ParaType и советские шрифтовые гарнитуры

ещё такой вопрос: не знаете ли вы, где можно раздобыть документацию или изображения глифов Литературной в достаточном для отрисовки разрешении?
Есть каталог шрифтов Ленполиграфмаша, и у меня он тоже есть и именно литературную я оттуда сканировал с высоким разрешением. Но сейчас могу разве что переснять.
 
Есть каталог шрифтов Ленполиграфмаша, и у меня он тоже есть и именно литературную я оттуда сканировал с высоким разрешением. Но сейчас могу разве что переснять.

Я, право, не знаю, какого качества получится материал при фотосъёмке, насколько достаточный, для отрисовки. Завтра (уже сегодня получается), @Ivan_ обещал скинуть в тему сканы литературной из каталога лениздата 1975 года, под редакцией Непомнящего. Но, если у вас другой каталог (Ленполиграфмаш и Лениздат, вроде бы две разные организации), то, было бы очень полезно. Мне, чем больше и обширнее материал, тем лучше. Я решил конкретно засесть за шрифт :)
 
Вот тебе и Паратайп. Интересно, РФФИ, при заказе у них шрифта, отмечала ли какие-то его свойства, набор символов или внешний вид глифов? Если да, то паратайповцы их основательно нагрели и заработали себе на хлеб с маслом.

Это, в частности, последствия москвоцентризма, да и не только.
Было TeX сообщество, CyrTUG (Ассоциация пользователей системы TeX). В рамках неё делались и шрифты под TeX, фактически руководило этим издательство МИР, Ирина Моховая (она была секретарём CyrTUG), шрифты рисовала Оля Лапко, тоже из МИР'а. Но там шрифты очень специфические, в формате MetaFont, который практически язык шрифтового программирования.

РФФИ далало как то самостоятельно, практически в тайне. Думается мне, не только Паратайп руки погрел :)

По этим вопросам была специализированная конференция в Москве, где то на день собрались всего...
Там были и представители ПараТайп, вопросы по поводу лицензий на Литернатурную, этот PSCyr и т.п. шрифты неизвестного происхождения им задавались, ответ был на уровне, используйте, мы не возражаем, в суд подавать по этом поводу не будем.
Естественно, никаких письменных обязательств :)
 
Он, родимый. И если это мои сканы, то я их на максимуме сканировал...

Жду не дождусь этих сканов уже :) Хочу скорее приступить к созданию дублирующихся элементов — засечек, штрихов, капель, овалов. На работе, всё равно делать не́черта :)

А как выглядят страницы в этом каталоге? Хотелось бы, чтобы были представлены 4 начертания, с латинским и кириллическим алфавитами, цифрами, а то, в некоторых каталогах, демонстрирующих шрифты, просто хаотичный набор символов, или, чего хуже, предложение выпить чаю с французскими булками, или про широкую электрификацию южных губерний '))'
 
Последнее редактирование:
@Натуралист,
Ну вот тебе фото 6 пт.
Вроде достаточно высокое разрешение и видны даже дефекты литер.
Ну и повод задуматься над степенью стоящей задачи, т.к. не достаточно отрисовать буковки по скану.
Нужно выявить повторяющиеся элементы, ширины штрихов, понять закономерности.

DSC09401.JPG


Не по теме:
P.S. А что на гуглодрайв ссылки нельзя? Картинки же здоровые будут...
 
@Натуралист,
Ну вот тебе фото 6 пт.
Вроде достаточно высокое разрешение и видны даже дефекты литер.
Ну и повод задуматься над степенью стоящей задачи, т.к. не достаточно отрисовать буковки по скану.
Нужно выявить повторяющиеся элементы, ширины штрихов, понять закономерности.

Посмотреть вложение 105323


Не по теме:
P.S. А что на гуглодрайв ссылки нельзя? Картинки же здоровые будут...

Это хорошо, но, 6 пт., всё же мало для рисования :) но, текст чистый, приятный, особенно, в тех местах, где краски поменьше. А там текст только, или алфавиты тоже есть? А как с начертаниями? Или там, даже каждому кеглю столько внимания?

Задача суровая, я уже морально подготовился, решил отказаться от вечернего пива и обложился литературой по технике создания шрифта :) А закономерности, отследил и законспектировал по параграфовской Литературной, хоть и не совсем то, но всё же, для информации пригодится. Конечно, я досконально изучу сканы, сделаю промеры и только потом приступлю к рисованию.

Ну, @Ivan_ сказал, что выложит в теме :) Может быть всё же зальёт на какой-нибудь файлообменник…
 
Может быть это что-то вроде оптической компенсации и типа, так должна выглядеть Литературная для обычного, книжного текста, а паратайпщики рисовали с крупных кеглей?
Скорее с разных кеглей, плюс была документация, эскизы и люди с опытом проектирования металлического набора.
На бумаге отпечаток не идеальный, буквально воспроизводить его плохая идея. Думаю никаких брусковых засечек как у вас ни в каком кегле Литературной не было. Вам не столько образцов не хватает, сколько понимания рисунка шрифта.
 
