Обсуждение статей С.Н. и колл. о яркости и контрасте

Статус
Закрыто для дальнейших ответов.
Ответ: Обсуждение статей С.Н. и колл. о яркости и контрасте

pell сказал(а):
Монитор же с динамическим диапазоном 100000 уже показывали. Надо отметить, что 100000 уже с запасом перекрывает возможности глаза.
Соответственно, лет через эн мы будем иметь возможность добиться колориметрического совпадения изображения с оригиналом.
Павел, проблема в том, что вопросы цветовоспроизведения не ограничиваются самосветящимися дисплеями (визуальными колориметрами): человечество желает воспроизводить стимулы в том числе на отражающих носителях, а носители эти НИКОГДА (здесь я не побоюсь слова "никогда") не превысят 2.7D по контрасту. И на отражающем носителе мы НИКОГДА не получим колориметрически-точных копий многих и многих сцен. Очень многих. И смею Вас уверить, что подавляющее большинство пользователей HDR хотят в итоге видеть изображение сцены на отражающем носителе, дабы потом водрузить его на стену и закрыть дырку на обоях. "Се человек, что ты помнишь" -- мы эволюционировали среди стимулов, в основном полученных за счет отражения, это означает, что проблема мэппинга остается.
Александр (sabos) абсолютно прав в том, что визуализация HDR-данных не может быть упрощена до прямого скалирования по Y (или даже по какой-то более продвинутой величине) -- это было бы просто шагом назад. Один из смыслов digital processing состоит в том, что мы получаем возможность не только скалирования, но именно картирования (mapping), сообразующегося с особенностями визуального восприятия. Не использовать возможности "цифры" в данном вопросе было бы просто неразумно.
С другой стороны, я не могу согласиться с Сашей в том плане, что усилия потрачены зря: предлагаемый механизм и beta testing программы даст наглядную картину "граблей" и означит стратегические точки дальнейшей работы. Это очень и очень важно, хотя и неочевидно.
Но мне кажется, что прежде чем спешить с решением конкретных задач, даже при контрасте в 5D, нужно разобраться с нашим понятийным аппаратом, о чем мы уже дважды говорили с Сергеем.
Сергей, я сознательно не отвечал на Ваши вопросы -- постараюсь сделать это завтра утром, потому как только ранним утром я соображаю лучше всего :)
 
Ответ: Обсуждение статей С.Н. и колл. о яркости и контрасте

sabos сказал(а):
Кстати, это спорно. Опорный свет часто фигурирует, как еще одна метрика. Я видел весьма элегантные выкладки по поводу 3.5-мерности.
Вполне может быть. Вот только эксперименты с колориметром показывают, что трех кардинальных стимулов достаточно.

Да, а 3.5-мерность вполне может возникать и в 3-мерном пр-ве. Достаточно метрику хитрую накрутить и готово.
Не по теме:
Как специались (в прошлом) по неголономной геометрии, которая как раз такими вопросами и занимается, могу показать как проколотое вещественное 3-х мерное пр-во превращается в гиперболическое 4-х мерное пр-во введением очень даже естественной (в физике) метрики.
 
Ответ: Обсуждение статей С.Н. и колл. о яркости и контрасте

pell сказал(а):
вдруг у них, вот ведь незадача, цветное зрение окажется 41-канальным?
1. Да, Вы правы, формально это офтопик теме, но не офтопик форуму.
2. Важнейший вопрос.
3. Берусь утверждать, что не окажется. Берусь утверждать, что оно так же трихроматично, и даже вероятно, что с теми же кривыми сложения (или очень бизкими).
4. Мне представляется очень важным разговор об эволюционной подоплеке зрения, о том, что три размерности первичного ответа -- это необходимое и достаточное количество для передачи всей биологчески значимой визуальной информации об окружающем мире.
5. Постараюсь сделать тему, где изложу свои сегодняшние соображения, а также разговор с Фершильдом.
 
Ответ: Обсуждение статей С.Н. и колл. о яркости и контрасте

pell сказал(а):
Вполне может быть. Вот только эксперименты с колориметром показывают, что трех кардинальных стимулов достаточно.
А что показывают эксперименты с адаптацией?

