Snowboarder [Снимок]

  • Автор темы Автор темы jASS
  • Дата начала Дата начала
Статус
Закрыто для дальнейших ответов.
Ответ: Snowboarder [Снимок]

VV сказал(а):
Центральная композиция это очень хорошо. Только сложно. :)
Вот тут ни один учебник по композиции с Вами не согласится.
Основная черта центральной композиции, чаще её называют симметричной — равновесие.
Есть такая французская пословица: если не знаешь, как соврать, говори правду. У художников по аналогии с этой пословицей есть правило: если не знаешь, как построить композицию, делай симметрию. Как средство композиции по эффективности и простоте симметрия не имеет себе равных, потому что она изначально уравновешенна и целостна, кроме того, не требует никаких специальных творческих усилий. Строить симметричное изображение легко, достаточно определить границы изображения и ось симметрии.
Другое дело, уместно ли это средство в конкретной работе, но формально оно беспроигрышно. Симметрия гармонична, но если всякое изображение делать симметричным, то через некоторое время мы будем окружены благополучными, но однообразными произведениями.
 
Ответ: Snowboarder [Снимок]

Строить легко. И правда, чего проще — камеру поднял и снимай. Собственно, все начинающие так и поступают. А вот получить при этом приличную картинку гораздо сложнее. Центральная композиция требовательна. Броское, динамичное композиционное решение оттягивает на себя внимание, помогает не акцентировать мелкие огрехи. Часто становится единственным содержанием работы. Центральная композиция, несколько упрощая — пассивна. Или, лучше сказать — спокойна. В такой ситуации авторская несостоятельность очень видна, что собственно и показали две работы, вызвавшие это обсуждение.
Я, откровенно говоря, не замечал у художников особенно выраженной тяги к симметричным композициям. Да и за собой, в те времена когда (по крайней мере формально) мог относить себя к таковым — тоже.
Формальность в эстетике — вещь непригодная. Что толку в формальной премлемости, если картинка "не поет"?
Поэтому, я за центральную композицию, но потом. Когда автор понимает, что такое композиция вообще, принимает решение о построении изображения осознанно. Но тогда ведь и симметричная компоновка возникает гораздо реже :)
 
Ответ: Snowboarder [Снимок]

Относительно центральной/не центральной композиции: целиком с чужого голоса (нашего бывшего зав. худ. редакцией) -- центральная композиция якобы доминировала до эпохи ренессанса и причиной тому, разумеется, религиозный фетиш. Теопупизм, и неизбежное его следствие -- андропупизм, требовали центровки. Ренессанс, якобы, исходя из собственного ювенильного нигилизма, признал все, что угодно, только не центр. Маргинальные позиции сюжетно значимых оъектов отмёрли сами собой, оставив наши любимые трети, , "воспитавшие наш глаз".
Еще раз подчеркиваю: я тут совершенно ни причем -- мнение не мое. Собственного мнения не имею.
Единственное, что скажу от себя, что равновесие должно быть, имхо, всегда: по центру-ли, на трети ли, на четверти ли. Другое дело, чем это равновесие достигнуто (приемов масса): некий массивный серый объект может быть визуально уравновешен маленьким интенсивно-хроматичным пятном, к примеру.
 
Ответ: Snowboarder [Снимок]

Это провокация. =)
В эпоху Возрождения как раз и стало предаваться огромное значение идеализированному изображению мира, способам передачи пространства, построению композиции, созданию системы мер. И центр играл решающую роль в построении композиции, а пространство служило лишь фоном для объекта. Гармония достигалась равновесием, отсюда и статичность композиции.

Единственное, что скажу от себя, что равновесие должно быть, имхо, всегда: по центру-ли, на трети ли, на четверти ли. Другое дело, чем это равновесие достигнуто (приемов масса): некий массивный серый объект может быть визуально уравновешен маленьким интенсивно-хроматичным пятном, к примеру.
В том-то и дело, что не всегда должно быть равновесие!
Вы говорите об объектах, но в современном искусстве пространство также полноправный элемент композиции. И создание пространственного напряжения, очень эффективный прием. Но, как правильно заметили, он требует больших навыков и чутья, нежели слепое следование математическим пропорциям (что зачастую попахивает ремесленничеством).
 
