Продолжение разговора, начатого на foto.ru

  • Автор темы Автор темы miope
  • Дата начала Дата начала
Статус
Закрыто для дальнейших ответов.
Ответ: Продолжение разговора, начатого на foto.ru

miope сказал(а):
связь вектора из п. 3 с колбочковым откликом из пункта 2 не вполне тривиальна (в колбочках могут происходить свои адаптационные процессы), но для нас важно только то, что излучениям с равными цв. координатами соответсвуют (при одинаковых условиях наблюдения, разумеется) одинаковые отклики. Еще менее тривиальна связи между колб. откликом и ощущением из п. 2 - попытками описать эти связи и занимается "высшая" колоримерия.

А я и не утверждал обратного. Просто попытался обратить ваше внимание на то, что присутствуют стимулы, ощущения и некоторые физические величины, характеризующие воздействие стимулов, привязанные к адаптации глаза и не привязанные.

miope сказал(а):
Кстати, эксперименты по прямому измерению колбочковых откликов проводились, так что насчет "но пока только теоретически" Вы погорячились. Просто для нужд колориметрии подобные опыт практически не дают ничего нового по сравнению с гораздо более дешевыми опытами на колориметре.

Представте себе сцену с динамическим диапазоном больше 100 000. Я могу описать способ получения информации в XYZ координатах о каждом пикселе (с разрешением более 10 000 000 пикселей) этой сцены с точностью превышающей разрешающую способность глаза в условиях оептимальных для наблюдения этого пикселя. Можете ли вы описать способ получения подобной информации в колбочковых реакциях?

miope сказал(а):
Ваша мысль мне понятна, но согласиться с нею я не могу.

Во-первых, существующая практика (а я не считаю, что эта практика - один сплошной бардак, и от нее надо немедленно отказаться) не вкладывает в понятие цв. пространства того смысла, которые в него хотите добавить Вы. Гуревич определят ... ГОСТ тоже ... Словарь CIE не говорит вообще ...

Материалы, на которые вы ссылаетесь, отражают устоявшиеся решения принятые на уровне стандарта. Но не описывают проблемы которые требуют решения. Стандарт CIE и ГОСТ на чуствительность колбочек отсутствует. Вы можете сказать почему? Но это не означает что спектральной чуствительности колбочек не существует.

Если есть векторное пространство и метрика в нем, то есть и углы и расстояния. Все попытки изобрести формулу цветовой разности - это не что иное как попытка разработать метрику цветового пространства. На мой взгляд все эти попытки не удачны. Наиболее удачная, на мой взгляд, попытка XX века ввести метрику в цветовое пространство человека была проделана Джозефом Коэном (80-е годы), который развил идеи Вышецкого о фундаментальном цветовом пространстве (50-е годы).

miope сказал(а):
Во-вторых, сама попытка отделить пространство от координатной системы в нем кажется мне более философской, чем математической или физической.

Если согласиться с тем что все координатные системы описывают одно и тоже пространство, и посмотреть на формулы перехода от одной координатной системы к другой, то не сложно убедиться, что все эти координатные системы не могут быть ортонормированными. А правила работы с косоугольными системами координат известны не многим колориметристам. Поэтому расстояние между цветами в любой системе координат они пытаются считать по теореме Пифагора. В том числе и в Lab. А потом удивляются что-то не то получается, давайте введем кучу поправочных коэффициентов к той же формуле. Мне, как физику, на это спокойно смотреть трудно.

miope сказал(а):
В-третьих и в-главных: нет никаких оснований считать, что существует некое "цв. пространство человека" - цв. ощущения в нашем сознании цельны, они не распадаются на незавсимые перцепционные величны. Тон-Светлота-Насыщенность, введенные Мюнселлом - не более чем абстракция: ничего "естественного" в них нет. А коль скоро нет незавсимых осей, то говорить о какой-то "родной" для сознания координатной системе (и, соответсвенно, пространстве) просто бессмысленно.

Не надо приписывать мне то, что я не говорил. Когда я говорю о цветовом пространстве целовека, то имею в виду следующее (В полном соответствии с идеями Вышецкого) :
1. Пространство спектральных мощностей излучателей (стимулов) бесконечномерно.
2. Спектральная мощность излучения может быть представлена в виде суммы двух составляющих: фундаментальной (оказывающей воздействие на человека) и метамерически черной (для нее X = Y = Z = 0).
3. Существует способ разбиения при котором все фундаментальные составляющие принадлежат 3 мерному подпространству (фундаментальное цветовое пространство).
4. После введения любой метрики в фундаментальном пространстве можно провести однозначное соответствие между функцией в нем и 3 мерным вектором в обычном пространстве.
5. Это трехмерное векторное пространсто я и называю цветовым пространством человека.