Кстати, в широкоизвестных экспериментах Гилда стимулов было четыре. Все время забываете про опорный.
 
Ответ: Обсуждение статей С.Н. и колл. о яркости и контрасте

pell сказал(а):
Монитор же с динамическим диапазоном 100000 уже показывали.
И зачем? Любой спец по цветокоррекции знает про ОВК и адаптационные свойства зрения по контрасту. Дин.диапазон 100000 - это к полной спектральной идентичности. Т.е. к фанатизму.
 
Ответ: Обсуждение статей С.Н. и колл. о яркости и контрасте

pell сказал(а):
Вот только эксперименты с колориметром показывают, что трех кардинальных стимулов достаточно.
Не совсем: опорный белый -- это тиходеевский термин, очень толковый, но сугубо российский; за рубежом опорный белый часто именуют четвертым кардинальным стимулом. Без опорного белого колориметр -- не колориметр :)
 
Ответ: Обсуждение статей С.Н. и колл. о яркости и контрасте

sabos сказал(а):
Любой спец по цветокоррекции знает про ОВК и адаптационные свойства зрения по контрасту.
Чуть забегая вперед: не нравится этот ОВК ни Андрею (Френкелю), ни мне -- в дальнейшем намерен пробивать термин "ПВК" -- полноценный визуальный контраст.
Дин.диапазон 100000 - это к полной спектральной идентичности. Т.е. к фанатизму.
Не соглашусь: никакие 5D не дадут спектральной идентичности, и всё по-прежнему будет основано на метамерии. Здесь, наверное, нужно пояснение: коллеги занимаются телевизионными проблемами, но теливизионные проблемы не сводятся к просмотру телепередач и кинофильмов в dim-окружении -- рекламный телещит должен эффективно работать на залитой солнцем улице (я верно понимаю, Сергей?), болельщики хотят смотреть матчи прямо на улице и т.п. Адаптирующий контраст в этом случае -- это контраст реальной сцены.
 
Ответ: Обсуждение статей С.Н. и колл. о яркости и контрасте

Alexey Shadrin сказал(а):
Чуть забегая вперед: не нравится этот ОВК ни Андрею (Френкелю), ни мне -- в дальнейшем намерен пробивать термин "ПВК" -- полноценный визуальный контраст.
Ох вы и любители терминами народ мучить :-). Ладно, терминология - дело важное, молчу.
Alexey Shadrin сказал(а):
Не соглашусь: никакие 5D не дадут спектральной идентичности.
Алексей, я про фанатизм, а не про идентичность.
Alexey Shadrin сказал(а):
рекламный телещит должен эффективно работать на залитой солнцем улице (я верно понимаю, Сергей?), болельщики хотят смотреть матчи прямо на улице и т.п. Адаптирующий контраст в этом случае -- это контраст реальной сцены.
Здесь не спорю. Только уместно ли говорить о контрасте 100000 телещита "на залитой солнцем улице". Там дай бог 300 наберется.
 
Ответ: Обсуждение статей С.Н. и колл. о яркости и контрасте

sabos сказал(а):
Только уместно ли говорить о контрасте 100000 телещита "на залитой солнцем улице". Там дай бог 300 наберется.
Хант пишет следующее: "На рис. 8.21 показаны результаты аналогичного эксперимента, но полученные при другом наборе измерений (Hunt, 1965): правый глаз был адаптирован к яркости окружения в 3600 cd/m2 (при цветовой температуре 4000 К), а левый при этом беспрепятственно воспринимал окружающее пространство. Отметим, что адаптирующая яркость по правому глазу была эквивалентна сцене со средним коэффициентом отражения около 20% и освещенностью порядка 50000 lux (ясный день), что дало возможность уравнивать цветовые стимулы, предъявляемые левому глазу при ярком солнечном свете."
Давайте прикинем: пусть фотометрическая яркость черных объектов (щелей, царапин, ямок, корней деревьев) будет равна порядка 0.3 cd/m2.
3600/0.2=18000 --> Lg18000=4.25
Ну, да, 100000 может и многовато, но 25-30 тыс. не помешали бы (болельщикам :) )
Что до 300 (2.47D), то эта цифра целиком (просто целиком) совпадает с моими "экспериментальными" данными, когда я шастал по лесам и полям с фотометром и мерил контрасты от точки съемки. Но в урбанической ситуации, при другихз просмотровых дистанциях и структуре теней, уверен, адаптирующие контрасты много выше.
 
