Ответ: Хорошо известный, но плохо изученный
Много ли информации можно извлечь из таких "ретинальных изображений"?
ОЧЕНЬ много, бОльшую часть той информации, что нужна для жизнеобеспечения. Плюс к тому, ретинальное изображение не до такой степени (и не таким манером) размыто -- оно вообще не размыто, если на то пошло -- в нем отсутствуют высокие частоты. Но это не оптическое размытие, которое мы для простоты используем в иллюстрациях.
Когда Вы смотрите на фотографию, где все края вещественные, это не мешает Вам точно различать какими были края в сфотографированной сцене.
Совершенно верно. Потому что зрительный акт начинается с
проксимального стимула, а не с дистального. В следующей главе Пальмер начинает с того, что говорит о самой распространенной ошибке:
"Основная преграда, с которой сталкивается позиция наивного реализма, состоит в том, что зрительная система не имеет прямого доступа к объектам внешнего мира, но только проекциям этих объектов на сетчатку. То есть, особь не может сделать вывод о структуре внешнего мира на основе одной лишь сенсорной информации. Гештальтисты окрестили наивно-реалистический подход к проблеме перцепт-организации "перцептивной ошибкой", поскольку возникает она из ошибочного (и часто неявного) предположения, что структура перцепта каким-то образом напрямую выведена из светового потока, простимулировавшего сетчатку (Kohler, 1947). Оптический массив фактически несет в себе бесконечное число вариантов организации, из которых зрительная система, тем не менее выбирает один -- верный.
Путаница, лежащая в основе перцептивной ошибки, происходит обычно из того, что отправной точкой зрительного акта полагают не проксимальный стимул, но дистальный. В эту ловушку очень легко попасть, поскольку, безусловно, дистальный стимул -- это важнейший компонент в причинно-следственной цепочке событий, в норме ведущих к возникновению зрительного ощущения. Более того -- он согласуется с интерпретацией, которой старается достичь зрительная система. Принять дистальный стимул в качестве стартовой позиции зрения -- это грубо недооценить сложность зрительного восприятия, это допустить мысль, будто необходимая информация поступает "даром". Однако воспринятая структура внешнего мира относится к результату зрительной перцепции, нежели к его отправной точке. Какой бы очевидной и логичной не выглядела идея примата дистальной стимуляции, мы видим теперь, какие трудности возникают, например, при создании компьютеров, способных "видеть" и что масштаб проблемы перцепт-организации не был оценен в полной мере до появления в 1923 г. эпохальной статьи Вертхаймера. Действительно, несмотря на существенный прогресс прошлых лет исследователи зрения до сих пор открывают новые грани этой важнейшей и всеобъемлющей проблемы."
Зрению все равно, кто организовал проекцию на сетчатку -- сцена или ее изображение. Оценку краев оно производит исходя из деления по пространственным частотам, заключенным в ПРОКСИМАЛЬНЫЙ стимул и только.
Будь иначе не существовало бы ни зрительных иллюзий, ни реалистичного кино, ни стереокино, ни голографии.