Правило Найквиста в контексте сканирования

Статус
Закрыто для дальнейших ответов.
Ответ: Правило Найквиста в контексте сканирования

Alexey Shadrin сказал(а):
Так в том-то и дело, что они отфильтрованы почти в ноль: сравните два графика из аттача. Слева MTF лучшей по данному параметру цветной обращаемой пленки (слайд) -- Fujichrome Velvia 50, справа -- MTF одного из лучших объективов -- Rodenstock Apo Syronar S 180. Перемножьте графики и увидите, что всем выходящим за пределы 20 цикл/мм можно практически пренебречь при оцифровке.
Ну-ну. Почитайте-ка звукооператорские и аудиофильские форумы. Там та же оцифровка, только ещё проще - функция одномерная. Когда-то в учебниках писали "можно пренебречь" и аудио аппаратура с коэффициентом гармонических искажений (о, и здесь гармонический анализ) 1% считалась высококлассной. Сейчас гонятся за 0,001% и ниже. Да только вот времена меняются. Меняются методы обработки, меняются методы оценки.
Я писал, что имеет смысл учитывать любые остатки полезного сигнала выше уровня шумов (кстати, кепстральный анализ помогает заглянуть и ниже). Если в вас есть хоть капля перфекционизма, Вы со мной согласитесь.
Теоритически, можно из сколь угодно мягкой оптики восстанавливать сколь угодно четкие изображения. Ограничение здесь - уровень шумов систмемы. Задача отфильтровать "в ноль" частоты выше заданной (например, Котельникова-Найквиста) вообще-то нетривиальна. И есть вполне обоснованные надежды, что приведённый в пример объектив прорисует детали с частотой 100 пар/мм, просто с очень маленьким контрастом.
Классические тесты разрешающей способности с мирами по сути и есть определение границы, на которой сигнал (штрихи) перестаёт быть различим на фоне шума (зерна). Причём, если ещё есть хоть намётки на изображение - до этих частот имеет смысл сканировать. Только сейчас посмотрел сообщение - RESOLVING POWER.

На основании собственного опыта и сообщений коллег, мои соображения:

1. Следует рассматривать разрешение Resolving Power как базовое для конкретной плёнки. Что там нарисовал объектив пока не важно. Если плёнка хорошо проработала, даже после мутного объектива гармоническими преобразованиями можно сделать ясное изображение. Разумеется в пределах шумов. В данном случае шумов плёнки. Всё, что выше по пространственной частоте, не интересует, так как не регистрируется. На этом этапе определяется разрешение архивного файла-скана.

2. Сканер - не идеальный аналогово-цифровой преобразователь. Не удовлетворяет критерию Котельникова-Найквиста потому, что не имеет на входе идеального фильтра нижних частот. Или хотя бы фильтра с высокой крутизной характеристики, например, чтобы частота 1000 пар на дюйм проходила, а 1200 пар на дюйм был ноль. Самый эффективный метод борьбы с проблемой филтрации - oversampling - передискретизация с последующей цифровой фильтрацией. Так как методы цифровой фильтрации практически идеальны (хотя некоторые разработчики халтурят в угоду скорости), такой приём позволяет заменить плохо работающий на частотах в районе Котельникова-Найквиста аналоговый фильтр на идеальный цифровой. В аудио, для примера, часто применяется 4-8 кратная передискретизация. Такой подход позволит снизить уровень шумов за счет блокировки переноса спектральных составляющих выше половины частоты дискретизации в полезную область. Попробую проще - если сканировать в внесколько раз более высоком разрешении (лучше 2, 4, 8 раз - кратно степени 2), то шум зерна, прорвавшийся через оптику сканера на сенсоры, лежащий выше выбранного разрешения по частоте, не будет попадать в полезное изображение. Что возможно при обычном сканировании сразу в нужное разрешение.

3. Увеличение разрешения сканирования в 2 раза, уровень шума самого сканера уменьшится почти в SQR(2) раза. В четыре раза более высокое разрешение даст меньшение уровня шума до 2-х раз и так далее до физического разрешения самого сенсора. Это верно для сканера с линейкой пикселов.

Эти соображения пока касаются только полной регистрации информации с плёнки. Визуальная значимость этой информации может появится в ходе дальнейшей обработки и осмысления. Это другой вопрос.