Ответ: Обсуждение статей С.Н. и колл. о яркости и контрасте

К сожалению, тему "Продолжение разговора, начатого на foto.ru" благополучно закрыли, так что попробую спросить здесь. Уж простите за занудство.
sabos сказал(а):
Однако если наблюдать эту пару одновременно (сложный стимул), то хорошо видно, что закон подобия не работает. Особенно в синих областях (также и в оранжевых). Именно эта проблема и получила название "blue turns purple".
До сих пор наивно считал, что эта проблема связана с несоответствием Lab (и т.п.) hue с perceptual hue, и ни к каким "сложным" стимулам отношения не имеет. Может, я что-нибудь в этой жизни упустил?

С уважением,
Алексей
 
Ответ: Обсуждение статей С.Н. и колл. о яркости и контрасте

alexnik сказал(а):
К сожалению, тему "Продолжение разговора, начатого на foto.ru" благополучно закрыли
Мы так договорились. Если желаете -- откроем.
 
Ответ: Обсуждение статей С.Н. и колл. о яркости и контрасте

alexnik сказал(а):
До сих пор наивно считал, что эта проблема связана с несоответствием Lab (и т.п.) hue с perceptual hue, и ни к каким "сложным" стимулам отношения не имеет.
Lindbloom конечно regard за такое доступное изложение проблем аддитивности и равноконтрастности. Но как вы считаете, если hue в LCH не соответствует "perceptual hue" (правильно говорить munsell-corrected hue), то будет ли соответствовать "родственное" XYZ? С учетом сказанного про Бернса и LUT-переход к munsell-corrected hue.
 
Ответ: Обсуждение статей С.Н. и колл. о яркости и контрасте

Говоря о "blue turns purple" - важно понимать первопричину эффекта. Первопричина в механизме реконструкции объема предметов, заложенном в мозг. Стереозрение плохо помогает анализировать объем мелочи всякой, оно лишь перспективу хорошо читает. Закройте один глаз - объем чашки на столе ведь не изменился. реконструкция построена на механизме анализа свето-тени предмета, анализе яркость/насыщенность (строго "субъективная яркость/полнота цвета") при стабильном hue. Почему hue стабильно (это важно)? Как известно, спектр однозначно определяет вещество. Помидор со всех сторон (и сверху, и снизу) покрыт веществом с одинаковым спектром поглощения. Там только условия освещения меняются ("субъективная яркость/полнота цвета"). Поэтому глаз ожидает от образ помидора стабильное hue во всем диапазоне свето-тени (сложный стимул). Если он фиксирует нарушения hue в предмете - он фиксирует гнилое пятно (ну за исключением оправданных рефлексов, например отсвета снизу от зеленой тарелки). Поэтому при преобразованиях hue имеет наивысший приоритет. И тут такая досадная неустойчивость при сложных стимулах. Alexey Shadrin может даже название этому феномену подскажет (Хант?).
 
Ответ: Обсуждение статей С.Н. и колл. о яркости и контрасте

sabos сказал(а):
Alexey Shadrin может даже название этому феномену подскажет (Хант?).
В контексте разговора о яркости и манипуляциях с яркостью (особливо при HDR mapping): неучет эффекта Бецольда-Брюкке (зависимость цветового тона стимула от его фотометриеской яркости) может привести к неожиданному загниванию помидора.
Сама по себе приоритетность hue в вопросах object recognizing выведена на передний план Хантом (из мне известного), поэтому, пожалуй я бы назвал это не столько феноменом, сколько "приоритетом Ханта" :)
 
Ответ: Обсуждение статей С.Н. и колл. о яркости и контрасте

Alexey Shadrin сказал(а):
Ну, да, 100000 может и многовато, но 25-30 тыс. не помешали бы (болельщикам :) )
Как известно из классической физики, энергия падает по квадрату расстояния. Человеческий слух отлично демонстрирует этот закон - отойдите на 10 м от источника звука. Ну как? Едва слышно. Но зрение опровергает этот закон. Я отхожу на 10 м от серой стены - она не становиться черной (даже в экспериментальных условиях, при едином точечном источнике света). Как так? А вот так устроено зрение. Срабатывает адаптация. О которой коллеги все время забывают.