Ответ: Snowboarder [Снимок]

BadGuy сказал(а):
В эпоху Возрождения как раз и стало придаваться огромное значение идеализированному изображению мира, способам передачи пространства, построению композиции, созданию системы мер. И центр играл решающую роль в построении композиции, а пространство служило лишь фоном для объекта. Гармония достигалась равновесием, отсюда и статичность композиции.
Хорошо. Ради Бога. Тогда расскажите, пожалуйста, откуда же на самом деле взялись эти трети? (интонацию в тексте не передать, поэтому пояснение: ни малейшей попытки спорить -- действительно просьба рассказать).
 
Ответ: Snowboarder [Снимок]

Не сочтите за грубость, но этот вопрос не ко мне.
 
Ответ: Snowboarder [Снимок]

VV сказал(а):
Я, откровенно говоря, не замечал у художников особенно выраженной тяги к симметричным композициям.
Alexey Shadrin сказал(а):
...центральная композиция якобы доминировала до эпохи ренессанса и причиной тому, разумеется, религиозный фетиш.
Начиная с древнего Египта и по наши дни это одна из распространённых форм организации плоскости. Почти все великие мастера успешно применяют это свойство композиции (см. аттач).
BadGuy сказал(а):
В том-то и дело, что не всегда должно быть равновесие!
Вы говорите об объектах, но в современном искусстве пространство также полноправный элемент композиции. И создание пространственного напряжения, очень эффективный прием.
Не совсем так.
Произведение искусства всегда гармонично, а для создания гармонии необходимы два непременных условия: первое — равновесие, второе — единство и соподчинение. Таковы основные законы композиции.
Равновесие зависит от расположения основных масс композиции, а основная масса не обязательно объект.
Гармония достигалась равновесием, отсюда и статичность композиции.
Симметрия сама по себе ещё не является гарантией уравновешенности в композиции. Количественное несоответствия симметричного элемента и плоскости становится зрительно неуравновешенным. Любая композиция, будь то симметричная, асимметричная, динамичная, должна быть уравновешена, иначе не будет гармонии.
 

Вложения

  • SM.jpg
    SM.jpg
    16.3 КБ · Просм.: 905
  • Dali.jpg
    Dali.jpg
    7.2 КБ · Просм.: 910
Ответ: Snowboarder [Снимок]

Karabin: Стоп-стоп! С Мадонной не пойдет. Совсем не пойдет: 90% внимания наблюдателя приковано к лицам Богоматери и Богомладенца. Христос эксцентричен, равно как и Богоматерь.
 
Ответ: Snowboarder [Снимок]

Разве это не пример симметричной композиции?
В Мадонне симметрия, как средство композиции подчёркивается буквально во всём: расположении фигур и занавеси, в повороте лиц, в уравновешенности масс самих фигур относительно вертикальных осей.
 

Вложения

  • SM-1.jpg
    SM-1.jpg
    17.7 КБ · Просм.: 922
Ответ: Snowboarder [Снимок]

В части Мадонны присоединяюсь к возражению Алексея. Рассматривать эту композицию как центрально-симметричную можно только в случае некоторого упрощения.
Что до Сальвадора, нашего, Дали, то его резкий крен в сторону рекламы и внешних эффектов принуждает отнести его к "не вполне художникам". Однако, он блестяще подтверждает мой тезис о том, что для использования выраженно-центральной композиции нужен незаурядный профессионализм :)
одна из распространённых форм организации плоскости (курсив мой)
но отнюдь не преобладающая. А ведь все три — с учетом его признания — работы несправедливо забытого нами jASS ценрально-симметричны. Тут явно что-то не так. :)
И если можно о "гармоничном" произведении искусства. Давайте сразу договоримся о том, что мы подразумеваем, используя это прилагательное. При просмотре некоторых работ великого Гоий это слово приходит на ум в последнюю очередь :)
 
Ответ: Snowboarder [Снимок]

karabin сказал(а):
Разве это не пример симметричной композиции?
Здесь я Вам не оппонент (собственно, и не пытаюсь им быть): но я читал, что треугольники (см. варварский аттач) можно (и желательно) сажать на центр. Классический пример -- семейная фотография: папа, мама и подросток над ними. Три головы -- треугольник. Прочие фигуры почему-то должны быть на третях (круги, квадраты и пр.). Почему? Понятия не имею, если не принимать в расчет рассуждения нашего бывшего зав. худ. реда (однако он выпускник Академии художеств, специалист по иконографии...).
 