P.S. про поворот: Рассматривать штрихи с частотой Котельникова-Найквиста некорректно. Меньше по частоте - можно. Если вы вращаете решётку, да, по одной оси частота поднимается, но не забывайте - дискретизация двумерна - по другой оси частота будет падать. То есть, как не вращайте решётку пар линий с частотой ниже Котельникова-Найквиста, она всё равно будет корректно зарегистрирована :) .

5% яркостного контраста -- это почти порог визуального отличия.

ВОПРОС: зачем цифровать, если не видно?
Ну, Алексей, Вы даёте. Вижу у Вас подход к работе на цифровой технике как к аналоговой. Что мешает измерить MTF системы и поднять эти самые 5% до 100% в цифре? Только шумы, читай, зерно. Тогда и будет ясно какое разрешение применимо и где остановиться. В каких-то случаях предельные шумы будут приемлемы для повышения разрешения. В каких-то нет.
 
Ответ: Правило Найквиста в контексте сканирования

Alexey Shadrin сказал(а):
Подожди-подожди: мы здесь говорим о том, корректно ли применять правило Найквиста по той схеме, что я описал в первом посте. Пока никто не возразил. И, кстати, ты тоже ;)

Не очень хочется писать сюда формулировку, поскольку Вы, Алексей, не любите математику, но придется.

В одной из формулировок:
Теорема Котельникова гласит, что, если аналоговый сигнал x(t) имеет ограниченный спектр, то он может быть восстановлен однозначно и без потерь по своим дискретным отсчётам, взятым с частотой более удвоенной максимальной частоты спектра Fmax. (дальше есть еще много букв и формул).

Так вот, под спектром здесь понимается, как ни странно, разложение в гармонический ряд, т.е. сумму гармонических колебаний (синусы или косинусы, что кому больше нравится).

Теперь к нашим баранам. Если мы пишем, что МТФ у нас 100%, т.е. абсолютно резкие границы штрихов, то при разложении этого сигнала в гармонический ряд мы получим бесконечный спектр. Это уже противоречит условию любимой всеми теоремы. С практической точки зрения это все значит, что если мы имеем очень резкие переходы, то сканировать это надо с разрешением много большим, чем "частота" линий миры. В практической науке "много больше" обычно означает "в 10-20 раз".

Вот, кстати хорошая анимация этого безобразия:
http://physics.nad.ru/Physics/Cyrillic/h10_tmp.htm
Анимация показывает сумму первых 10 гармоник меандра. Первая гармоника соответствует синусу. Добавление гармоник высшего порядка приводит к искажению синуса и сумма первых десяти гармоник представляет собой практически идеальный меандр.
 
Ответ: Правило Найквиста в контексте сканирования

Serge_e сказал(а):
Так вот, под спектром здесь понимается, как ни странно, разложение в гармонический ряд, т.е. сумму гармонических колебаний (синусы или косинусы, что кому больше нравится).

Теперь к нашим баранам. Если мы пишем, что МТФ у нас 100%, т.е. абсолютно резкие границы штрихов, то при разложении этого сигнала в гармонический ряд мы получим бесконечный спектр. Это уже противоречит условию любимой всеми теоремы.
Serge_e Как ни стано, но если посмотрите ссылку в соседней теме http://club.foto.ru/forum/20/454366, то там Алексей приводит изображение миры, которая снимает Ваши возражения. Я так понимаю, он взял её из книги, которую пишут не глупые люди.
 
Ответ: Правило Найквиста в контексте сканирования

Serge_e сказал(а):
Если мы пишем, что МТФ у нас 100%, т.е. абсолютно резкие границы штрихов...
Значение MTF 100% означает только 100% контраст, но не резкие границы штрихов. При 100% MTF синусоидальные штрихи передадутся с исходным контрастом. А вот прямоуогольные штрихи превратятся в "замыленные". И хотя контраст от пика до пика может быть больше 100%, границы штрихов не обязаны быть резкими на высоких частотах.
 
Ответ: Правило Найквиста в контексте сканирования

igors сказал(а):
Serge_e Как ни стано, но если посмотрите ссылку в соседней теме http://club.foto.ru/forum/20/454366, то там Алексей приводит изображение миры, которая снимает Ваши возражения. Я так понимаю, он взял её из книги, которую пишут не глупые люди.

