Ответ: Snowboarder [Снимок]
karabin сказал(а):
анализируя каждое своё творение.
Как же его можно проанализировать, если нет критериев анализа? Все, что было прочитано и/или услышано -- это не законы. Это тезисы. К примеру: сюжетно значимый объект должен быть на третях. Почему? С какого рожна?
Единственное, что хоть как-то тянет на закон -- это принцип равновесия. Но где критерии равновесности? Для меня равновесно, для вас -- нет.
Законы зрительного восприятия уж на что сложны (тысячекратно сложнее законов физических и тем паче математических), уж на что запутаны, но это все же законы, а не совокупность тезисов. В них есть принцип, концепция.
Я снимаю 25 лет. Минмум десять из них я размышляю над композицией в процессе съемки, а затем при кадрировании. Кое-какие снимки и даже кое-какие циклы снимков (бо снимаю в основном тематическими циклами) вызывают у зрителей душевный отклик, радуют сердце (в частности, здесь на форуме). Но все без исключения работы -- все без исключения (!) -- охаяны теми, кто
считает себя знатоком композиции, особливо преподавателями. Так не бывает, чтобы из сотен сюжетов не нашлось ни одного удачного, хотя бы в силу случайности. И никто, ни один не говорит, а как же должно быть? Более того, ни один не говорит, что в данном сюжете поступил бы так-то и так-то. Имеем лишь надувание ноздрей, ерзание бровями, надменную ухмылку и всё.
Я просил художников -- выпускников "Мухи" и "Академии художеств": пожалуйста, сформулируйте хотя бы один композиционный закон. Максимум, что я услышал -- это четыре вещи:
1. Трети.
2. Равновесие.
3. Позволительность центровки треугольников.
4. Всё индивидуально...
* * *
В моем убогом сознании есть по крайней мере ряд правил, которые нельзя нарушать ни в коем случае (если только нарушение не является худ. приемом), правил, основанных на эволюции зрения и законах зрительного восприятия. Ненарушение этих правил -- далеко не гарантия успеха, но гарантия ремесленной добротности снимка. Не буду перечислять все, приведу лишь парочку в качестве примера.
1. Горизонт (особливо водная гладь) всегда должен быть "горизонтальным", потому что как ни крути башкой в реальной сцене, а он всегда остается горизонтальным (хоть на уши встань): мы тысячи лет эволюционировали, глядя на водную гладь и от ментальной поправки на горизонт не уйти. Нарушение этого правила -- первый признак недобротности. Однако соблюдение его еще не значит ровным счетом ничего.
2. Линия горизонта должна пересекать кадр либо по границе средней и верхней трети, либо по границе средней и нижней. Объясняется человеческой манерой "глядения" (seens manner): если смотрим на земные предметы, то в поле зрения остается примерно треть неба; если рассматриваем небо, то в поле зрения примерно треть суши.
Нарушение этого правила -- первый признак недобротности. Однако соблюдение его еще не значит ровным счетом ничего.
3. Площадь зоны резкости (не путать с глубиной резкости) должна занимать не меньше трети площади кадра. Опять же: эволюционно сформировання человеческая манера "глядения" тому причиной.
И опять же: Нарушение этого правила -- первый признак недобротности. Однако соблюдение его еще не значит ровным счетом ничего.
И т.д.
* * *
Теперь выскажу предположение, от которого, наверное, любого художника передернет: представьте, вы идете по проселочной дороге (хорошенько представьте). Кругом поля, перелески. Сзади вас догоняет некто, уже почти догнал. Окликивает. Вы оглядываетесь. Если через левое плечо, то объект окажется на левой трети поля зрения; если через правое -- на правой. Если у вас нет выраженного остеохондроза шейных позвонков, Вы не станете поворачиваться всем корпусом, хотя можете. Почему? Потому что оставшиеся две трети поля зрения -- это пространство, куда драпать, "если что".
Наверное -- бред. Но по крайней мере иллюстрация того, как можно подвести концептуальный базис под то же правило третей (вертикальных).
P.S. Согласно правилам "вы" в данном контексте пишется со строчной.