Ответ: Автоматическое изменение разрешения у изображений.
Похоже, дискуссия постепенно подходит к угловому (в сферической системе координат) разрешению человеческого зрения и информационному содержанию изображения. Попробую слегка освежить дискуссию, которая растеклась мыслью по древу.
Итак, цифрового изображения (далее ЦИ) не существует! То, что мы все по некоторой привычке называем ЦИ, по сути является массивом данных (табличной функцией - матем.) некой реальной сцены, полученным путём оптико-электронных преобразований. Для правильной интерпретации этого массива данных (далее МД) используется его разбивка на строки и столбцы, и их число соответствует рецептору, с помощью которого получен исследуемый массив данных.
Замечу, что при использовании специальных методов и систем рецепторов можно получить трёхмерный МД, но это выходит за пределы нашей темы.
Разрешение (в элементах/ед.длины) прежде всего необоходимо для интерпретации МД на
устройстве вывода. Это может быть и принтер, и монитор, и проектор.
В настоящий момент сложилась существенная разница между оценкой изображения на экране (мониторе) и на оттиске на плоском носителе. Оттиск легко перемещать руками (в подавляющем большинстве случаев), что привело к оценке размеров изображения в единицах длины (миллиметрах или дюймах). Обычно просмотр оттисков производился с расстояния от 30 см в пределах зоны комфортного обозрения. Поскольку во времена зарождения печатного дела технологически сложно было получить оттиски больших размеров, это привело к некой фиксации условий просмотра и требований к деталировке изображений.
К экрану такую мерку сложно применить, потому что во-первых, экран является в подавляющем большинстве случаев стационарным объектом. Во-вторых, в зависимости от размеров экрана как правило менялось положение комфортного просмотра для наблюдателя. Можно спроецировать изображение на экран размером 8х6 метров (хоть на белый холст, хоть выдать с помощью схемы управления на плазменный экран) и рассматривать его с расстояния в 10-15 метров. Можно спроецировать то же самое изображение на экран размером 80х60 сантиметров и рассматривать изображение с расстояния в 100 см. При этом угловое разрешение, т.е. арктангенс отношения половины ширины (или высоты) к расстоянию до центра экрана сохранится, что даст одинаковые ощущения у зрителя. Пока что экранные изображения проще характеризовать некими величинами, не связанными с физическими линейными размерами экрана (оносительно которого зритель может свободно перемещаться). Само собой подразумевается, что картинку размерностью 800х600 можно отобразить и на мониторе с диагональю 11 дюймов, и на мониторе с диагональю 22 дюйма. Единственная задача в обеих случаях - верно разместить зрителя, чтобы угловое разрешение картинки было одинаковым.
В случае с оттиском на бумаге зрителю проще придвинуть или отодвинуть его на нужное расстояние, чтобы привести восприятие оттиска к некоему субъективному стандарту качества. Однако существует ограничение для близкого просмотра - это способность глаза с фокусировке зрения на близкое расстояние. Поэтому в подавляющем большинстве случаев все оттиски (биг-борды пока не рассматриваем) просматриваются с расстояния 330-500 мм. Пересчитав угловое разрешение человеческого зрения на линейные размеры на оттиске, приходим к линиям на миллиметр (у америкосов - на дюйм).
Почему линиям? Потому что предъявляя зрителю наборы отпечатанных решёток с разным шагом, можно определить момент, когда зритель уже не различает отдельных линий. Такой же подход использовался для оценки качества оптики (при проецировании на экран) и плёнки. Почему не пикселы, а именно линии? До массового распространения цифровой техники не удавалось каким-то внятным образом описать зоны скопления серебряных частиц (из которых состоит серебросодержащая фотография, лежавшая в основе фотографии и кино). Хаотичное расположение и неправильная форма этих частиц позволяла оценить только плотности вероятности, приведённые к диапазону 0..1 (или 0..100%). Уже позже, с ростом примения цифровой техники минимально различимый элемент изображения стало принять обозначать точкой, пикселом.
Но имеется существенная разница между формированием изображения на экране и на оттиске. Экранное изображение создаётся источником света, двумерным модулятором волн верятности (плёнкой или электрооптическим модулятором, электронным пучком) и оптической проецирующей системой. Весь этот технический комплекс размывает чёткие границы элементов изображения, сглаживая "угловатость" точек восстановленного изображения. Это позволяет воспринимать экранное изображение почти один-в-один.
Поскольку в печатной технике не удалось приемлемо стабилизировать оттенки для полутоновых изображений, поэтому принято было решение строить изображение из чётких пятен, имеющих резко очерченные края и минимальную неоднородность тона. Т.о. стабилизировав только накат краски (её спектральные характеристики), удалось снизить разнотон до субъективно приемлемых величин. Однако за это пришлось платить свою цену. Если сравнить изображение на мониторе с таким же по размеру изображением на бумаге, отпечатанным геометрически точка в точку, любой зритель обнаружит ступеньку на отпечатке. В настоящее время в некоторых принтерах используют метод модуляции тона точки растра, что позволяет сгладить видимое "зерно" и улучшить восприятие отпечатка.
Цель всего сказанного - если мы собираемся использовать монитор как аналог бумажного оттиска (а к этому идёт - появляется электронная бумага), то мы будем вынуждены работать отнюдь не в размерностях 800х600 или 1024х768. Мы будем вынуждены (и это вполне логично) пользоваться единым геометрическим описанием изображения. Что касается количества пикселей внутри МД, описывающих полутоновые и штриховые изображения, то их количество будет однозначно определено неким пределом достаточности. В случае с электронной бумагой желательно ориентироваться на разрешение, заданное в точках/см.
Это сразу разрешает известную существующую проблему - изменение размеров оформления сайтов и окошек при смене
пиксельных размеров монитора. Мне этот термин не симпатичен, но я не пока не могу придумать адекватную замену. По сути монитор - это некое виртуальное устройство, способное менять свои пиксельные размеры (с точки зрения существующей логики работы программ). С фиксированной точки зрения наблюдателя геометрические размеры монитора остаются постоянными. Поэтому возникает психологическое неприятие, вызванное различными видами одного и того же сайта, рассматриваемыми при разных пиксельных размерах монитора. Борьба с несовпадением размеров вынуждает сайтостроителей создавать различные дизайны одного сайта, рассчитанные на разные режимы мониторов. Это можно было бы преодолеть, если бы размер элементов определялся в условных единицах, зависящих только от геометрических размеров монитора. Можно нормализовать геометрию каждого монитора, приведя элементы оформления к неким единицам на координаттной сетке. При этом мониторы с большой диагональю будут показывать изображение в более крупном виде. При этом важно не нарушать соотношения между вертикалю и горизонталью - если мы хотим увидеть на всех мониторах круг в виде круга.
Это позволит облегчённо вздохнуть сайтостроителям. Для особенных маньяков, работающих перед 40-дюймовыми плазменными панелями на расстоянии до 50 см, можно создавать особенно детализированные сайты. Но нужно ли?
Что касается печати - она и так ориентирована на строгие геометрические рамки. В которые пока, увы, не влазит вся остальная видеографическая техника.
Этот подход упростит жизнь всем разработчикам, поскольку они будут пользоваться единой библиотекой функций, работающих на уровне ядра системы. Аминь.