Существуют и другие цветовые пространства. Например цветовое пространство сенсоров Sony. Которые собирают информацию для другого трехмерного подпространства. В результате установить взаимнооднозначное соответствие между этими подпространствами нельзя, т.к. существуют стимулы неразличимые для одного простраства и различимые в другом.

И главное, любая современная ЦКС привязана к XYZ, т.е. описывает физические величины, которые можно измерить, а не ощущения...

miope сказал(а):
То есть любая координатная система - это чистой воды произвол.

В разумных пределах. Обычно в физике при решении различных задач используются координатные системы упрощающие вычисления.

Примеры неразумного использования систем координат:
- вычисление расстояний в sRGB или Lab (применение теоремы Пифагора - это просто ошика в решении)
- изменение яркости или размеров изображений в тех же координатных системах (в линейных координатных системах этоделать значительно проще).
- изменение насыщенности изображения в XYZ или sRGB...

miope сказал(а):
Единственное, что можно потребовать от цв. пространства - это его равномерности.

Нельзя требовать чтобы окружающий нас мир подчинялся какой-либо теории. Можно требовать чтобы теории описывали реальный мир.

Многие вопросы снимаются если отделить мух от котлет, т.е. четко понимать с чем мы работаем: с ощущениями или физическими характеристиками излучений. И не важно, что из них назвать цветом, цветовое ощущение или цветовой вектор. Важно, чтоб это было что-то одно. Тогда будет меньше путаницы.
 
Зачем нужна колориметрия?

>четко понимать с чем мы работаем: с ощущениями или физическими характеристиками излучений>
на "входе" - ощущения; через манипуляции "физическими характеристиками излучений"( их математическими моделями); цель - ощущения. - как видите поблематично отделить одно от другого.
Думаю, поэтому есть такая дисциплина - цветоведение в которой колориметрия носит подчинённый характер и цветоведение ближе к психогии чем к физике.
 
Ответ: Продолжение разговора, начатого на foto.ru

C.H. сказал(а):
А я и не утверждал обратного.
А я Вам этого и не приписывал :-) Я просто уточнил некоторые моменты, которые Вы опустили.
Представте себе сцену с динамическим диапазоном больше 100 000. Я могу описать способ получения информации в XYZ координатах о каждом пикселе (с разрешением более 10 000 000 пикселей) этой сцены с точностью превышающей разрешающую способность глаза в условиях оептимальных для наблюдения этого пикселя. Можете ли вы описать способ получения подобной информации в колбочковых реакциях?
Не очень понял вопрос, если честно. В подобной ситуации зрачок, скорее всего, сузится до предела, и от темных частей изображения на сетчатку свет почти не будет попадать, а в светлых - пигмент полностью разложится. То есть сцена с таким диапазоном просто не впишется в диапазон яркостей, которые может воспринимать глаз, и произойдет то же самое, что и при съемке этой сцены на цифровым (впрочем, и пленочным тоже) фотоаппаратом - тени и света пропадут. Описание сцены, данное в колбочковых реакциях (если использовать полную модель работы колбочек) будет иметь те же потери информации, которые были бы при рассматривании этой сцены невооруженным глазом.
Материалы, на которые вы ссылаетесь, отражают устоявшиеся решения принятые на уровне стандарта. Но не описывают проблемы которые требуют решения.
Да, это так. И, разумеется, и ГОСТ, и другие стандарты, и те положения, которые высказаны в трудах основоположников, обязательно будут пересматриваться. Колориметрия никоим образом не "завершена", и будет развиваться и дальше. Но, уверен, Вы согласитесь с тем, что было бы ошибкой думать, что, коль скоро "классическая" колориметрия не решает всех проблем и не дает ответов на все вопросы, то это означает, что к ней следует относится с пренебрежением, и что ее изучение было бы напрасной тратой вермени. А излишне эмоциональные заявления Алексея Шадрина о том, что "в колориметрии бардак", к сожалению, воспринимаются некоторыми людьми именно в таком ключе.
Стандарт CIE и ГОСТ на чуствительность колбочек отсутствует. Вы можете сказать почему? Но это не означает что спектральной чуствительности колбочек не существует.
Конечно, могу: стандарта на колбочки нет, поскольку нет промышленного выпуска колбочек. Как только человечество научится делать искуственные глаза, тут же появится и стандарт, регламентирующий свойства, которыми эта продукция должна соответствовать. А сейчас единственное, для чего мог бы быть нужен стандарт, так это для того, чтобы иметь способ выявлять грубые аномалии цветового восприятия (выполнение некоторых работы требуют "нормального" цв. зрения). И соответствующие документы, специфицирующие методы определения аномалий (как качественные, так и количественные) в природе существуют.

