В Словаре, как я уже упоминал, есть два определения цвета. Первое из них (845-02-18 ) говорит о "воспринимаемом цвете", как о свойстве зрительного восприятия, второе (845-03-01) определяет "цвет (с психологической точки зрения)" как экспериментально определенные величины, характеризующие стимул (это могут быть тройки координат, а может быть и полное описание распределения энергии в спектре). Заметим, что наш ГОСТ 13088 еще более свиреп в этом плане - "цвет" (с оговоркой - "в колориметрии") в нем определяется как "аффинная векторная велична", и никак иначе.Алексей_Шадрин сказал(а):Несмотря на недобротность поминаемого словаря, тем не менее определение цвета в нем дано более или менее верно. Напомню, что по CIE-определению, цвет -- это атрибут зрительного ощущения.
Логика, в общем-то, понятная - коль скоро колориметрия занимается измерениями, то иметь дело напрямую с ощущениями она не может - измерить ощущение невозможно (даже если подключить вольтметр к глазному нерву, это не будет иметь никакого отношения к ощущениям - так, все зрительные иллюзии возникают не из-за ошибок колбочек, а из-за ошибок сознания, в которое электроды не воткнешь). Зато можно измерить стимул, вызывающий (со всеми необходимыми оговорками) это ощущение. Именно поэтому раздел "колориметрия" Словаря МКО начинается именно с такого определения цвета, а ГОСТ (поскольку он полностью посвещен колориметрии) только такое "естественнонаучное" определение и дает.
Собственно говоря, (базовая) колориметрия колориметрия весьма антигуманна - после того, как Гильд получил данные, по которым можно заочно определить, сможет ли наблюдатель отличить два разных по спектральному составу стимула, колориметрия утратила к наблюдателю и его ощущениям всякий интерес - все нужные ей данные о природе человека содержатся в кривых сложения (немного утрирую, но совсем немного).
Поэтому слово "цвет" в колориметрии ("классической") означает (если не оговорено иное) не более чем совокупность стимулов, которые не способен различить стандартный наблюдатель - а то, что этого стандартного наблюдателя в природе не бывает, колориметрию не так уж сильно беспокоит.
У цвета в первом значении (то есть у ощущения) атрибутов нет. Мы не воспримаем яркость, тон и насыщенность как раздельные величны, наше ощущение цельно, и не распадается на какие-либо компоненты.Алексей_Шадрин сказал(а):У цвета тоже есть атрибуты. Их пять: субъективная яркость, цветовой тон, полнота цвета, светлота и насыщенность.
Если человека не тренировать специально, то он с легкостью спутает изменение насыщенности с изменением оттенка. Тут будет уместно вспомнить, что дельтаЕ представляет собой не кубик, а шарик (упрощенно): то есть, даже если каждая из компонент изменилась на значение, меньшее порогового, то наблюдатель заметит изменение цвета - то есть яркость не изменилась, тон не изменился, насыщенность не изменилась, а цвет - изменился. Если бы в мозгу был отдельный орган, воспринимающий тон независимо от насыщенности, такие фокусы были бы невозможны.
Если же человка потренировать по Мюнселловским таблицам, то он вполне может научиться отличать насыщенность от оттенка. Но точно так же можно натренировать человека воспринимать цвет в терминах RGB - для веб-дизайнера это будут вполне перцепционные величины.
У колориметрического же цвета (то есть абстрактной точки в пространстве XYZ или каком-нибудь еще) может быть сколько угодно каких угодно атрибутов - таких же абстрактных, как сама эта точка. Например "чистота", определяемая положением точки на отрезке, соединяющем белый цвет с чистым спектральным - одна из таких абстракций. Опять же, тот факт, что ни один (не тренированный специально) наблюдатель не увидит ничего общего у двух образцов с одинаковой "чистотой" - никого абсолютно не волнует.
Минуточку! Откуда взялось положение, что цв. пространство - это "пространство ощущений"? Ни Словарь CIE, ни ГОСТ, ни Гуревич не вкладывают в этот термин такого смысла. Везде (в "классической" колориметрии) когда речь идет о цветовом пространстве, слово "цвет" в прилагательном "цветовое" употребляется во втором (колориметрическом) смысле. То есть есть множество стимулов, неразличимых ст. наблюдателем; это множество называется цветом (во втором, колориметрическом значении); его можно описать тремя (обычно) цифрами; эти цифры можно назвать координатами; эти координаты задают точки в трехмерном пространстве; это пространство называется цветовым, поскольку каждой точке этого пространства соответствует цвет - в колориметрическом смысле этого слова, то есть множество стимулов, вызывающих одинаковое ощущение (у сферического наблюдателя в вакууме, как обычно).Алексей_Шадрин сказал(а):Таким образом, цветовое пространство как пространство цветовых ощущений, может иметь только перечисленные перцепционные размерности (как правило, какие-то три из пяти перечисленных). Следовательно, к цветовым пространствам относятся Lab, Luv, ЦКС CIECAM02 и пр.
Кроме того, честно говоря, я вообще затрудняюсь понять, как можно представить ощущения (неизмеримые, не раскладывающиеся по осям и т. д.) в виде пространства.
Угу.Алексей_Шадрин сказал(а):sRGB -- это тоже координатная система, но не с перцепционными, а с колориметрическими размерностями. Мы знаем при этом, что "базовая" колориметрия оперирует только метамерными равенствами, но не занимается интервальным шкалированием по перцепционным осям.
Ну, никаких особых по сравнению с тем же Lab'ом оговорок на условия просмотра sRGB не налагает. Оговорюсь только, что тройка чисел sRGB не специфицирует (да и не ставит себе такой цели) цветовое ощущение, она специфицирует множество неотличимых (ст. наблюдателем) стимулов (то есть специфицирует "цвет" во втором значении, но не в первом). А больше ничего для счастья и не нужно - если наблюдатель глядя на своем мониторе картинку, присланную мною по эл. почте, видит то же самое, что видел бы, если бы посмотрел непосредственно на мой монитор (а это так, поскольку по одним и тем же цифрам все мониторы выдают пусть разные, но вполне метамерные стимулы), значит, задача, ставившаяся перед sRGB, выполнена.Алексей_Шадрин сказал(а):Следовательно, только при строго оговоренных условиях просмотра, sRGB (и иже с ним) может быть использовано для получения трех чисел, однозначно специфицирующих цветовое ощущение уникальной тройкой чисел,
Как я уже заметил, для "классической" колориметрии это абсолютно не важно.Алексей_Шадрин сказал(а):причем (что важно!) -- лишь по номинальным шкалам, но не по интервальным перцепционным.
"Классическим" определениям цв. пространства sRGB отвечает без всяких оговорок. Что же до темневой адаптации, то это настолько стандартная вещь для базовой колориметрии, что оговаривать, скорее, нужно любую другую адаптацию.Алексей_Шадрин сказал(а):То есть, при строго оговоренных условиях просмотра (одним из которых является темновая адаптация наблюдателя) sRGB может считаться цветовым пространством с номинальными шкалами и ограниченным цветовым охватом. Такое количество оговорок, согласитесь, совершенно непрактично.