Вложения

  • SM-1_Shadrin.jpg
    SM-1_Shadrin.jpg
    17.7 КБ · Просм.: 906
Ответ: Snowboarder [Снимок]

karabin, Ваша схема немножко мошенническая :) Вы действительно игнорируете в ней Христа, что не вполне честно. Стоило тогда уж продемонстрировать увеличение размера правой драпировки и "ужатие" правого ангела. Кстати, не стал бы игнорировать и отчетливое диагональное движение, обозначенное бедром и складками одеяния Мадонны. Таким образом мы получаем очччень динамическое равновесие. И налицо масса усилий для реализации такой компоновки. А Вы говорите "легко"! :)
 
Ответ: Snowboarder [Снимок]

VV сказал(а):
Что до Сальвадора, нашего, Дали,
Так вот у него, бишь, те же треугольники... А остаток (зеленая обводка) эксцентричен...
Но, тут я пас -- полный неуч, увы (хоть и перечитал массу руководств и статей по композиции).
 

Вложения

  • Dali_Shadrin.jpg
    Dali_Shadrin.jpg
    9.7 КБ · Просм.: 778
Ответ: Snowboarder [Снимок]

Мадонна, как пример симметричной композиции приведён во многих учебниках.
Если это не симметрия, тогда какими параметрами вы мотивируетесь?
А чем Гойя не угодил? Мы же под гармонией обсуждаем композицию, а не сюжет.
 
Ответ: Snowboarder [Снимок]

karabin сказал(а):
Мадонна, как пример симметричной композиции приведён во многих учебниках.
Ну, что с того: ахинея про "аддитивное сложение" и "субтрактивное вычитание" цветов или про "первичные цвета" тоже во многих учебниках...
Впрочем, молчу...
 
Ответ: Snowboarder [Снимок]

Симметричная, но несколько условно. Мотивы я перечислил. Вообще, всякая классификация условна. И не могу понять, о чем мы снова принимаемся спорить. Я не оспариваю факт существования ценрально-симметричной компоновки. И готов снять свои несущественные возражения. Я просто отметил сложность реализации такой композиции, при ее кажущейся простоте.
Не по теме:
Гойя всем угодил. Просто хотелось конкретизировать термин. Во избежание разночтений, поскольку слово учень уж многоупотребительное.

Кстати "Св. Иоанн с креста" (эта работа Дали ведь так называется?) насколько я помню не вполне равновесна относительно горизонтальной оси. На чем собственно и построена часть производимого ей впечатления.
 
Ответ: Snowboarder [Снимок]

Алексей, Дали строил своего христа по золотому сечению. Я как то был на мастер-классе одного всемирно известного искусствоведа. Он показывал много работ изрисованных разными сетками. Так у Дали там очень чёткая структура.
 

Вложения

  • Dali-1.jpg
    Dali-1.jpg
    11 КБ · Просм.: 841
Ответ: Snowboarder [Снимок]

Большинство композиций укладываются в ту или иную схему. Но это не значит, что они будут повторять геометрические формы этих схем. В любой работе всегда присутствует пластика, ритмика, разность масс и т. д. Движение одного объекта в одну сторону компенсируется движением другого или несколькими объектами в другую, форма контрастирует с контрформой, тёплый цвет с холодным. И не надо забывать о визуальном равновесии.
 
Ответ: Snowboarder [Снимок]

Хотел обратить внимание еще на одну деталь: оба приведенных примера имеют религиозную тематику. Можно еще вспомнить русскую иконопись, и дополнить этот ряд несколькими "Спасами". Кажется, это не вполне случайно. Центрально-симметричная композиция (при изображении человека), таким образом, приобретает вполне характерную окраску. Культурно-историческую во всяком случае. Что не упрощает ее использование в фотографии. С другой стороны, современная традиция не оглядываться назад, вполне возможно вскоре избавит нас от этой специфики :(
И чтобы уж закончить с Мадонной. Пример мне кажется не совсем удачным еще потому, что он очень сложен. И лично мне очень трудно воспринимать его по упрощенной схеме. Как быть с двумя диагоналями, отнюдь не равновесными ни в религиозном, ни в изобразительном смысле. Ведь выраженному движению спускающейся Мадонны отчетливо противопоставляется и превосходит его, восходящее движение Христа (имея ввиду всю диагональ от правого нижнего к верхнему левому углу). Равновесие этого вполне канонического сюжета очень уж условно. Возможно поэтому, он вызвал столько сомнений.
 
Статус
Закрыто для дальнейших ответов.