А спектральная чувствительность колбочек, конечно же, существует, и даже неплохо измерена.
Если есть векторное пространство и метрика в нем, то есть и углы и расстояния.
Но, в общем случае, они могут не иметь никакого смысла.
Если согласиться с тем что все координатные системы описывают одно и тоже пространство, и посмотреть на формулы перехода от одной координатной системы к другой, то не сложно убедиться, что все эти координатные системы не могут быть ортонормированными.
Безусловно. Кстати, да: CIE XYZ и CIE RGB никак не могут быть разными ЦКС в одном пространстве, поскольку это пространство серьезно деформируется при переходе из одной ЦКС в другую.
А правила работы с косоугольными системами координат известны не многим колориметристам. Поэтому расстояние между цветами в любой системе координат они пытаются считать по теореме Пифагора. В том числе и в Lab. А потом удивляются что-то не то получается, давайте введем кучу поправочных коэффициентов к той же формуле.
Кажется, Вы несправедливы к колориметристам: Luv и Lab как раз и создавались с таким прицелом, чтобы в них можно было бы считать дельтуЕ по теореме Пифагора. Проблема только в том, что для корректного решения этой задачи цв. пространство (в "моем" понимании) пришлось бы подвергнуть довольно сложной трансформации (т. е. формулы пересчета из XYZ в Lab получились бы чудовищными). Тут будет уместно вспомнить о том, что в 1960 году далеко не у каждого, занимавшегося цв. измерениями, был компьютер. Поэтому требовался достаточно простой способ расчета, дающий более-менее приемлимую точность. За последние 30 лет требования к точности возросли, поэтому стали вводить поправки. По-хорошему, конечно, поправки следовало бы вводить в преобразования, переводящие XYZ в Lab - то есть повышать равноконтрастность пространства Lab (благо теперь на компьютере можно реализовать сколь угодно сложное преобразование, даже не имеющее аналитического вида). Но внесение поправок в формулы определения расстояния оказалось проще (больше по организационным причинам), отсюда некоторое многообразие поправочных коэффициентов. Опять же, это не говорит о том, что в науке бардак, а только о том, что наука развивается (и это не может не радовать).
Не надо приписывать мне то, что я не говорил. Когда я говорю о цветовом пространстве целовека, то имею в виду следующее (В полном соответствии с идеями Вышецкого)
Прошу прощения, действительно, понял превратно.

В таком случае мы имеем следующее:

Все ЦКС, используемые в колориметрии, обладают тем свойством, что неразличимым стандартным наблюдаетем стимулам соответствуют одинаковые координаты. При этом если заменить наблюдателя на сенсор Sony, или кошку, или - что более продуктивно - на наблюдателя с аномальным цветовым восприятием, то это свойство выполняться перестанет - стимулы, различимые этим новым наблюдателем, будут по-прежнему иметь одинаковые координаты (поскольку при расчете координат по-прежнему используются кривые сложения верные для стандартного наблюдателя, и только для него, но не для сенсора, кошки, или дальтоника). Далее, цв. пространство (в "классическом" смысле), определяемое такой ("человеческой") ЦКС, может быть получено из другой такой ЦКС однозначным преобразованием (то есть один два разных цвета в одной системе не могут соответсвтовать одному и тому же в другой), причем непрерывным. Т. е. мы можем взять цветовой куб RGB, и деформировав (но нигде не порвав и ничего не склеивая) его до неузнаваемости, получить Lab. В этом случае, если на этот раз я правильно понимаю Вашу мысль, Вы считаете возможным говорить о том, что это то же самое пространство (хотя и помятое). А вот если взять ЦКС сенсора, кривые сложения которого не могут быть получены линейным преобразованием из кривых сложения ст. наблюдателя, то мы обнаружим, что однозначного преобразования из этой ЦКС (и соответсвующего пространства) в любое "человеческое" просто не существует. В этом случае Вы (если я правильно и т. д.) считаете это другим пространством.

Идея красивая. Тем не менее, факт остается фактом - в "классической" колориметрии термин "цв. пр." используется в другом значении.
И главное, любая современная ЦКС привязана к XYZ, т.е. описывает физические величины, которые можно измерить, а не ощущения...
Скорее, к CIE RGB - кривые сложения для XYZ получены расчетным путем из кр. сл. CIE RGB. Но это, впочем, детали.

