Ответ: Профессионализм и профессиональность
А вот ещё раз обратимся к «Впрочем другого я от версталы и не ожидал...». Приглядимся повнимательнее, не позволяя себе шибко абстрагироваться, особенно с уклоном в проституцию.
Но зато позволим вырваться наружу верстале, свирепствующему внутри меня.
«Впрочем» отделяется от остального текста запятыми. Предположим, рука дрогнула, клавиша недодавилась… Ладно. Но «Абстрагируйтесь шляпа...» — запятой опять не хватает, да и Шляпа в данном контексте — имя собственное, потому пишется с заглавной.
Так закономерно ли это, или, таки, две случайности подряд? Нет, не случайности.
Ведь ранее было написано: «То есть например есть проститутка которая берет за ночь рубль и вторая проститутка которая берет…».
А ведь пишется вот так: «То есть, например, есть проститутка, которая берет за ночь рубль, и вторая проститутка, которая берет…». Есть разница? Конечно — пять запятых в одной строке это вам не хухры-мухры! Это тЕндЕнция, не случайность.
Как сказал кто-то, вроде бы имеющий отношение к шпионажу: «Люди рассказывают о себе гораздо больше, чем они полагают.»
К чему это я? Терпение. Сейчас объясню.
Верстка — 1) процесс формирования и монтажа полосы издания; 2)… (опущено). Page Layout, в общем.
В другом справочнике к этому определению было добавлено ещё и формирование форм из полос издания (т.е., как это сейчас называется, спуск полос и раскладка, imposing). Сейчас, потому, что термины из докомпьютерных времён.
Что необходимо знать и уметь, чтобы формировать полосы издания? Дык, основы изобразительного искусства, особенно раздела, касающегося книжного искусства, законы композиции и т.д.
Плюс «спуск полос и раскладка» — нужно иметь некоторое представление о процессе изготовления печатных форм, печати, резки, сборки, вплоть до отделки. Нужно, нужно!
Этим всем (или большей частью этого) и занимается нынешний компьютеризированный верстальщик.
Плюс к этому работа с текстом, то есть то, что в былые времена именовалось набором.
Набор — это не ввод текста с клавиатуры. Это гораздо больше.
«…наборщик 3-го разряда должен уметь: набирать и править сплошной текст, содержащий незначительные шрифтовые и пробельно-композиционные выделения, …подбирать корректурные оттиски, производить комплектовку гранок набора перед правкой, производить правку строкоотливного набора. Кроме того, наборщик должен знать: правила орфографии и пунктуации; технические правила разметки текстовых оригиналов; технические правила набора текста; стандартные корректурные знаки; математические и химические знаки; сокращенные обозначения метрических мер; латинский и греческий алфавит.
Наборщик-текстовик 4-го разряда должен уметь набирать и править смешанный текст с примесью формул, содержащий шрифтовые и пробельно-композиционные выделения; производить набор по безграночному методу и правку районных газет. Выполнять комплектовку гранок набора перед версткой; должен знать: технические правила набора стихотворного текста, текста драматических произведений и акциденции, правила подготовки формы к печати.» (Ручной набор текста. М., «Книга», 1974)
Итак, современный верстальщик, сидящий перед (или за?) компьютером, должен уметь (а ведь случается, что действительно умеет) то, что раньше делали наборщик и верстальщик. А ещё и метранпаж — была такая профессия. По большому счёту, это старший верстальщик, но всё-таки и несколько больше, чем верстальщик. И его работу нынешний верстальщик тоже знает и делает.
При определённых условиях современный верстальщик выполняет часть работы (а иногда и всю работу) технического редактора и корректора.
Однако, глядя на большинство нынешних изданий, у меня складывается ощущение, что элементарно грамотный корректор или тех. редактор — это что-то из области преданий и мифов.
Но ведь всё это подписано в печать, напечатано. Стало быть, и редакторы подстать корректорам и верстальщикам. Им же подстать и заказчики, всё это хавающие, и…
И вот мы вплотную подошли к мысли, которую я, собственно, и хотел выразить, и к выводам относительно субъекта, чьи перлы послужили поводом ко всему этому.
В былые времена, докомпьтерные, не было такого деления на дЫзайнеров и «чистых ДПП-шников». Тогда все были ДПП-шниками, каждый на своём участке. В большей или меньшей степени, но каждый.
И попробовал бы какой-нибудь акварелист-любитель (а и не любитель, но «чистый» художник, не типографский) что-нибудь вякнуть в отношении наборщиков (верстальщиков) — строкомером по темени тут же схлопотал бы.
Это сейчас развелось дЫзЯГнеров, как собак нерезаных. Допечатных процессов они не знают; не знают сугубо компьютерных нюансов современного ДПП («А чё, типа, в ентом ПС3 такого особенного?»); не знают, что ввод текста с клавиатуры и набор суть вещи разные; понятия не имеют о правильном наборе; не догадываются, что вёрсткой они называют вовсе не вёрстку, а лишь часть её и т.д.
Но абсолютно уверены, что они всё это знают. И они «делают это в CorelDraw» (была несколько лет назад серия статей в одном из журналов — «Я делаю это в CorelDraw»), потому, что им так удобнее. И визжат о каком-то там профессионализме, о высоких материях графического дизайна и недостойных их, нежных натур, внимания грубых материях издательского и печатного дела, когда их, взяв за загривок, тычут носом в кореловскую дрисню.
Вёрстку при этом (вёрстку — в их терминологии, а вообще — набор и вёрстку) с подачи таких вот товариСЧей обыватели (работодатели, клиенты — слава богу, не все) отнесли к числу занятий не требующих серьёзной специальной подготовки. То есть, профессионализма.
Ещё поглядеть, в каком деле требуется большая сумма профессиональных знаний — грубо говоря, вёрстка или рисование на скорую руку левой ногой в… не важно в чём, то есть, так называемое творчество.
Но нет, некоторые о высоких материях ничего не говорят, им ближе другое. «Профессионал - это тот кто имеет клиента за бОльшие бабки.» — ни к изобразительному (в частности, книжному) искусству, ни к издательству, ни к полиграфии сей профессионализм не имеет никакого отношения. Да, это профессионализм, но профессионализм иного рода, из другой области, вернее, отрасли. Есть такая отрасль индустрии развлечений — «досуг для настоящих мужчин». Причём, имеют-то не клиента, а клиент имеет, чего бы там себе ни думал (ни фантазировал) тот, кто получает за это бабки.
Вы, батенька, форумом не ошиблись? И вообще сайтом?
Кстати, дефис в качестве тире использовать недопустимо («Профессионал - это тот кто…»), и между «тот» и «кто» ставится запятая. «От версталы и не ожидал» он, …! Профессионал, …!