ParaType и советские шрифтовые гарнитуры

Вообще
ParaType help & info - Лицензионная информация
Прежде всего, мы ввели в юридическую практику понятие Шрифта как объекта авторского права: в результате принятия постановления Суда по Интеллектуальным Правам от 12 декабря 2014 года Шрифт получил защиту как произведение графики и программа для ЭВМ. Это позволило чётко определить в Лицензионном договоре объём передаваемых прав на Шрифт как произведение графики и Шрифт как программное обеспечение.
 
  • Спасибо
Реакции: Натуралист


ТЕРМИНЫ И ОПРЕДЕЛЕНИЯ

– «Шрифт» – произведение графики, дизайна, которое представляет собой характерное внешнее изображение букв, цифр и иных знаков.

– «Шрифтовое программное обеспечение» или «Шрифтовое ПО» – программа для ЭВМ, обеспечивающая загрузку соответствующего Шрифта в память Рабочей станции, сервера или веб-сервера и его практическое применение для создания соответствующих надписей и файлов.

— Из лицензии ПараТайп​

На сколько я понимаю, «шрифт» — это глобально, включая и металлические литеры. «Шрифтовое ПО» — созданный компьютерный шрифт. Если так, то это хреново.
 

Не по теме:
Присоединяюсь к вопросу suntory -- зачем нужно оцифровывать Литературную, если она и так уже многажды оцифрована...?
Может направить усилия в сторону их лучшего применения... например кириллизовать какой-то современный прикольный шрифт.
Или, например, есть недостаток в гарнитурах стилистики "серебренного века" (На одном Трактире и Гермесе/Герольде далеко не уедешь, а ретро сейчас в моде)

 

Не по теме:
Присоединяюсь к вопросу suntory -- зачем нужно оцифровывать Литературную, если она и так уже многажды оцифрована...?
Может направить усилия в сторону их лучшего применения... например кириллизовать какой-то современный прикольный шрифт.
Или, например, есть недостаток в гарнитурах стилистики "серебренного века" (На одном Трактире и Гермесе/Герольде далеко не уедешь, а ретро сейчас в моде)


Дело в том, что, Литературная — самый любимый шрифт, ностальгия по детству и юности, проведённых в библиотеке, за чтением биологической литературы. Именно этот (линотипная Литературная) шрифт, повествовал мне о ботанической номенклатуре, таксономии, систематике и морфологии сосудистых растений, анатомии беспозвоночных, и многих других интересных ребёнку вещах :) Именно по-этому, я хотел бы иметь в распоряжении именно такую Литературную, которую «впитал» вместе с молекулярной генетикой и энтомологией :)
 
Последнее редактирование:
А чем именно готовые не устраивают?
Кстати еще такая есть для TeX, с ограниченной лицензией
CTAN: /tex-archive/fonts/cyrillic/literat

Готовые не устраивают по ряду причин. Текущая паратайповская, не линотипная, а скорее монотипная, ну, и конечно, стоит денег; шрифт Хорошкина,— ручная; Квант Антиква,— тоже, ближе к монотипной и засечки режут глаз. Самый, на мой взгляд, лучший вариант, тот, который был изготовлен на деньги РФФИ, но там, очевидный недостаток — ограниченный набор символов, буква «т» в курсивном начертании, как латинская «м» и неверно отрисованные лигатуры «ff», «fi», «ffi», «fl» и «ffl». По-сути, я бы мог исправить лигатуры, букву «т», расширить набор символов до вменяемого и попробовать откернить всю эту кухню, но, это (судя по лицензии) будет преступлением века.

Кстати еще такая есть для TeX, с ограниченной лицензией
CTAN: /tex-archive/fonts/cyrillic/literat

Так это же и есть та, которая РФФИ? Разве нет? :)
 
Последнее редактирование:
ну, и конечно, стоит денег
Это дешевле, чем самому рисовать.
который был изготовлен на деньги РФФИ
Это вроде обычная Literaturnaya (Paragraph), специально там ничего особенного не изготавливалось.
Так это же и есть та, которая РФФИ?
Ну да.
но, это (судя по лицензии) будет преступлением века
Судя по лицензии ее только в TeX можно использовать, в остальном ПО только для просмотра.
Изменять нельзя, но рядом в Readme рассказывают (это уже не Параграф) как собираются ее переделать и уже переделали
You are not allowed:
- to make any changes to font and metric files, including reencoding;
TODO:
* add some more font shapes? underlined, overstroke, and spaced come to
mind...
* add some more faked glyphs
* write support in literat.sty for new versions of pdftex which do not
accept extended fonts in map files (in case of adding faked glyphs
which will require such fonts)
 
