Цветопроба на обычной фотобумаге

  • Автор темы Автор темы Dimsn
  • Дата начала Дата начала
Уже было в 2018 году наглядно представлено цветоделение в холодном балансе фогры 51 слева и в теплом балансе фогры 39 справа:
ris35.jpg
То есть и ранее применение фогры 51 не было колориметрически оправдано, по моему мнению, а к концу 2022 года вдвойне не оправданно в РФ по колориметрии баланса за фильтром M1 и по колориметрии неоправданно реально синеющих тут бумаг. Неофиты всегда путались, а что собственно посинело в стандарте печати 2013 года? Бумага или фильтр измерений? Синим был фильтр M1, а вот с действительно синими бумагами фогра 51 вдвойне не умеет работать, под реально синие бумаги от фогры 39 баланс надо выкручивать не в сторону фогры 51, а ровно в противоположную.
 
Ультрафиолет - в источнике освещения, в измерительном приборе, так что фильтр M1 - не просто насадка, это модифицированный источник света в приборе. Способность отражать в видимой области невидимое свечение УФ или флуоресценция в бумагах и красках не менялись. Поэтому в 2013 году профессионалы ломали голову над вашим вопросом: "А для чего изменили фильтр?" Сделано это было как-то без лишнего шума и без развернутых примечений в стандарте, так что народ неопытный вообще эту информацию под таблицей целевых Lab-значений пропустил, решил что бумага посинела, делал цветопробы по фогре 51 за фильтром M0, а не M1, потом доказывал, что такая проба-гомункул "проверена практикой", и вообще все теперь просто должно быть синим по стандарту, потому что важную информацию о посинении из-за фильтра он пропустил в свое время.

Объяснение, которое давали, меня не устраивает, было сказано, что дневной свет и люминесцентные лампы содержат больше ультрафиолета, чем в лампочке обычного прибора, поэтому чтобы уравнять восприятие прибора с восприятием глаза - попробуем добавить УФ в источник света в приборе. Получилось глупо достаточно: для глаза ультрафиолет не приводит к посинению восприятия при умеренной флуоресценции отраженки, а для прибора - ох как приводит. Как выяснилось позже, в разных новых приборах содержание этого дополнительного ультрафиолета даже не нормировано, не сходится с другими приборами и сильно, а значит не сходится с дневным светом и лампами-имитаторами дневного света, под которые вроде как все и подгонялось. Там где для глаза просто растет белизна - там в приборе с ультрафиолетом случается посинение. С этим успешно боролся фильтр M2 с отсечкой ультрафиолета, неплохо справлялся фильтр M0, и лишь усугубил разрыв между ожиданием и результатом фильтр M1.

Все было бы хорошо в фогре 51, и лишь одиозный фильтр M1 перечеркнул разом все вкусности и полезности, которые подготовил стандарт. Возможно все было сделано для ускорения развития средств измерения: так почти у всех были хорошие приборы без фильтра M1, а после появления стандарта многим пришлось покупать приборы с фильтром M1, не дожидаясь, пока хороший прибор M0 устареет. Такое часто бывает в практике применения нормативных документов. Так примерно в то же время документы обязали миллионы автомобилистов иметь наклейку "Шипы", и некоторые типографии озолотились на этих наклейках. А уже через год никаких наклеек снова не требовалось по сию пору. Теперь, когда парк приборов принудительно обновлен, предполагаю в следующей редакции стандарта возврат к фильтру M0. Предполагаю, что в освещении рабочего места уйдут от люминесцентных ламп к светодиодам по технологии SunLike с небольшим содержанием ультрафиолета и отличными индексами качества цветопередачи как у дневного света, и фильтр M1 окажется анахронизмом.

Коммерческое объяснение на мой взгляд выигрывает у колориметрического объяснения в силу слабости аргументов последнего.
 
А скажите, мы тут купили бу-шненький спектро-ай который сняли с производства, и у нас был иван2, и они отличаются ощутимо. Иван2 новее и пользовался я им не особо часто, доверия к нему больше, есть возможность их как то подружить?
 
Для ваших приборов наверное нетпрофайлер не подходит, но разузнайте. В принципе это входит в его функционал согласовывать по цвету разные приборы. Однако на практике пару лет назад был случай: приезжаю в типографию областную на пару дней калибровочный семинар проводить, там нетпрофайлером приборы согласуют каждый год, а между ними дельта под десятку. Они сами на это внимание обратили при мне, были огорчены, что уж было потом - не знаю.
 
Я сейчас тоже пытаюсь прокопать тему по источникам освещения в приборах и их влиянии на результат, скоро выложу простое и занятное сравнение. Как вижу, в старых топовых минолтовских приборах стояли ксеноновые лампы, подобные модельному источнику E. Возможно, они были ближе к реалиям времён люминесцентных ламп, теперь же ультрафиолета и фиолетового в искусственном свете стало мало. А условие M1 скорее актуально для уличной рекламы. Я не очень понимаю, почему в качестве стандарта для книг выбран солнечный свет, замеренный на улице. Или, источник D50 предполагает фильтрацию части УФ оконным стеклом? Касательно самой флюоресценции бумаг, надо брать во внимание 3 фактора: 1) стандарты ранее учитывали только видимый диапазон длин волн, в то время как, строго говоря, для оценки эффекта надо мерить намного шире; 2) люминофоры могут иметь разный спектр поглощения (предполагаю, даже кривая свечения зависит от того, чем их накачали), так что модельные источники УФ, когда они в точности не повторяют солнышко (а они не повторяют), генерируют какую-то несуразность в общем случае (было бы неплохо управлять уровнями пиков в УФ-спектре источника прибора); 3) кривые белого осветлённых бумаг, да и их оттенок под светодиодами, показывают, что поглощение происходит в том числе видимого фиолетового и части синего света, что стандартом М1, предполагаю, не доработано. Также надо дать оговорку на то, что в типографиях в основном использовалась бумага с малым количеством осветлителей, в то время как в фотопечати, - другого заказчика хорошего цвета, - давным давно используются сильно осветлённые бумаги, и мне не понятно, как это хотят объять одним стандартом. Опция OBA compensation в профилировщиках по моей практике показывает себя непонятно и не эффективно.
 
Последнее редактирование:
  • Спасибо
Реакции: sasa
Я сейчас тоже пытаюсь прокопать тему по источникам освещения в приборах и их влиянии на результат, скоро выложу простое и занятное сравнение.
А где посмотреть можно будет этот материал?