О стандартах офсетной печати не так много пишут поэтому каждую реплику читаю с интересом. Вот натолкнулся сегодня на необычное мнение, процитирую:
"Типографии пошли по пути изменения градационных характеристик печати компенсирующими кривыми на RIP (инструментом, предназначенным для лианеризации процесса вывода), которыми стараются привести градационные характеристики к требованиям стандарта, чаще всего за эталон принимая кривые растискивания заложенные в профилях от ECI (комиссии Европейская Инициатива по Цвету) или недоступные эталонные кривые программно заложенные в RIP. Что фактически привело к всемирному (не только в России) падению качества печати, количество градаций на печати по каждой краске подобными корректировками заметно уменьшается (по разным оценкам количество градаций снижается с 88-90 до 60-80 в зависимости от величины вмешательства компенсационных кривых)." Igor Bon,
Евростандарт в полиграфии, 2013.
Что здесь не так по моему мнению. Кривые на рипе. Там специально задействуется не один а два типа кривых - одни непосредственно для линеаризации, другие - для компенсации градационных. То есть каждому инструменту штатно определена область его применения и линеаризующими кривыми обычно не делают компенсаций.
"Всемирного падения качества печати" в связи с нормализацией градационных кривых вот хоть убейте не заметил. Я раньше много в типографии ездил и сейчас бывает и у нас и в Европу (только вчера очередной колориметрический тестпринт в ротации обмерял и обсчитывал). И есть что с чем сравнивать. Печать с хорошими компенсирующими кривыми - это конфетка просто, я нарадоваться не могу как хорошо печатник встает в колориметрические нормы и цветопробы если его технолог позаботился на рипе о градационных для его машины. И наоборот, бывает застанешь отсталое производство где не то что о компенсационных - даже о линеаризационных кривых мало думают - там такая дрянь из станка вылезает - хоть плачь, словно вернулся лет на 10 назад в какую-нибудь еще не до конца доведенную до ручки гурулевцами типографию.
Я не вижу ну хоть убей чтобы в печати, приведенной строго к кривым ISO или ГОСТ (кривые одинаковые) для того или иного типа бумаги снижение количества градаций приводило бы к постеризации, к рваным градиентам и прочим бякам, я вообще не вижу никакого снижения градаций и всемирного падения качества! Вижу идеальное попадание в цветопробы и соответственно нормы стандарта а падения качества печати - нет не вижу. Вижу наоборот улучшения в типографиях с грамотными технологами, такие улучшения о которых раньше и не мечталось при наплевательском отношении к трем китам стандарта: колористике, градационным и балансу.
Вот на этот форум заходят эксперты в области полиграфии, заходят люди, хорошо знакомые с математикой. Объясните мне, почему это "по разным оценкам" количество градаций снижается, если я приведу кривую 18 с помощью компенсирующей к кривой 14? Колокол градационной офсетного растискивания сродни степенной функции гаммы на мониторе. Градаций больше различаем при той же дискретности. Я бы еще задумался, если бы все кривые растискивания приводили к линейности оттиска при 8 битах (растискивание ноль). Сказать что "количество градаций снижается с 88-90 до 60-80" из-за компенсационных, которые обычно работают в рамках 5 процентов, чаще 2-3 (больше - это уже ремонт машины требуется а не компенсационная как правило) - все равно что сказать: при просмотре картинок sRGB с гаммой 2.2 на 8-битном мониторе с традиционной маковской гаммой 1.8 при задействовании CMS количество различаемых градаций сокращается на 20-30 процентов. Это же просто чепуха, простите!
Надеюсь мы тут с Игорем достаточно написали для затравки полезной дискуссии
о вреде стандарта и всемирном падении качества печати из-за него
Мое мнение таково. Если новая идеально ухоженная печатная машина (пример совершенно реальный) выдает колокол 18 на бумаге 1-2 типа вместо 14 - совсем не обязательно строить для нее индивидуальный цветовой профиль и плодить сущности, лучше привести ее градационную к 14 для этой бумаги и работать строго по стандарту. По цвету то же на тоже выйдет просто в ноль безо всяких там потерь до 60-80 при том или ином подходе. Просто второй подход без построения отдельного цветового профиля целесообразнее. Так собственно и сделано в крупной приличной тпографии с огромным количеством разных машин, и я нарадоваться не мог на приладках как же хорошо!