Если хотите непременно бесплатно распространять, то надо рисовать с нуля и назвать как-то по-своему. Можно перед этим спросить Паратайп будут ли они с вами судиться за это. :)
 
Если хотите непременно бесплатно распространять, то надо рисовать с нуля и назвать как-то по-своему. Можно перед этим спросить Паратайп будут ли они с вами судиться за это. :)

Ну да, с нуля, конечно. И назвать, например, «Научно-техническая», aka NauchnotehnicheskayaCyr, или даже NauchnotehnicheskayaMultilingval '))'

А спросить у ПараТайп, это призабавно: «Уважаемые коммерсанты, ваша Литературная, дерьмо недостойна моего внимания, по-сему, решил свою изваять. Не оскорбит ли Вас мой творческий порыв и не доставите ли Вы мне опосля, юридических хлопот?» '))'
 
Последнее редактирование:
«Уважаемые коммерсанты, ваша Литературная, дерьмо недостойна моего внимания, по-сему, решил свою изваять. Не оскорбит ли Вас мой творческий порыв и не доставите ли Вы мне опосля, юридических хлопот?»
Ну да, только без дерьма и коммерсантов.
 
@suntory, ещё такой вопрос: не знаете ли вы, где можно раздобыть документацию или изображения глифов Литературной в достаточном для отрисовки разрешении? Или отдельную тему создать и предложить народу поделиться кто чем может, вдруг, чего у кого-нибудь да есть?
 
@Ivan_ наверное знает, что-то было давно на эту тему на ProDTP.
 
  • Спасибо
Реакции: Ivan_
Как я понимаю они наследники НПО Полиграфмаш и его оцифровок, имена думаю зарегистрированы, делать свои оцифровки думаю можно без последствий, но я не юрист.
Не известно, насколько они не самозванные наследники. Имена наверняка зарегистрированы как товарные знаки, это каждый может, и не будучи наследником, если в данном поле знак не был уже кем-то зареген на себя.
Так или иначе, вопрос авторского права на рисунки глифов исторических шрифтов сложен и частному лицу противостоять фирме не по карману. (см., например, случай Успенского и нового Простоквашино. А Успенский известен скандальностью и выигранными процессами о право на Чебурашку.). Плюс есть еще разница между авторскими и имущественными правами. Были суды и по вопросу этих прав на произведения, созданные в рамках трудовых отношений.
Вопросы эти сложны, и на мой взгляд, лучше заниматься собственными проектами, можно и по мотивам. Тем более, что исторические шрифты имеют специальные «фичи», связанные с особенностями технологии: монотайп, линотайп, фотонабор для высокой/глубокой/офсетной печати, с компенсацией низкого качества печати. Поэтому рисунок так или иначе нужно переосмысливать и рисовать с нуля. А в таком подходе никакой Паратайп уже страшен.
 
...им на ваучеры шрифты выдвыли
 
Ну это бывшие сотрудники Полиграфмаша
Это не автоматическое основание для получения права на произведение, созданное в рамках трудовых отношений. Авторы получали зарплату, платило государство, а у государства своих денег нет. И т.д. Насколько я в курсе, если произведение создано в рамках постоянной работы по договору найма, с выплатой зарплаты, то авторское право принадлежит автору/ам, а имущественные права – работодателю. То есть, переход автора в другую организацию не является основанием для переноса имущественных прав на произведение на нового работодателя. Скорее всего мы имеем дело с обычной дикой приватизацией. Но, поскольку, шрифт не является сколько-нибудь значимым, в глобальном смысле, для общества, на Паратайп никто особо не нападает.
 
А вообще, это очень плохо. Вот, сделали они оцифровку гарнитуры (абстрактной), получилось — говно. Кто-то, желает (а может быть и способен) сделать лучше, но, не может, так как получит в ответ целую котомку юридических претензий от «правообладателя». А всё потому, что им нужны деньги. Надо продавать свою поделку, деньги зарабатывать. Я бы купил у них шрифт, на Литературную мне денег не жаль, вот, только, шрифт не тот, что мне нужен. Раз уж, они и ограничили права на эту и другие гарнитуры, то пусть отрисовывают все варианты — ручной, монотипный, линотипный и др., согласно ГОСТ-у 3489.33-72 и другим. Если нарисовать самому нельзя, так хоть купить готовый и качественный продукт, имея выбор.

Это тоже самое (ну, почти то же самое), как ограничить пошив носков по лицензии: один производитель-монополист, шьёт носки, которые рвутся через день но́ски, но, сам качественных носков, ты сшить не можешь — по судам затаскают.