные потери) на те элементы изображений, пространственный размер которых много меньше. Из физиологии зрения известно, что чем меньше объект -- тем ниже требовательность зрения к количеству яркостных градаций (Hunt, 2004). Поэтому недостаток яркостных градаций в крупном формате пленки проходит незамеченным или почти незамеченным.
Пример: при съемке на 35 мм (при идеальной резкости объектива) золотое колечко на руке девушки смотрится как полоска с бликом (три-пять тоновых градации). При съемке на форматную пленку (допустим с той же результирующей резкостью) то же колечко обладает двадцатью тоновыми градациями, что уже достаточно для ощущения его пластичности, выпуклости.
Плюс к сказанному, большое психологическое значение в восприятии снимка имеет градиент (динамика, скорость) ухода в нерезкость по мере удаления от переднего плана. Иными словами, -- динамика (скорость) падения контрастов. Понятно, что динамика эта должна быть сходна с таковой при созерцании сцен.
Мы с Dresden в свое время предположили (и это предположение подтвердилось практически), что уподобить градиент ухода в нерезкость (градиент падения контрастов) при съемке в 35 мм формат можно, применяя длиннофокусные объективы.
Подводя итог сказанному выше: чем ближе картина относительных яркостей, организованная на сетчатке изображением сцены (скажем, отпечатком), картине относительных яркостей, организованной самоей сценой -- тем реалистичнее изображение, т.е. тем выше его качество. Форматная съемка в большей степени удовлетворяет этому требованию в силу меньшей зашумленности и еще ряда причин.