Еще раз прошу прощения: за последние несколько недель мне столько раз говорили что "цвет - это ощущение, а стало быть, колориметрия их и должна измерять" (почему-то это считается "гуманитарным" подходом, хотя ни одному гуманитарию не пришло бы в голову измерять человеческие чувства штангенциркулем), что любые упоминания о "человеке" уже действуют на меня, как на быка - красная тряпка (на случай, если эти строки прочтет какой-нибудь доморощенный эрудит: я знаю, что быку все равно, какого цвета тряпка).
В разумных пределах. Обычно в физике при решении различных задач используются координатные системы упрощающие вычисления.
Так и тут то же самое - Светлота-Тон-Насыщенность созадана исключительно для удобства, нельзя делать из этого вывод, что у человека есть отдельный орган для восприятия тона независимо от остальных компонент. Человеческие ощущения гораздо сложнее, а сторонники "гуманитарного" (в кавычках и еще раз в кавычках) подхода пытаются свести их к измерениям по трем (в лучшем случае - пяти-шести) шкалам.
Нельзя требовать чтобы окружающий нас мир подчинялся какой-либо теории. Можно требовать чтобы теории описывали реальный мир.
Поскольку я употребляю термин "цв. пространство" в оговоренном ранее значении, то речь как раз идет о подгонке модели под реальность.
Многие вопросы снимаются если отделить мух от котлет, т.е. четко понимать с чем мы работаем: с ощущениями или физическими характеристиками излучений. И не важно, что из них назвать цветом, цветовое ощущение или цветовой вектор. Важно, чтоб это было что-то одно. Тогда будет меньше путаницы.
В колориметрии это вектор. Все. Если бывает нужно вспомнить об ощущении, это оговаривается отдельно (в случае, есть риск перепутать, что не так часто бывает).
 
Ответ: Продолжение разговора, начатого на foto.ru

Коллеги, мне кажется, что тема утратила предметность. Давайте четко определимся: зачем мы обо всем этом говорим?
Настало время открыть свои мотивы этого разговора: разумеется, я не ставил перед собой задачи переспорить miope -- в споре не рождается истины, как принято считать -- в споре лишь иногда рождается победитель спора. Пусть уважаемый miope остается при своем мнении -- это его святое право. Для меня же лично данная дискуссия -- это наглядная демонстрация того, что всем нам крайне необходимо:
1. Знакомство с совеременным положением дел в image&imaging science.
2. Знакомство с моделями цветового восприятия как данностью, которая сегодня активно входит в нашу профессиональную жизнь (нравится нам это или нет).
3. Понимание того, что наша область знания -- нетехническая дисциплина.
4. Понимание того, что нашу область знания нельзя назвать сформированной и устоявшейся наукой, а, следовательно, каждый, кто вносит в нее какой-то посильный вклад, имеет полное моральное право мыслить, концептуализировать имеющиеся данные и совершенствовать текущие концепции.
Я искренне благодарен своему оппоненту за то, что он продемоснтрировал глубокую осведомленность в вопросе и академическую стойкость в споре.
Полагаю, что если в течение ближайших дней не поступит принципиально новых соображений, то тему можно закрывать.
 
Ответ: Продолжение разговора, начатого на foto.ru

Попытаюсь вставить свои 5 копеек.

Если бы удалось заставить работать технику в тех динамических диапазонах, которые имеются в природе, то навряд ли пришлось обсуждать реакции наблюдателя - они были бы идентичны (или почти идентичны).

Но поскольку реально человек работает в более затемнённых условиях, то цветовые ощущения имеют несколько иные закономерности. И эти закономерности определены конкретными условиями - характер освещения на рабочем месте, характеристики люминофоров и т.д.

По-моему недостаточно замерить ответы рецепторов глаза. Мозг может реагировать на них по своему собственному закону, поэтому остаётся метод сравнения, как наиболее достоверный и наименее критичный к погрешности наблюдателя. Ошибка сравнения будет зависеть только от "экземпляра" наблюдателя.
 
Ответ: Продолжение разговора, начатого на foto.ru

зачем же, не надо закрывать! ругани нет, читать интересно :)
с (1,2) согласен, так и хочется работу бросить, и бежать книжки читать :) эх... Книжки уже есть, осталось денег заработать и время купить :)
 
Ответ: Продолжение разговора, начатого на foto.ru

гхм, перехожу я отсюда на 3DNews, и вижу: http://www.3dnews.ru/news/novie_kameri_ne_budut_davat_zasveti-184491/
технологии уже на насекомых перешли, а академики всё на людях топчутся :) "есть ли жизнь на марсе" :) Стреляет? Стреляет! Почему? А Нюберг его знает, почему! Я думаю, среди моих коллег, более половины текущего периода жизни уделяющих допечатной подготовке, этот подход будет определяющим.
Но всё равно, читать - интересно :) Может быть, лет через 10 отечественные умы / наши дети будут у руля стандартов CIE, кто знает?..
 
