Ответ: Работаем "по стандарту" или "как удобно"?
Однако, вернёмся к «С какого вдруг перепугу заказчик должен им быть?» (Им — профессионалом.)
А и не должен. Если под заказчиком понимать того, в чью голову пришла идея опубликоваться-напечататься, а не того, кого тут заказчиком постоянно называют, т.е. того кто принёс материал в контору, не важно какую не важно откуда.
Заказчик, он же (и далее) автор — профессионал в своём деле (надо полагать), но дилетант в ДПП и полиграфии. По умолчанию, по определению.
Автор это тот единственный во всей цепочке от замысла до тиража, кто может себе позволить делать так, как ему удобно. Чтобы его нетленка могла быть качественно и без проблем напечатана, она должна быть приведена в соответствие стандарту. (Насколько я могу судить, так же как ОСТ «Оригиналы изобразительные…», никто не отменял и ОСТы типа «Оригиналы авторские…».)
Проще, быстрее и качественнее это можно сделать, обратившись к профессионалу. Этот профессионал, к котору обратится автор, должен быть единственным, кто имеет дело с дилетантом. Ему, это очевидно, сложнее всего. Он и получить за это должен соответственно.
Если кто-то не знает или забыл, то напомню, что и в докомпьютерные времена авторские рукописи в набор не сдавались. Нанимались профессиональные переписчики, которые либо от руки, либо, с развитием техники, на печатной машинке, из авторских каракуль изготавливали «оригинал авторский» (да в нескольких экземплярах).
Только после этого материал отправлялся… нет, не в типографию, а всего лишь в издательство, где его тоже основательно подрихтовывали (не о цензуре речь, а лишь о технической стороне дела).
По ходу дела (если дело — публикация — таки, склеивалось) всякие схемки-диаграммки, если таковые имелись, тоже отрисовывались профессионалами, т.е. из авторских (нередко) корявых рисунков, изготавливались «оригиналы изобразительные». Про профессиональных иллюстраторов и говорить не стоит — не так уж и много книг украшено авторскими иллюстрациями.
И лишь после этого профессионально подготовленный материал отправлялся к наборщикам, фотографам, граверам, верстальщикам, печатникам.
В чём профессионализм переписчика? В том, чтобы превратить каракули в «оригинал авторский».
В чём профессионализм, грубо говоря, редактора? В том, чтобы «оригинал авторский» превратить в набор данных и инструкций для наборщика.
В чём профессионализм наборщика? В том, чтобы этот набор данных и инстуркций превратить в набор, который потом без проблем будет собран в полосы и печатные формы верстальщиком. (Кстати, даже и тогда набор мог делаться не в типографии, а на стороне, в том числе и в издательстве.)
И т.д.
Переписчик хоть и не заказчики по отношению к издательству, а лишь посредник в обработке материала, разве может себе позволить быть дилетантом?
Издательство, как правило, является для типографии заказчиком. Разве это означет, что издательство может себе позволить быть дилетантом?
Наборщик, работающий не при типографии, а при издательстве, т.е. являющийся представителем заказчика по отношению к типографии, разве может себе позволить быть дилетантом?
Вы можете себе представить картину, когда в таком процессе кто-нибудь доделывал и переделывал то, что сделано криво и недоделано на предыдущем этапе?
А почему сейчас такое сплошь и рядом? Типа, «на компьютере» это делается легче и быстрее, чем на ручном наборе или линотипе и гравюре? Может быть, может быть… Но разве из этого следует, что это должно делаться бесплатно?
На металлическом ручном наборе набрать строку было медленнее и сложнее, чем внести одну правку в эту строку. Однако внесение одной правки оплачивалось выше, чем набор всей строки. (Такие у меня есть сведения. За что купил, за то продаю.)
Заказчик обращается в РА, ему там делают рекламный блок. Заказчик с этим блоком идёт в редакцию журнала. И оказывается, что блок сделан тяп-ляп, и по техническим параметрам ни в какие ворота не лезет. Заказчик — дурак и сволочь? Да нет. Заказчик — несчастный обманутый профессионалами того РА.
Ведь его там уверили, что блок готов к печати — ставь на полосу и выводи, и взяли за это деньги. Но выясняется, что уверения эти с действительностью не имеют ничего общего, и добрую половину денег он отдал за просто так. Издательство (или типография) ему говорит, что в таком виде печатать нельзя, что за доводку нужно заплатить. Но ведь он уже заплатил! И он либо покорно платит, оплачивая из собственного кармана утраченную веру в человечество, либо эту утрату оплачивать отказывается. Он снимает заказ, идёт с ним в другое издательство, в другую типографию, и ему везде говорят одно и то же — макет не готов, за подготовку надо платить.
В конце концов он сдастся и заплатит очередной конторе, куда придёт со своим блоком, и до конца своих дней всех представителей отрасли будет считать сволочами и стяжателями. Либо кто-нибудь напечатет ему его блок без должной ДПП, и получит он в тираже тухлятину, и будет считать местную полиграфию идиотами, не умеющими печатать.
А виноват кто? Разве дилетант-заказчки? Да нет. Виновато вот тот самое РА, укомплектованное профессионалами, о котором несчастный заказчик по ходу развитя сюжета уж и позабыл.
Другой вариант.
РА сделало блок по всем канонам, правилам и стандартам — безупречный в техническом отношении файл, как с точки зрения обмена цифровыми данными, так и с точки зрения печати (оверпринты все на своих местах и т.д.).
Но издательство, в которое заказчик принёс свой блок, верстает газеты в Кореле, и с такими файлами (например, с PDF-ами) понятия не имеет, как работать. И начинают они этот файл насиловать так и эдак, заталкивая его в свой любимый Корел. В результате оверпринты они где-нибудь потеряют, k100 преобразуют в составной чёрный и вообще всё переведут в растр, в результате чего мелкий текст пойдёт прахом (ну или сильно пострадает), да мало чего ещё учудят… Затолкали в Корел, вывели, с божьей помощью сдали на вывод (в типографию).
ДПП-шники в типографии видят, что сделано всё сикось-накось, но исправлять долго и муторно, если вообще возможно, и выводят как есть.
Станки в печатне замечательные, печатники трезвые, но даже и при таком раскладе 8-й кегль в растре на 300 ppi в четыре краски на оттиске выглядит, мягко говоря, не очень хорошо.
Заказчик обескуражен. Ведь блок ему сделало солидное РА с внушительной репутацией, которое ему рекомендовали его друзья, уже пользовавшиеся его услугами. И типография не из худших, или даже из лучших. И издательств делает эту свою газету уже лет десять, стало быть, опытные кадры там должны быть… На кого заказчику думать плохо?
И ещё масса вариантов, масса ситуаций, и заказчик успевает побывать в каждой.
И что он после этого должен думать обо всей отрасли в целом? А то, что собрались в ней сплошь идиоты, дилетанты, мошенники и мироеды.
За отрасль не обидно? За державу, кагрица?
А ведь нужно-то всего-навсего следовать стандартам (а для этого нужно кое-что знать и уметь), а дилетантам-профессионалам в грубой и циничной форме указывать на место, занимаемое ими под солнцем.