Ответ: Пример набор температурных пределов
Надо будем - поднимем общественость. Не дам ломать - не мечтайте.
Я и мои коллеги сделаем все, чтобы сохранить культурное наследие,
на котором стоит наша страна.
А кто поднимет общественность? И что такое общественность сейчас?
Раньше были профкомы, райкомы, а теперь куда собираетесь слать гневные письма в защиту правил горячего набора?
Но дело даже не в запугивании бедных полиграфистов от компьютера, а в какой-то дурной уверенности,
что де группа товарищей -- "Я и мои коллеги" знает лучше всех, а остальные только работать мешают.
Может, вы дейcтвительно что-то знаете, уже сокровенные знания в брошюрку оформили:
К тому же такое издание ЕСТЬ!
А вот что это за издание и где его взять, я пока умолчу - сори (коммерция)!
так Вы лучше уж поделитесь знаниями.
А так это бесконечное огульное охаивание никакого конструктива не добавляет.
Я тоже согласен, что
... что без проф. знаний правил набора,
хорошего верстальщика (из наборщика) не получится.
Поскольку наборщик и есть верстальщик - это одна из специализаций наборного дела.
Но реальность такова, что :
1) препресс как сфера деятельности сейчас стал открытой --сюда сейчас идет очень много народа, и барьеров никаких не установишь.
2) стали доступны полиграфический опыт и нормы зарубежных стран.
а) появился отдельный знак минуса, ранее отсутствоваший в русской типографике.
б) ни в одной старой русской книге я не видел оптического выравнивания края полосы, в иноземных -- очень много.
Мне нравится этот опыт, на мой взгляд, полоса становится аккуратнее.
в) оформление сносок.
В книге Р. Брингхерста "Основы стиля в типографике"
на стр. 80:
4.3.3 Применяйте цифры на верхнюю линию в тексте и пролноразмерные цифры в самих примечаниях.
В основном тексте цифры на верхнюю линию меньше всего отвлекают внимание и поэтому используются для обозначения сносок.
Это типографские «реплики в сторону»: их мелкий кегль выражает их второстепенное значение, а приподняты они по двум причинам:
чтобы выделяться из потока основного текста, и чтобы их было легче найти. В самом примечании цифра — уже не средство, а цель;
внимание направлено именно на неё. Следовательно, цифра в примечании должна иметь нормальный кегль.
Интересный опыт! И важно, что автор объясняет, почему он так считает.
Кстати, в InDesign, похоже, реализован этот подход к оформлению сносок. Там цифры сносок внизу полосы всегда полноразмерные;
чтобы привести их к принятому сейчас в России формату, нужен вложенный стиль.
г) Как пример совета иностранного специалиста, к которому прислушались многие дизайнеры России, приведу мысль Я. Чихольда, что неправильно делать абзацный отступ в первом предложении статьи.
Есть и другие советы, и не только Чихольда. Почему опыт наших мастеров книжного ижурнального дела должен быть ограничен только книгами, посвященными работе с металлом?
3) Если говорить о горячем наборе, то пресловутую 2-пунктовую отбивку там предлагалось ставить в строках независимо от используемого кегля.
(Так было до 24 кегля, если кегль больше, то уже набор на крупнокегельных машинах. Какие там были отбивки, я не знаю).
В компьютерном наборе отбивка пропорциональна кеглю. Это в корне противоречит постулатам книг Вигдрорчика и Шульмейстера, и что теперь?
4) Так сложилось, что в шрифтовом деле оставили след два подхода к созданию тире -- американский, когда вокруг тире нет пространства, и немецкий, когда в знакоместо включен собственно знак и отбивки с обеих сторон. Для людей, делающих первые шаги в перпрессе, это неожиданно.
Этот список можно продолжать долго, лучше скажу, чего, на мой взгляд, не хватает:
Нужен не тенденциозный a la Эксперт наезд на всех, кто держал в руках книги Мильчина, Гиленсона, и обещание с помощью общественности ужо навести порядок, а грамотный анализ, что было в отрасли, и что стало.
- каковы были русские полиграфические традиции, в чем они отличались, а в чем совпадали с зарубежными.
- типографы горячего набора ставили целью, понимая ограниченность технологии, делать тем не менее книги, которые было легко читать.
Нынешняя вседозволенность компьютерной верстки порождает порой такие шедевры безграмотности, что хочется найти испольнителя и что-нибудь ему оторвать.
Нужен анализ сделанного, с объяснением что хорошо, а что плохо сделано.
Если критерии качества будут известны, привязаны к существующим сейчас технологиям и опыту оформления, то это будет только на пользу делу.
Размышляя о традициях разных стран, приходит в голову мысль, если сейчас идет глобализация экономики, то возникающие споры, подобно тому, что стал началом этой темы, не пример ли это противодействия давно идущей глобализации идей полиграфического оформления?
Соотношение длин минуса и тире, optical marging alignment -- оптическое выравнивание правого края, направление текста на корешке
(в России всегда было снизу вверх, а теперь узаконили сверху вниз), и пр.
В общем, вопросов больше, чем ответов.
Но что бы ответы найти, надо не ругаться, а дискутировать.