Последнее редактирование:
А там текст только, или алфавиты тоже есть? А как с начертаниями?
Иногда есть, но не всегда. Литературная в 4 версиях, Линотипная, ручная, ручная крупнокегельная. машинная крупнокегельная. Все начертания и размеры имеющиеся в кассе, насколько понимаю.

Думаю никаких брусковых засечек как у вас ни в каком кегле Литературной не было.
От кегля тоже зависит. В разных кеглях по хорошему начертания отличаются, в мелких, обычно, рисунок глифа упрощён.
Даже в Type1 шрифтах присуттвует механизм голубых зон, в которых флексы выравниваются на низких разрешениях.

В том же Компьютер Модерне (шрифты TeX) вообще глифы заменяются на упрощённую версию.
 
@suntory, А вот здесь флексов практически нет... Хотя они, конечно, нарисованы, но я бы прямую ставил...
 

Вложения

  • DSC09404.JPG
    DSC09404.JPG
    336.3 КБ · Просм.: 772
Он, родимый. И если это мои сканы, то я их на максимуме сканировал...
Нет, это мои сканы 'yes' но я их тоже сканировал на максимуме [600 dpi] — делал по просьбе Николая Дубины во время оно, ещё в 2004-м.
Правда, изображения не обрабатывал потом никак: не выравнивал и т.д.
Самый крупный кегель, при котором на страницу поместились и строчные, и прописные, и цифры — 36.
Ну а вообще самый крупный в этом каталоге — 48.

Вот, к примеру, прямое светлое и прямое полужирное начертания, кегель 36:
 

Вложения

  • 129-260_Lrn36.jpg
    129-260_Lrn36.jpg
    214.8 КБ · Просм.: 707
  • 129-260_Lrb36.jpg
    129-260_Lrb36.jpg
    250 КБ · Просм.: 831
  • Спасибо
Реакции: suntory
Да, вот ещё узкое полужирное (светлого нет), кегель 36

и три странички 48-м
 

Вложения

  • 129-260_Lub36.jpg
    129-260_Lub36.jpg
    220.1 КБ · Просм.: 798
  • 131-265_Lrn48.jpg
    131-265_Lrn48.jpg
    193.7 КБ · Просм.: 469
  • 132-267_Lrb48.jpg
    132-267_Lrb48.jpg
    219.1 КБ · Просм.: 688
  • 134-270_Lub48.jpg
    134-270_Lub48.jpg
    233.1 КБ · Просм.: 799
Там безусловно с ручной сделано и вид более архаичный, схожий со старыми книгами
А чем тогда этот не устраивает кстати?
Воссоздание старых шрифтов
образцами послужили оттиски шрифтов из Каталога второй типографии издательства Академии наук СССР, 1962 год и Каталога ручных и машинных шрифтов, Издательство Книга, 1969 год.
"т" в курсиве и лигатурами? Можно попробовать с ним договориться, может даже бесплатно сделает. Сам шрифт вполне доступный.
 
  • Спасибо
Реакции: Dmitrij M
А на сканах-то — ручная! :) Сразу видно, по каплям на верхних ветвях «Ж» и «К» '))'
 
А чем тогда этот не устраивает кстати?
Воссоздание старых шрифтов

"т" в курсиве и лигатурами? Можно попробовать с ним договориться, может даже бесплатно сделает. Сам шрифт вполне доступный.

Так, ручной не надобен. Он сильно отличается от линотипной, и если его просить переделать, он явно отправит на хутор бабочек ловить. А переделывать надо много…
 
Он сильно отличается от линотипной
А линотипный это как паратайповская Литературная? Проще тогда попробовать с ними договориться о другой букве "т" и заплатить, чем заново все рисовать. Разве что совсем делать нечего и есть спортивный интерес. Только для первого в жизни шрифта она сложноватая, или у вас уже есть опыт?
 
А линотипный это как паратайповская Литературная? Проще тогда попробовать с ними договориться о другой букве "т" и заплатить, чем заново все рисовать. Разве что совсем делать нечего и есть спортивный интерес. Только для первого в жизни шрифта она сложноватая, или у вас уже есть опыт?

Да, линотипная, это как паратайповская для РФФИ, но и там, как я уже писал не все глифы как в ГОСТ-овской линотипной. А спортивный интерес есть, кроме того, хочется, чтобы шрифт был именно таким, каким он видится именно мне.

Некоторый опыт есть, но, это были большей частью акцидентные шрифты и логотипы. Ещё лежит недоделка акцидентного шрифта, по мотивам рисунка букв с обложки старых версий журнала «Советская ботаника». У меня всё советское'))' Много отрисовывал советских эмблем и логотипов, например, издательств — «Детская литература», «Наука», «Мысль», Центральное телевидение и радиовещание, «Диафильм» и пр. Вот, например, шрифты с обложек монументальных трудов советских биологов — шеститомников «Жизнь животных» и «Жизнь растений»:

333.png

Но, это так, для себя. Коммерческие вещи, на работе, которыми я зарабатываю деньги на пропитание — сущее говно, как собственно и все коммерческие проекты.