Если речь идет о мире с переменным периодом, то она мои "возражения" только подтверждает, поскольку гармоническая (синусоидальная).

Прочитайте, пожалуйста, внимательно формулировку т. Котельникова/Найквиста/Шеннона и границы ее применимости.

Попробую написать еше немного букв. В тереме написано, что сигнал имеет ограниченный [сверху] спектр. С точки зрения математики это значит как минимум то, что сигнал периодический, поскольку у непереодических сигналов спектр бесконечен. Если теперь пойти обратно и посмотреть, что мы можем восстановить по нашим отсчетам, то получается, что для частоты дискретизации 2F мы можем точно восстановить гармонический сигнал частоты F (в полном соответствии с теоремой) и/или некий сигнал, представляющий собой сумму гармонических сигналов с частотами f, такими что 0<f<F (сторого должен стоять знак "меньше или равно").

Проблемы с прямоугольными мирами и их сканированием в том, что нам кажется, что если на мониторе получается 1 черная (однопиксельная) линия и рядом с ней белая, то все хорошо и мы достигли предела по разрешающей способности (сканера, камеры...). Это не совсем так.
 
Ответ: Правило Найквиста в контексте сканирования

Serge_e сказал(а):
... Если теперь пойти обратно и посмотреть, что мы можем восстановить по нашим отсчетам, то получается, что для частоты дискретизации 2F мы можем точно восстановить гармонический сигнал частоты F (в полном соответствии с теоремой) и/или некий сигнал, представляющий собой сумму гармонических сигналов с частотами f, такими что 0<f<F (сторого должен стоять знак "меньше или равно").
Если заметили, никто не ставит задачи восстановить сигнал, задача получить оценку, причем получаем нижнюю оценку. И я даже ну думаю, что её нужно усиливать. У Вас то предложений нет.
Serge_e сказал(а):
Проблемы с прямоугольными мирами и их сканированием в том, что нам кажется, что если на мониторе получается 1 черная (однопиксельная) линия и рядом с ней белая, то все хорошо и мы достигли предела по разрешающей способности (сканера, камеры...). Это не совсем так.
Опять же, это оценка. А Ваши предложения?
 
Ответ: Правило Найквиста в контексте сканирования

Serge_e сказал(а):
Попробую написать еше немного букв. В тереме написано, что сигнал имеет ограниченный [сверху] спектр. С точки зрения математики это значит как минимум то, что сигнал периодический, поскольку у непереодических сигналов спектр бесконечен.
Допишу буковок, поскольку наши изображения ограниченны в пространстве, то обычно функцию заданную на ограниченном промежутке доопределяют периодически на все пространство и имеют как минимум ограниченный [сверху] спектр.
 
Ответ: Правило Найквиста в контексте сканирования

Alexey Shadrin сказал(а):
5% яркостного контраста -- это почти порог визуального отличия.
В наилучших условиях мы имеем порог около 0.3%. Другой вопрос, что мы не всегда имеем наилучшие условия, бывает, что и 10% визуально неразличимо. Также недавно обсуждали.
 
Ответ: Правило Найквиста в контексте сканирования

Alexey Shadrin сказал(а):
Доброе утро!
Коллеги, растолкуйте, пожалуйста, следующий момент.

Вообразим, что на некоей идеализированной фотопленке имеется изображение, целиком реализующее разрешающую способность этой пленки, то есть сделанное идеальной оптикой.

Согласно данным из технической документации разрешающая способность этой пленки 600 цикл/дюйм, то есть, 600 пар линий/дюйм при MTF = 100%. Для удобства примем то, что при 601 паре линий и выше MTF = 0. Для удобства.

Во многих источниках написано, что "согласно правилу Найквиста", приложенному к данной задаче, пространственное разрешение сканирования должно составить 1200 цикл/дюйм (в два раза больше), то есть 2400 dpi.

Вопрос: верны ли рассуждения? И если нет, то почему?

Спасибо.