Ответ: Продолжение разговора, начатого на foto.ru

MegaBeaver сказал(а):
Книжки уже есть, осталось денег заработать и время купить :)
1. Книжки есть только на английском.
2. Денег никогда не будет.
3. Тезис о недостатке времени -- полные самообман и обман: на "пиво", "диван" и "телевизор" времени почему-то у всех всегда хватает.
По этим трем причинам мы с Андреем и работаем над переводами фундаментальной литературы, которая постепенно выкладывается на форуме БЕСПЛАТНО и, чтобы заполучить эти материалы требуется всего лишь один клик. Еще и еще раз повторю: все необходимые учебные материалы (часть есть, часть будет) Б Е С П Л А Т Н Ы.
 
Ответ: Продолжение разговора, начатого на foto.ru

miope сказал(а):
Так и тут то же самое - Светлота-Тон-Насыщенность созадана исключительно для удобства, нельзя делать из этого вывод, что у человека есть отдельный орган для восприятия тона независимо от остальных компонент. Человеческие ощущения гораздо сложнее, а сторонники "гуманитарного" (в кавычках и еще раз в кавычках) подхода пытаются свести их к измерениям по трем (в лучшем случае - пяти-шести) шкалам.
Коллега, воспринимать тон невозможно, ибо тон не является стимулом. Тон -- это компонент, атрибут цветового ощущения. Этот атрибут может быть психометрически шкалирован. Те атрибуты цветового восприятия, что поддаются психометрическому шкалированию, выделены и описаны (и прошкалированы). Это будут: суб. яркость, цветовой тон, полнота цвета, светлота, насыщенность и чистота цвета.
Казалось бы, у цветового ощущения есть еще атрибуты, не поддающиеся шкалированию. К счастью -- нет. Гарантом является самоя метода психофизических экспериментов, с которой у Вас теперь есть возможность познакомиться.
Давайте все-таки по данному вопросу отложим обсуждение до прочтения Вами "Моделей".
 
Ответ: Продолжение разговора, начатого на foto.ru

пива нет, телевизор неинтересен, диван сломан :), дома компа нет, на принтере печатать манускрипты - начальство убьёт. Думал, в мобилу закачать, да как-то стрёмно глаза портить, уж больно мелко и с картинками проблема. Остаётся в рабочее время на работе читать, не всегда есть такая возможность, да и думается на работе плохо :(

"Колориметрическую настройку монитора" с радостью купил и читал в электричке по дороге к сыну, который у родителей за городом... Жду продолжения Ваших замечательных трудов, Алексей и все-все-все, кто помогает! Спасибо вам и всем коллегам по форуму.

Было бы интересно узнать, какие именно из выделенных атрибутов легче поддавались шкалированию, а какие нет, и как с этим боролись.
 
Ответ: Продолжение разговора, начатого на foto.ru

Alexey Shadrin сказал(а):
Коллеги, мне кажется, что тема утратила предметность. Давайте четко определимся: зачем мы обо всем этом говорим?
Настало время открыть свои мотивы этого разговора:
Свои мотивы я назвал еще на первой странице: помните, синенький абзац? Я настаивал, настаиваю, и буду настаивать на том, что никто не может быть обвинен в "невежестве" на основании того, что его колориметрические взгляды совпадают со взглядами Гуревича и с тем, что прописано в действующих нормативных документах (как бы ужасно они ни были составлены или переведены).

Вы не стали спорить с синеньким абзацем, однако, сочли возможным назвать "классическую" колориметрию "бардаком". В принципе, на этом я мог бы считать свою задачу выполненной: каких-либо аргументов против моего тезиса выдвинуто не было, а негативная оценка состояния дел в "базовой" колориметии - это просто Ваше частное мнение (или даже эмоция), и каждый, ознакомившийся с нашей беседой может сам решить, разделять ли его, или нет. В любом случае, то, что по Гуревичу sRGB (линейное) является цв. пространством, а по словарю CIE таковым является даже гамма-корректированное sRGB, можно считать общепризнанным фактом.