А теперь вернемся к любимым Alexey Shadrin эволюционным механизмам. Какой диапазон держит адаптация? Эволюционно оправданный. Это сколько? когда я шастал по лесам и полям с фотометром и мерил контрасты от точки съемки.
 
Ответ: Обсуждение статей С.Н. и колл. о яркости и контрасте

Alexey Shadrin сказал(а):
эффекта Бецольда-Брюкке (зависимость цветового тона стимула от его фотометриеской яркости)
Я хотел бы уточнить. При преобразовании удержание самого hue может и пострадать (мне не важно, краснодарский это помидор или херсонский). Важно удержать соотношение, т.е. относительное hue в светах/тенях помидора.

Но с математической точки зрения проще тупо удерживать hue любой ценой (точность стального идиота). Ибо иначе придется сперва помидор распознать.
 
Ответ: Обсуждение статей С.Н. и колл. о яркости и контрасте

sabos сказал(а):
Важно удержать соотношение, т.е. относительное hue в светах/тенях помидора.
Об относительном hue я пока нигде ничего не читал, но сей тезис полностью согласуется с моим профессиональным опытом.
 
Ответ: Обсуждение статей С.Н. и колл. о яркости и контрасте

Alexey Shadrin сказал(а):
Об относительном hue я пока нигде ничего не читал, но сей тезис полностью согласуется с моим профессиональным опытом.
Относительное hue - это секретное оружие цветокорректора. Ибо в гамуте всегда можно найти соседнее местечко, где насыщенность чуть побольше. Вот и возишься со своими помидорами, разбрасывая их по гамуту :-).


Не по теме:
Расслабился я тут у вас. Завтра - последний день отпуска.
 
Ответ: Обсуждение статей С.Н. и колл. о яркости и контрасте

sabos сказал(а):
Но с математической точки зрения проще тупо удерживать hue любой ценой
Думаю, что сегодня с любой точки зрения (кроме точки зрения нашей зрительной системы): у нас нет ни внятной математической модели визуально-ментальной идентификации объектов, ни таких вычислительных мощностей, которые, имхо, потребовала бы такая модель. Если рассматривать iCAM как передний край в разработке моделей восприятия изображений, ориентированных в первую очередь на imaging industry, то там и "близко не лежало".
Поэтому, полагаю, в контексте разговора о манипуляциях с яркостью, вопрос о необходимости тупожелезного удержания цветового тона можно считать решенным. При этом хочу обратить особе внимание коллег (Сергея и Павла), что удержание CIE-координат цветности, к сожалению, мало что дает.
Вместе с тем, мне представляется (навскидку), что на удержание координат цветности можно аналитически опереться, а необходимые поправки взять из LUT-ов munsell-corrected hue... Последнее (при моем блестящем знании математики и программирования), полагаю, не должно сильно отяжелить матаппарат.
 
Ответ: Обсуждение статей С.Н. и колл. о яркости и контрасте

sabos сказал(а):
Как известно из классической физики, энергия падает по квадрату расстояния. Человеческий слух отлично демонстрирует этот закон - отойдите на 10 м от источника звука. Ну как? Едва слышно. Но зрение опровергает этот закон. Я отхожу на 10 м от серой стены - она не становиться черной (даже в экспериментальных условиях, при едином точечном источнике света). Как так? А вот так устроено зрение. Срабатывает адаптация. О которой коллеги все время забывают.

К сожалению ваши познания в классической физики ограничены: Энергия падает по квадрату расстояния только для точечных источников. До тех пор пока объект с однородной поверхностью не превращается в точечный, энергия, попадающая на единицу поверхности сетчатки, не зависит от расстояния до объекта. Поэтому ни о какой адаптации в этом случае не может быть и речи.
 
Статус
Закрыто для дальнейших ответов.