Осталось непонятнам,как была определена автором темы разрешающая способность плёнки.Смотрим даташит: http://www.fujifilm.ru/products/pro_film/positive/pdf/velvia_rvp_AF3-960E.pdf .Пункт 17 ,разрешающая способность (RESOLVING POWER )160 линий на миллиметр,что составляет 80 циклов/мм или 1960 циклов/дюйм.Далее повторяя расчёты автора ,получаем минимально необходимое пространственное разрешение сканирования 3920 цикл/дюйм (в два раза больше), то есть 7840 dpi.Что принципиально больше предлагаемых автором 2400 dpi.


Расчитываю,что автор темы не обойдет этот пост молчанием. И даст свой комментарий.

P.S. Пардон,не получаеться у меня дать ссылку...адрес режеться...вот он в другой форме fujifilm.ru/products/pro_film/positive/pdf/velvia_rvp_AF3-960E.pdf
 
Ответ: Правило Найквиста в контексте сканирования

Saha сказал(а):
разрешающая способность (RESOLVING POWER )160 линий на миллиметр,что составляет 80 циклов/мм или 1960 циклов/дюйм.
...

Расчитываю,что автор темы не обойдет этот пост молчанием. И даст свой комментарий.
Что за официоз, Саша? :)

Саша...

Эти 160 линий пленка выдает при контрасте пары линий В СЦЕНЕ 1000:1 (3D !!!). Да где же ты видел такие контрасты в нормальных сценах на краях обычных объектов со коэф. отражения порядка 18-30%?

А вот на контрасте 1.6:1 -- что типично для травинок, былинок и пр. (за которые мы отчаянно боремся) -- разрешалка падает до 80 линий. Следовательно: 7840/2 = 3920., то есть "классические" 4000 dpi.

Я смотрел на график MTF в первую очередь и полагаю, что на участке 20-50 циклов передача контраста падает отвесно, потому что вклад вносит почти отвесное падение MTF большинства объективов.

Наверное, если применять экстрарезкую непластичную оптику, то можно выйти на визуально значимые цифры краевых контрастов и необходимость поднять разрешалку до 4000 dpi. Наверное...
 
Ответ: Правило Найквиста в контексте сканирования

Кстати говоря, 3D контраста недостижимы на отражение. Это значит, что измерение проводилось на просвет, либо вообще экстраполяцией. Твой Эпсон, к примеру, при печати на глянце выдает максимум 2.25 D.
 
Ответ: Правило Найквиста в контексте сканирования

Alexey Shadrin сказал(а):
Что за официоз, Саша? :)

Саша...

Эти 160 линий пленка выдает при контрасте пары линий В СЦЕНЕ 1000:1 (3D !!!). Да где же ты видел такие контрасты в нормальных сценах на краях обычных объектов со коэф. отражения порядка 18-30%?

А вот на контрасте 1.6:1 -- что типично для травинок, былинок и пр. (за которые мы отчаянно боремся) -- разрешалка падает до 80 линий. Следовательно: 7840/2 = 3920., то есть "классические" 4000 dpi.

Я смотрел на график MTF в первую очередь и полагаю, что на участке 20-50 циклов передача контраста падает отвесно, потому что вклад вносит почти отвесное падение MTF большинства объективов.

Наверное, если применять экстрарезкую непластичную оптику, то можно выйти на визуально значимые цифры краевых контрастов и необходимость поднять разрешалку до 4000 dpi. Наверное...

Во-первых...цитирую тебе тебя самого,твоё начало темы :"Вообразим, что на некоей идеализированной фотопленке имеется изображение, целиком реализующее разрешающую способность этой пленки, то есть сделанное идеальной оптикой." Сам всё идеалезировал.

Во-вторых.....Про контраст 3D в реальных сценах...такой контраст сплошь и рядом на зимних сценах с солнцем...особенно на твоих...ты любишь снять фактуру снега в контровике...вот там и будут высокие D

Далее.... про типичную оценку контраста в 1.6:1 в пейзажной сцене ,промолчу просто из уважения

Про ."экстрарезкую непластичную оптику"....возмём типично "непластичный Цейс" (тебе уже приводили это):Вот что она пишет в информационном письме по поводу своих шириков для Икона (это пленочные объективы, кстати). И это официальная информация: "The result was a whopping 400 lp/mm on film, recorded with the Biogon 25 at f/4 in the center of the image. This value, 400 lp/mm, corresponds to the maximum resolution theoretically possible at f/4; in other words it represents the calculated ”diffraction limited” performance at this aperture.