Однако, подобное отношение к этой дисциплине, которой мы столь многим обязаны, не может меня не огорчать, особенно когда оно исходит от человека, прилагающего значительные усилия к распространению колориметрических знаний. Помилуйте, уж Вы-то должны быть предельно осторожны в выражениях - Вас же дети читают! И узнав от Вас, что в "базовой" колориметрии "бардак", они решают (не все, конечно, а только самые дурные, но они же - увы - самые активные), что "классиков" читать не нужно, все равно там "все неправильно", что современный понятийный аппарат "устарел", и вместо систематического изучения вопроса довольствуются почерпнутыми из разных источников обрывками знаний, которые скаладываются в их мозгу в самые фантастические картины. Поверьте, если бы вместо публичной дискредитации "классической" колориметрии Вы рассказывали бы о пользе, которую приносит чтение Гуревича перед сном (как я понимаю, к этому автору у Вас нет особых претензий), то "бардака" стало бы несколько меньше (хотя бы локального). Безусловно, обсуждать проблемы, существующие в колориметрии, можно (и нужно). Но не имеет смысла рассказывать, что "сэр Джон умер" тем, кто никогда и не знал, что сэр Джон жил. Начинать изучение науки знакомством с ее недостатками - не слишком перспективный путь.
Alexey Shadrin сказал(а):
Для меня же лично данная дискуссия -- это наглядная демонстрация того, что всем нам крайне необходимо:
1. Знакомство с совеременным положением дел в image&imaging science.
2. Знакомство с моделями цветового восприятия как данностью, которая сегодня активно входит в нашу профессиональную жизнь (нравится нам это или нет).
3. Понимание того, что наша область знания -- нетехническая дисциплина.
4. Понимание того, что нашу область знания нельзя назвать сформированной и устоявшейся наукой, а, следовательно, каждый, кто вносит в нее какой-то посильный вклад, имеет полное моральное право мыслить, концептуализировать имеющиеся данные и совершенствовать текущие концепции.
Я вполне согласен с этими тезисами, однако хотел бы добавить - поскольку, как показывает практика, не для всех это очевидно - что знакомиться с современным положениме дел и с CAM'ами, и уж тем более вносить вклад в развите колориметрии можно только после того, как изучена - и понята - "классическая" колориметрия (со всеми ее недостатками), и - в частности - усвоен ее понятийный аппарат. В противном случае от пп. 1, 2 и 4 вреда будет больше, чем пользы.
 
Ответ: Продолжение разговора, начатого на foto.ru

Alexey Shadrin сказал(а):
Давайте все-таки по данному вопросу отложим обсуждение до прочтения Вами "Моделей".
Да, конечно. А то еще получится, как с CIECAM'ом: мне возможность контролировать окружение казалась абсолютно фантастической, а выяснилось, что для других это - суровые трудовые будни ;-)
 
Ответ: Продолжение разговора, начатого на foto.ru

miope сказал(а):
Поверьте, если бы вместо публичной дискредитации "классической" колориметрии Вы рассказывали бы о пользе, которую приносит чтение Гуревича перед сном (как я понимаю, к этому автору у Вас нет особых претензий), то "бардака" стало бы несколько меньше (хотя бы локального).
Дорогой коллега, если Вы обратили внимание, то под грифом "Важно" на нашем форуме висит тема "УЧИТЬСЯ. УЧИТЬСЯ. УЧИТЬСЯ". (http://forum.rudtp.ru/showthread.php?t=11768)
В ней есть пункт:
3. Внимательно изучить труды классиков:
http://shadrin.rudtp.ru/Classic/
Если Вы щелкнете по этой ссылке, то увидите Джадда и Гуревича. Это то, что сегодня есть на русском.
О том, что нужно изучать классическую литературу я воплю у же не первый год.
Говоря о бардаке, я говорю о современном бардаке. "Современность" -- это период с 1967 г. по сей день. Все, что было до того, в частности, те положения, что были приняты на кембриджском конгрессе МКО в 1931 г. нужно знать как "Отче наш", о чем я тоже ору постоянно.
Современный бардак в умы русских специалистов внесен:
1. Товарищем Нюбергом и иже с ним.
2. Международным словарем в его русскоязычной части.
Вот об этом и толкую.
Тезис о том, что я рекомендую не читать классиков отвергаю гневно. Дело обстоит "с точностью до наоборот".
 
Ответ: Продолжение разговора, начатого на foto.ru

Добрый день Алексей
Alexey Shadrin сказал(а):
Давайте четко определимся: зачем мы обо всем этом говорим?
1. Знакомство с совеременным положением дел в image & imaging science.[/QUOTE]
Полностью солидарен.
Alexey Shadrin сказал(а):
2. Знакомство с моделями цветового восприятия как данностью, которая сегодня активно входит в нашу профессиональную жизнь (нравится нам это или нет).
Это я бы переформулировал.
2. Знакомство с новыми течениями в колориметрии, которые сейчас развиваются (нравится нам это или нет).
Alexey Shadrin сказал(а):
3. Понимание того, что наша область знания -- нетехническая дисциплина.
Не согласен. Я профессионально занимаюсь разработкой алгоритмов обработки изображений для нового стандарта телевидения. Т.е. чисто техническими вопросами.
Alexey Shadrin сказал(а):
4. Понимание того, что нашу область знания нельзя назвать сформированной и устоявшейся наукой, а, следовательно, каждый, кто вносит в нее какой-то посильный вклад, имеет полное моральное право мыслить, концептуализировать имеющиеся данные и совершенствовать текущие концепции.
С этим я то же полностью согласен. Больше того пытаюсь именно этим и заниматься. Этим летом в Сан Петербурге была международная конференция технологии печати, где я рассказывал о проблемах метрик в колориметрии и получил приглашение провести семинар в Рочестере на эту тему. Поэтому я буду искренне благодарен вам за критику предлагаемых пересмотров концепций в направлении более строго физико-математического изложения принятых еще в XIX веке моделей, на которых построены все современные системы цифровой обработки изображений.

Если я не ошибаюсь, то И.Кант писал "в каждой науке столько науки сколько в ней математики".

Но если строгое физико-математическое изложение того, что может быть изложено в колориметрии вас не интересует, то приношу извинение за попытку проинформироватьвас об этом.
 
Ответ: Продолжение разговора, начатого на foto.ru

C.H. сказал(а):
Не согласен. Я профессионально занимаюсь разработкой алгоритмов обработки изображений для нового стандарта телевидения. Т.е. чисто техническими вопросами.
Сергей, я опять согрешил "имением в виду". Каюсь. Борюсь в себе с "имениями в виду" как только могу, но пока получается плохо. Итак, под "нетехнической" я имел в виду, область гуманитарную. Но "гуманитарный" здесь не является антитезой технике. "Гуманитарный" означает "ориентированный на человека". Мне не хотелось заводить разговор о междисциплинарности нашей сферы, а хотелось подчеркунть ее цели. По сути наша область междисциплинарна: потребности человека в воспроизведении изображений удовлетворяются на основе знания физиологии восприятия зрительных стимулов и неких технических приемов. Ваш стандарт, каким бы он ни был, в любом случае подчинен в том числе физиологии восприятия, иначе эти телевизоры окажутся пригодными для кого угодно, но не для человека. Конечно же для краткости и точности описания процессов используется специфический и универсальный язык -- математика.
Но если строгое физико-математическое изложение того, что может быть изложено в колориметрии вас не интересует, то приношу извинение за попытку проинформировать вас об этом.
И рад бы, да кишка тонка: я совсем не знаю математики -- мои познания в ней ограничиваются примитивными квадратными матрицами. Я -- физиолог, врач по образованию. Мне очень трудно разбираться, подчас невозможно. При работе над книжкой о мониторах я занимался с репетитором по математике, чтобы хоть что-то понять.
Плюс к тому, я не претендую на звание исследователя и тем более ученого -- таковым не являюсь. Моя миссия предельно скромна: трансляция знаний. Кажется, Улугбек сказал, что "нет большего духовного наслаждения, чем внимать голосу ученых мужей". Внимаю, переписываю и иногда пересказываю. Своеобразный вид наркомании, сопровождаемый не столько помутнением, сколько абстиненцией :) А передний край технического прогресса мне не интересен, увы.
 
Ответ: Продолжение разговора, начатого на foto.ru

Добрый день всем присутствующим.
[small]Теплая здесь компания собралась --- гуманитарий, математик, физик...
Надеюсь, вы не будете возражать, если к вам присоединится геометр, доведя общее количество математиков, обильно пишуших в тему, до внушительного числа:)[/small]

Отвечу сначала 2 Alexey Shadrin
Для меня же лично данная дискуссия -- это наглядная демонстрация того <съел буквоежка>...
Как мне кажется, гораздо более существенно в этой дискуссии то, что собравшимся здесь людям отнюдь не безразлична колориметрия, и мы пытаемся выяснить (или хотя бы уяснить) куда нам дальше двигаться.

А теперь внесу свои пять копеек в тему.

По поводу термина "цветовое пространство".
Предлагаю то, что имеет в виду под цветовым пространством С.Н. назвать, например, "фундаментальное пространство цветового зрения".
Под этим термином следует понимать линейную оболочку множества классов эквивалентности электромагнитных излучений в оптическом диапазоне (визуальных стимулов). Отношение эквивалентности --- метамеризм стандартного наблюдателя.
При таком определении остается открытым вопрос о выборе представителей из каждого класса эквивалентности (см. диссертацию Wyszecki, 50-е годы прошлого века). Вышецки эту задачу не решил.
Зато есть идея 80-х годов прошлого века (J. Cohen) о построении фундаментального пр-ва. В наших терминах --- о выборе представителя из каждого класса эквивалентности. Так что и эту задачу можно считать разрешенной.