Кратенько перевожу на русский:
у Биогона на диафрагме 4 по центру кадра по данным самого Цейса 400 пар линий на мм.
что практически подошло к дифракционному пределу оптики на данной диафрагме. Соответственно, результирующая картинка на слайдовой пленке будет (при таких параметрах оптики) целиком и полностью определяться способностями пленки. Способности пленки марки Вельвия уже указаны в этом треде. Соответственно если мы хотим понимать гле пределы разрешения по сканированию, давайте исходить из возможностей фотопленки как достаточного критерия


Зачем напрягать зрение пытаясь из графиков оценить РС,если производитель привел РС прямо в даташите....графики оценочные...легко ошибиться

Впрочем это всё уже было. club.foto.ru/forum/
...и опять...будет:) Те же самые расчеты...дебаты...и опять те же самые расчеты на другом форуме:)
 
Ответ: Правило Найквиста в контексте сканирования

Alexey Shadrin сказал(а):
Кстати говоря, 3D контраста недостижимы на отражение. Это значит, что измерение проводилось на просвет, либо вообще экстраполяцией. Твой Эпсон, к примеру, при печати на глянце выдает максимум 2.25 D.


Автор темы задал..некую модель ..что-бы понять теоретический предел....
Можно взять контраст 300:1...будет 120 линий на мм.

А чем плохо на просвет при фотосъёмке...реальная сцена не отпечаток с Эпсона...она может иметь и более 3D
 
Ответ: Правило Найквиста в контексте сканирования

Коллеги, количество ошибок в теме огромно, просто не в силах все прокомментировать. Начну с конца:
Saha сказал(а):
This value, 400 lp/mm, corresponds to the maximum resolution theoretically possible at f/4; in other words it represents the calculated ”diffraction limited”
Дифракционный предел нельзя измерять в миллиметрах, только в угловых величинах.
Saha сказал(а):
реальная сцена не отпечаток с Эпсона...она может иметь и более 3D
Реальная сцена и 7D может иметь. Но увы, реальный фотоаппарат убивает диапазоны, дефект обычно называют flare. Причем паразитная засветка приходит даже не из стекла, не из корпуса. Основной источник flare - сам сенсор. Ведь он не все упавшие фотоны захватывает/поглощает. Наилучшие сенсоры (например глаз) имеют эффективность под 70%, и то лишь в своем максимуме чувствительности. Куда деваются остальные фотоны? Правильно - переотражаются, многократно переотражаются, переотражаются до тех пор, пока наконец не будут поглощены. Поглощены в т.ч. сенсором (пусть фотопленкой). В другом месте поглощены, т.е. рассеяны.
 
Ответ: Правило Найквиста в контексте сканирования

sabos сказал(а):
Коллеги, количество ошибок в теме огромно, просто не в силах все прокомментировать. Начну с конца:
Дифракционный предел нельзя измерять в миллиметрах, только в угловых величинах.
Реальная сцена и 7D может иметь. Но увы, реальный фотоаппарат убивает диапазоны, дефект обычно называют flare. Причем паразитная засветка приходит даже не из стекла, не из корпуса. Основной источник flare - сам сенсор. Ведь он не все упавшие фотоны захватывает/поглощает. Наилучшие сенсоры (например глаз) имеют эффективность под 70%, и то лишь в своем максимуме чувствительности. Куда деваются остальные фотоны? Правильно - переотражаются, многократно переотражаются, переотражаются до тех пор, пока наконец не будут поглощены. Поглощены в т.ч. сенсором (пусть фотопленкой). В другом месте поглощены, т.е. рассеяны.

Зная рабочий отрезок объектива угловые величины легко переходят в миллиметры на плёнке.