Гораздо сложнее то, что напрямую связано с ощущениями (адаптация и т.д.).
Но и тут, если присмотреться, все не так уж и плохо.

Позволю себе, будучи, в силу своего возраста, молодым и задорным, некоторое допущение о будущем и даже настоящем.
"Бумажный век" закончился. Будущее за электронной бумагой и прочими электронными устройствами цветовоспроизведения.
Более того, будущее за примерно такими устройствами стереовидения --- http://www.ixbt.com/news/all/index.shtml?06/69/94.
Что это значит для колориметрии? Да, в общем-то, ничего особенного. Кроме упразднения понятия "условия наблюдения" за ненадобностью.
Сделать такое устройство достаточными динамическим диапазоном и разрешением --- вопрос времени.
 
Ответ: Продолжение разговора, начатого на foto.ru

pell сказал(а):
"Бумажный век" закончился. Будущее за электронной бумагой и прочими электронными устройствами цветовоспроизведения.
Казалось бы -- да. Но только тогда, когда электронные системы научатся динамически генерить кардинальные стимулы за счет субтрактивного принципа. Сегодняшние самосветящиеся дисплеи часто вылетают за среднюю светимость окружения и начинают раздражать наблюдателя, бо эволюция человека шла на 99.(9)% среди стимулов, полученных за счет отражения. Последнее означает, что светимость предметов не превышала светимость источников освещения. "Не люблю читать с экрана" -- это из этой области.
Более того, будущее за примерно такими устройствами стереовидения --- http://www.ixbt.com/news/all/index.shtml?06/69/94.
Не приживется. Уже проверено. По двум причинам:
1. Стерео-эффект по большому счету никому не нужен, не востребован (несмотря на природную стереоскопичность зрения).
2. Жарко. Просто жарко.
Однако просьба не отклоняться от темы :)
 
Ответ: Продолжение разговора, начатого на foto.ru

pell сказал(а):
и мы пытаемся выяснить (или хотя бы уяснить) куда нам дальше двигаться.
К сожалению, даже на нашем форуме (не говоря уже о других) любое независимое размышление подвергается шквалу нападок, цитат, упреков в отклонении от "линии партии" и пр. Еще более дремучей является ситуация в российских аакадемических кругах (что на Западе, я не знаю, но, думаю, то же самое. Впрочем, может С.Н. расскажет). Поэтому последние полтора года (после выхода книжки о мониторах) я уже не позволяю себе каких-либо интеллектуальных новаций, а каждую ранее не звучавшую мысль теперь стараюсь завершать вот так: (Uncle Sam, 2006).
 
Ответ: Продолжение разговора, начатого на foto.ru

Alexey Shadrin сказал(а):
Казалось бы -- да. Но только тогда, когда электронные системы научатся динамически генерить кардинальные стимулы за счет субтрактивного принципа. Сегодняшние самосветящиеся дисплеи часто вылетают за среднюю светимость окружения и начинают раздражать наблюдателя, бо эволюция человека шла на 99.(9)% среди стимулов, полученных за счет отражения. Последнее означает, что светимость предметов не превышала светимость источников освещения. "Не люблю читать с экрана" -- это из этой области.
Ну... насчет субтрактивного принципа можно и поспорить. Ибо если устройство, для простоты, работает линейно (то есть, гамма=1 в современных терминах), то достаточно повесить простенький датчик (встроить его в рамку экрана) и регулировать максимальную яркость соответственно. Это самый простой вариант.

Alexey Shadrin сказал(а):
Не приживется. Уже проверено. <съел буквоежка>
Тогда еще что-нибудь придумают:) Однако, отклоняемся от темы.

Alexey Shadrin сказал(а):
К сожалению, даже на нашем форуме (не говоря уже о других) любое независимое размышление подвергается шквалу нападок, цитат, упреков в отклонении от "линии партии" и пр.
Всегда так было и всегда так будет. Ничего страшного, вода камень точит.

А с "бумажным" цветовоспроизведением все уж больно страшно --- я себе не представляю, как добиться действительно точного цветовоспроизведения на бумаге без регистрации стимулов спектрофотометром (кстати, надо бы как-нибудь шутки ради посчитать зависимость точности такого метода от шага дискретизации спектра).
 
Ответ: Продолжение разговора, начатого на foto.ru


Не по теме:
pell сказал(а):
достаточно повесить простенький датчик (встроить его в рамку экрана) и регулировать максимальную яркость соответственно. Это самый простой вариант.
И Вы, и я много раз видели такие штуки (Barco, Sony, Eizo) -- все это работает, но работает медленно -- освещение меняется, экран отстает. В итоге, раздражает еще больше :)

 
Статус
Закрыто для дальнейших ответов.