Раз производитель сенсора смог создать на плёнке контраст 1000:1 при экспонировании радиальной миры через объектив..значит эффективность ПЛЁНКИ позволяет.Свойства фотоаппарата автор отбросил ...создав " изображение, целиком реализующее разрешающую способность " оной

Александр,согласен с тем ,что ошибок в теме хватает.....но полезней поправив некорректности в терминах перейти к самой проблеме
 
Ответ: Правило Найквиста в контексте сканирования

Saha сказал(а):
Зная рабочий отрезок объектива угловые величины легко переходят в миллиметры на плёнке.
Согласен. Но все же лучше не упускать этот момент. Все мы хорошо знаем, как из вещей «очевидных» строятся сказки.
Saha сказал(а):
Раз производитель сенсора смог создать на плёнке контраст 1000:1 при экспонировании радиальной миры через объектив
Здесь насчет объектива не уверен. Вполне возможно, что производитель тестировал resolution своей пленки (своего сенсора) иной методикой. Например контактно (image-to-emulsion) можно обойти большую часть проблем рассеивания.
Не по теме:
А потом высококонтрастным химпроцессом (lit-process) догнать дин.диапазон. Сверхвысокоразрешающие (до 500 cycles per mm) миры так делают.

Saha сказал(а):
Свойства фотоаппарата автор отбросил ....но полезней поправив некорректности в терминах перейти к самой проблеме
Я уже две попытки перейти к самой проблеме сделал в черновиках. Не получается связный текст. Здесь не столько некорректности в терминах, здесь огромные понятийные пропуски, здесь несколько важных вопросов опущено — здесь «вопрос задан неправильно» (с).
 
Ответ: Правило Найквиста в контексте сканирования

igors сказал(а):
Если заметили, никто не ставит задачи восстановить сигнал, задача получить оценку, причем получаем нижнюю оценку. И я даже ну думаю, что её нужно усиливать. У Вас то предложений нет.
Опять же, это оценка. А Ваши предложения?

Вопрос Алексея звучит несколько неопределенно, и его можно трактовать двояко: (1) надо точно отсканировать изображение; (2) надо посчитать число линий на мире.

Мое предложение написано выше - (1) для корректрого сканирования изображения с максимальным числом контрастных линий F/мм необходимо сканировать с разрешением не 2*F/мм, а в несколько раз более высоким (в полном соответствии с т.К./Ш./Н.). (под F здесь понимается общее число линий)

Если же наша задача состоит только в том, чтобы эти линии различить (2), то условие сканирования с разрешением 2*F/мм будет необходимым (и скорее всего достаточным).

Если Вас не убеждают слова, нарисуйте на бумаге прямоугольники штриховой решетки, под ними ряд квадратиков, изображающих сканирующую линейку и посмотрите какой будет результирующий сигнал при разных положениях линейки относительно миры.


Не по теме:
Когда мы используем (в данной ситуации пытаемся использовать) какой-то инструмент, то следует это делать корректно. Если в этом форуме написать в неправильном контексте слова "контрастность", "светлота", "яркость", то Алексей почти наверняка данный факт заметит и обратит на него внимание пишущего.
 
Ответ: Правило Найквиста в контексте сканирования

Serge_e сказал(а):
для корректрого сканирования изображения с максимальным числом контрастных линий F/мм необходимо сканировать с разрешением не 2*F/мм
Перенос некоторой частоты на другой носитель никак с Найквистом не связан (даже рядом не лежал). Перенос некоторой дискретной частоты на другой носитель есть redigitazing, он бывает синхронный (без потерь) и несинхронный (с потерями). Синхронный происходит на той же частоте, ничего не нужно удваивать-утраивать. Несинхронный же всегда с потерями, хоть в десять раз частоту поднимайте.
 
Ответ: Правило Найквиста в контексте сканирования

sabos сказал(а):
Перенос некоторой частоты на другой носитель никак с Найквистом не связан

Мы идеальные решетки сканируем или все-таки реальные (пусть и идеализированные) пленки? Мне все-таки хочется услышать, что под своим вопросом подразумевает автор.
 
Ответ: Правило Найквиста в контексте сканирования

Serge_e сказал(а):
Мы идеальные решетки сканируем или все-таки реальные (пусть и идеализированные) пленки?
Я и сам пока не понимаю. «Вопрос Алексея звучит несколько неопределенно». Я пока лишь подчеркиваю — не «бросайтесь Котельниковым-Найквистом». Перед тем, как смело применять «коэффициент 2» — нужно сперва очень точно вопрос сформулировать.
Serge_e сказал(а):
Мне все-таки хочется услышать, что под своим вопросом подразумевает автор.
И мне. См. выше — здесь «вопрос задан неправильно».
 
Статус
Закрыто для дальнейших ответов.